Доклад по теме «Здоровьесберегающие компетентности»
статья на тему

Паненкова Светлана Николаевна

          Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»

муниципальное образование города Братска

(МБОУ «О(С)ОШ № 1»)

Выступление на ШМО УГЦ по теме:

«Здоровьесберегающие компетентности»

Подготовила Паненкова С.Н.

учитель русского языка и литературы

                                                    Прежде чем сделать ребенка умным,

                                             сделай его здоровым и крепким.

                                                                Жан - Жак Руссо

     

            В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса.

            Освоение школьниками знаний о здоровом образе жизни невозможно без ценностной мотивации личности учащихся. В процессе приобретения знаний воспитанники получают возможность осознать здоровье как главную ценность человеческой жизни, и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем.

          Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее.

Основные здоровьесберегающие компетенции:

  1. Высокий уровень самоуважения, самопринятия, рефлексии;
  2. Наличие жизненных целей; собственной системы ценностей, целей и установок;
  3. Осмысленность жизни, построение временной перспективы;
  4. Сформированность мотивации достижения, социально значимых ценностных ориентаций;
  5. Интернальный локус контроля, высокий уровень ответственности
  6. Способность делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение;
  7. Навыки принятия решений;
  8. Умения различать эмоции и чувства, распознавать их у себя и других;
  9. Умения понимать и принимать свои эмоции и чувства окружающих людей;
  10. Навыки совладания со стрессом, способность к саморегуляции;
  11. Умения и желание общаться с окружающими, понимать их поведение, видеть перспективы
  12. Навыки проявления инициативы в социальных взаимодействиях
  13. Навыки отстаивания собственного мнения, защиты собственной позиции
  14. Умения разрешать конфликты, создавать, сохранять и разрывать дружеские отношения;
  15. Умения сопереживать, оказывать социальную помощь и поддержку;
  16. Навыки взаимодействия с представителями противоположного пола, с людьми старшего возраста.

Вывод:

- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

- иметь многообразие двигательного опыта и умения использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

        Важнейшим условием стало обязательное применение на занятиях здоровье сберегающих технологий обучения. Это предполагает:

-учет периодов работоспособности детей на уроке (период   «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

-учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);

-наличие эмоциональных разрядок на уроках;

-чередование позы с учетом видов деятельности;

-использование физкультурных пауз на уроках.

Гигиенические показатели, характеризующие урок:

1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски;

2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная, работы и т.д.

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

4.Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, работа и т.д. Норма – не менее трех.

5.Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут.

6.Наличие и выбор   на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.;

активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар ,ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).

7.Место и длительность применения ТСО ( в соответствии  с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссий, обсуждения.

8.Физкультминутки и другие. оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма-15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.

9.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

10.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности  на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

11.Психологический климат на уроке.

   Очевидно, что работа над формированием здоровье сберегающей компетентности учащихся  должна вестись на всех предметах школьного цикла, а не только  в процессе обучения русскому языку и литературы, следовательно, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями – предметниками, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне сформированности здоровьесберегающих компетенций школьников разных возрастных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме : "ИКТ-компетентность учителя как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов по предмету “Музыка»

Современный учитель музыки, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, а также требованиям руководителей учебных заведений, должен иметь пользовательские навыки работы с соврем...

Доклад по теме:"Профессиональная компетентность педагога".

Содержание доклада поможет учителям скорректировать свою практическую и теоретическую подготовку к урокам....

Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"

Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортн...

Доклад на тему "Профессиональная компетентность педагога-психолога"

+Профессиональная компетентность педагога - психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования.Изменение социально-экономических условий жизни современн...

Доклад на тему: «Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»

laquo;Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»Чему я должен научить ребенка сегодня, чтобы он стал успешным завтра?      ...