Доклад по теме «Здоровьесберегающие компетентности»
статья на тему
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»
муниципальное образование города Братска
(МБОУ «О(С)ОШ № 1»)
Выступление на ШМО УГЦ по теме:
«Здоровьесберегающие компетентности»
Подготовила Паненкова С.Н.
учитель русского языка и литературы
Прежде чем сделать ребенка умным,
сделай его здоровым и крепким.
Жан - Жак Руссо
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса.
Освоение школьниками знаний о здоровом образе жизни невозможно без ценностной мотивации личности учащихся. В процессе приобретения знаний воспитанники получают возможность осознать здоровье как главную ценность человеческой жизни, и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее.
Основные здоровьесберегающие компетенции:
- Высокий уровень самоуважения, самопринятия, рефлексии;
- Наличие жизненных целей; собственной системы ценностей, целей и установок;
- Осмысленность жизни, построение временной перспективы;
- Сформированность мотивации достижения, социально значимых ценностных ориентаций;
- Интернальный локус контроля, высокий уровень ответственности
- Способность делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение;
- Навыки принятия решений;
- Умения различать эмоции и чувства, распознавать их у себя и других;
- Умения понимать и принимать свои эмоции и чувства окружающих людей;
- Навыки совладания со стрессом, способность к саморегуляции;
- Умения и желание общаться с окружающими, понимать их поведение, видеть перспективы
- Навыки проявления инициативы в социальных взаимодействиях
- Навыки отстаивания собственного мнения, защиты собственной позиции
- Умения разрешать конфликты, создавать, сохранять и разрывать дружеские отношения;
- Умения сопереживать, оказывать социальную помощь и поддержку;
- Навыки взаимодействия с представителями противоположного пола, с людьми старшего возраста.
Вывод:
- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- иметь многообразие двигательного опыта и умения использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Важнейшим условием стало обязательное применение на занятиях здоровье сберегающих технологий обучения. Это предполагает:
-учет периодов работоспособности детей на уроке (период «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
-учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);
-наличие эмоциональных разрядок на уроках;
-чередование позы с учетом видов деятельности;
-использование физкультурных пауз на уроках.
Гигиенические показатели, характеризующие урок:
1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски;
2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная, работы и т.д.
3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4.Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, работа и т.д. Норма – не менее трех.
5.Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут.
6.Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.;
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар ,ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).
7.Место и длительность применения ТСО ( в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссий, обсуждения.
8.Физкультминутки и другие. оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма-15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.
9.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.
10.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
11.Психологический климат на уроке.
Очевидно, что работа над формированием здоровье сберегающей компетентности учащихся должна вестись на всех предметах школьного цикла, а не только в процессе обучения русскому языку и литературы, следовательно, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями – предметниками, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне сформированности здоровьесберегающих компетенций школьников разных возрастных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему" Педагогическая компетентность педагога результаты освоения обучающимися,воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений как ресурс реализации ФГОС "
Выступление на педсовете МБОУСОШ№8 г.Ельца, 2012г-ноябрь....
Доклад по теме : "ИКТ-компетентность учителя как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов по предмету “Музыка»
Современный учитель музыки, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, а также требованиям руководителей учебных заведений, должен иметь пользовательские навыки работы с соврем...
Доклад по теме:"Профессиональная компетентность педагога".
Содержание доклада поможет учителям скорректировать свою практическую и теоретическую подготовку к урокам....
Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"
Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортн...
Доклад на тему "Профессиональная компетентность педагога-психолога"
+Профессиональная компетентность педагога - психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования.Изменение социально-экономических условий жизни современн...
Доклад по теме: «Использование компетентно – ориентированных заданий на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ»
Материал предназначен для педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ....
Доклад на тему: «Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»
laquo;Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»Чему я должен научить ребенка сегодня, чтобы он стал успешным завтра? ...