Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"
методическая разработка по психологии

Доронина Юлия Петровна

Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортной и безопасной образовательной среды выступают отношения педагога с учащимися, где значительную роль играет именно коммуникативная компетентность учителя, ведь овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

Педагог-психолог МБОУ СОШ №2 города Турана

 Доронина Юлия Петровна

Федеральные государственные стандарты второго поколения требуют повышения психолого-педагогической компетентности учителей. Важным компонентом психологически комфортной и безопасной образовательной среды выступают отношения педагога с учащимися, где значительную роль играет именно коммуникативная компетентность учителя.

По мнению Е. В. Филатовой, коммуникативная компетентность – основа профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимодействие с обучающимися [2]. Мы понимаем коммуникативную компетентность как способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов. Исследования показали, что позиция учителя, стиль его поведения и общения серьезно влияют на психологический комфорт учащихся в образовательной среде и на отношение учащихся к учению в целом. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.

    Взаимоотношения учителя с учениками –  важнейшее условие психологического комфорта и безопасности  в школе. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.

     Актуальной практической задачей учреждений образования становится создание  социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал учителей и учеников. Психологически безопасная и комфортная образовательная среда школы - это среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия.

Создание благоприятного психологического комфорта в школе - одна из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми, ведь психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.  Это  своеобразное  условие, обеспечивающее развитие личности: ребенок либо раскрывается, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере, как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:

  1. Просьбы, а не требования;
  2. Убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  3. Четкую организацию, а не жесткую дисциплину;
  4. Компромисс, а не конфронтацию и т.д.

Выделим следующие необходимые условия психологический комфорта:

  1. Доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
  2. Создание ситуации успеха;
  3. Использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;
  4. Комфортная внутришкольная среда (благоприятные внешние условия школы).

Таким образом, для создания психологического комфорта в образовательной среде педагоги должны выполнять три функции.

Первая функция – «открытие» ребенка на общение». Педагогические операции:

1. Выбор пластической позы. 

2. Подача информации с позиции «МЫ»

Вторая функция «соучастия». Педагогические операции:

1. Демонстрация расположенности.

2. Проявление интереса

3. Оказание помощи 

Третья функция «возвышение» ребенка. Педагогические операции:

1. Просьба о помощи

2. Поддержание оптимистического рубежа

Стоит отметить, что важное место в  создании психологического комфорта занимает оценка.

Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу в школе, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.

С целью совершенствования коммуникативной компетентности педагогов психологической службой МБОУ СОШ №2 города Турана проводится диагностика коммуникативных особенностей педагогов. Методики, позволяющие всесторонне оценить исследуемые параметры [1]:

  • «Опросник поликоммуникативной эмпатии» (И.М. Юсупов)
  • «Шкала доброжелательности» (Кэмпбелл).
  • «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнейдер).

По результатам проведённых методик, можно отметить, что для педагога высокий уровень развития поликоммуникативной эмпатии является важным условием для гармоничного взаимодействия с обучающимися. Людям со средним уровнем поликоммуникативной эмпатии  не чужды эмоциональные проявления. Но чаще всего они держат их под самоконтролем. Это важное для педагога качество. Оно  позволяет педагогу построить спокойные, уважительные отношения с обучающимися, если  он не боится быть искренним. Очевидно, что педагог с низким уровнем поликоммуникативной эмпатии испытывает явные трудности в своей педагогической деятельности.

Педагоги, которые обладают высоким уровнем доброжелательности ободряют учащихся, поддерживают их, готовы разобраться в сложной или конфликтной ситуации для принятия справедливого решения. Эти педагоги умеют делать замечания учащимся таким образом, чтобы не подорвать их веру в себя, их критика носит конструктивный характер.

Высокий уровень коммуникативного контроля говорит о том, что данные педагоги гибко реагируют на изменение ситуации, адекватны при включении в различные социальные роли, способны прогнозировать впечатление, которое производят на окружающих, управляют выражением собственных эмоций. Средний уровень коммуникативного контроля у педагогов, которые  в большей степени социально адаптивны, так как не склонны игнорировать окружающих, в поведении ориентированы на социальные нормы. Поведение педагогов с низким уровнем коммуникативного контроля чрезвычайно устойчивое. Они не склонны изменять модель поведения даже по требованию ситуации. Для педагога негибкость, стереотипность взглядов и установок, неумение и/или нежелание предвосхищать и прогнозировать ситуацию является препятствием для осуществления профессиональной коммуникации.

   Из выше изложенного, можно сделать вывод, что развитие коммуникативной компетентности педагога можно рассматривать и как совершенствование профессиональных компетентностей, и как одно из условий формирования и развития безопасной образовательной среды школы. Необходимость работы над  коммуникативной компетентностью педагогов для создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды  становится очевидной.

 

Библиографический список 

 

1. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Изд-во института психотерапии, 2002.

2. Филатова Е. В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура  // «Magister Dixit» – научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – 2012. – № 1 (03). – Март. URL: http://md.islu.ru/