Главные вкладки

    Доклад по теме «Здоровьесберегающие компетентности»
    статья на тему

    Паненкова Светлана Николаевна

              Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования администрации г.Братска

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»

    муниципальное образование города Братска

    (МБОУ «О(С)ОШ № 1»)

    Выступление на ШМО УГЦ по теме:

    «Здоровьесберегающие компетентности»

    Подготовила Паненкова С.Н.

    учитель русского языка и литературы

                                                        Прежде чем сделать ребенка умным,

                                                 сделай его здоровым и крепким.

                                                                    Жан - Жак Руссо

         

                В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса.

                Освоение школьниками знаний о здоровом образе жизни невозможно без ценностной мотивации личности учащихся. В процессе приобретения знаний воспитанники получают возможность осознать здоровье как главную ценность человеческой жизни, и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем.

              Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее.

    Основные здоровьесберегающие компетенции:

    1. Высокий уровень самоуважения, самопринятия, рефлексии;
    2. Наличие жизненных целей; собственной системы ценностей, целей и установок;
    3. Осмысленность жизни, построение временной перспективы;
    4. Сформированность мотивации достижения, социально значимых ценностных ориентаций;
    5. Интернальный локус контроля, высокий уровень ответственности
    6. Способность делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение;
    7. Навыки принятия решений;
    8. Умения различать эмоции и чувства, распознавать их у себя и других;
    9. Умения понимать и принимать свои эмоции и чувства окружающих людей;
    10. Навыки совладания со стрессом, способность к саморегуляции;
    11. Умения и желание общаться с окружающими, понимать их поведение, видеть перспективы
    12. Навыки проявления инициативы в социальных взаимодействиях
    13. Навыки отстаивания собственного мнения, защиты собственной позиции
    14. Умения разрешать конфликты, создавать, сохранять и разрывать дружеские отношения;
    15. Умения сопереживать, оказывать социальную помощь и поддержку;
    16. Навыки взаимодействия с представителями противоположного пола, с людьми старшего возраста.

    Вывод:

    - позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

    - владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

    - иметь многообразие двигательного опыта и умения использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

    - уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

            Важнейшим условием стало обязательное применение на занятиях здоровье сберегающих технологий обучения. Это предполагает:

    -учет периодов работоспособности детей на уроке (период   «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

    -учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);

    -наличие эмоциональных разрядок на уроках;

    -чередование позы с учетом видов деятельности;

    -использование физкультурных пауз на уроках.

    Гигиенические показатели, характеризующие урок:

    1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски;

    2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная, работы и т.д.

    3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

    4.Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, работа и т.д. Норма – не менее трех.

    5.Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут.

    6.Наличие и выбор   на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.;

    активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар ,ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).

    7.Место и длительность применения ТСО ( в соответствии  с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссий, обсуждения.

    8.Физкультминутки и другие. оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма-15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.

    9.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

    10.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности  на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

    11.Психологический климат на уроке.

       Очевидно, что работа над формированием здоровье сберегающей компетентности учащихся  должна вестись на всех предметах школьного цикла, а не только  в процессе обучения русскому языку и литературы, следовательно, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями – предметниками, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне сформированности здоровьесберегающих компетенций школьников разных возрастных групп.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему «Здоровьесберегающее образование»

    Доклад на тему «Здоровьесберегающее образование»...

    Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

    В докладе рассказано как на уроках математики я применяю здоровьесберегающие технологии,какие применяю упражнения, какие применяю методики....

    Доклад на тему: «Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя»

    Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распростран...

    Доклад по теме : "ИКТ-компетентность учителя как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов по предмету “Музыка»

    Современный учитель музыки, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, а также требованиям руководителей учебных заведений, должен иметь пользовательские навыки работы с соврем...

    Доклад по теме:"Профессиональная компетентность педагога".

    Содержание доклада поможет учителям скорректировать свою практическую и теоретическую подготовку к урокам....

    Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"

    Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортн...