ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ И БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.
статья по теме

Горюшкина Ольга Михайловна

Статья рассматривает образовательную среду школы как психологически комфортную и безопасную среду для всех участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_sreda.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ И БЕЗОПАСНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

Горюшкина О.М.,

КГБОУ «Ачинская школа № 3», г. Ачинск

 Психологически комфортная и безопасная образовательная среда является важным условием для психологического благополучия детей и подростков.

Среда человека – это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий. По теории педагога и психолога В.А. Ясвина образовательная среда делится на физическую (пространственную), социальную, обучающую.  [1]

   Именно с этой точки зрения мы рассмотрели образовательную среду нашей школы, как условие для психологического благополучия обучающихся. Правильная организация школьной среды обеспечивает удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса.

   Под физической (пространственной) образовательной средой понимается архитектура здания школы, внутреннее обустройство, дизайн. На первом этаже, в фойе, для родителей организована зона ожидания с диванами, информационными стендами, телевизором, где можно посмотреть различные видео с участием учащихся школы.

   На третьем этаже расположены зоны отдыха для обучающихся с мягкими диванами, зелеными уголками с множеством растений. Школьные коридоры украшены картинами, творческими работами учеников. В каждом учебном кабинете начальной школы есть место для отдыха  с настольными играми и книгами.

   В школе оборудованы кабинеты: педагога-психолога, учителей - логопедов, учителя - дефектолога, сенсорная комната, библиотека, кабинет информатики, актовый зал, спортивный зал, зал хореографии, тренажерный зал, кабинет ЛФК, массажный кабинет.

Медицинскими работниками проводится соответствующее сопровождение учащихся. Уделяется большое внимание организации горячего питания детей, как одного из факторов сохранения и укрепления здоровья.

   Рассматривая пространственную среду с точки зрения безопасности и доступности,  в школе работает видеонаблюдение, вход в учреждение оборудован пандусом, по коридорам первого этажа расположены поручни, на всех лестницах безопасные перила. Так как в школе обучаются дети - инвалиды продолжается постоянное развитие доступной среды для всех категорий учащихся.

   Социальная среда - это среда взаимоотношений. Здесь происходит формирование дружного детского коллектива, распределяются статусы и роли в общении по позициям «дети-дети», «взрослые-дети», «взрослые-взрослые». Этот процесс несет в себе риск возникновения конфликтов.

    Организация социальной среды в нашей школе основана на совместной деятельности всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Для профилактики и предотвращения конфликтных ситуаций в школе работает Служба Медиации. Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство -  это создание условий для принятия, освоения участниками образовательных отношений медиации как альтернативного способа разрешения конфликтов, создания безопасного пространства, позволяющего снижать риски острых опасных ситуаций, негативных последствий, условие целостности школьного сообщества, создания гуманной культуры отношений. [2] Учащиеся школы прошли обучение по программе «Группа равных», активно участвуют в решении конфликтных ситуаций в учреждении.

 Классные и общешкольные мероприятия проходят в различных формах: проекты, интеллектуальные игры, научно-исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества.  Так же проводятся спортивные соревнования, акции, квесты в рамках формирования здорового образа жизни. Дни самоуправления, соуправления, дни именинника, праздники, как сложившиеся традиции школы. Во всех мероприятиях принимают участие родители обучающихся.

Одним из важных направлений школьного сообщества является участие и реализация социальных проектов. На территории школы реализованы такие проекты как: «Территория семьи», «Растения дарят здоровье», «Школьный оазис», «Красота своими руками».

      Это помогает установить дружеские, доверительные отношения между учащимися, родителями, педагогами, раскрыться, узнать друг друга с различных сторон, чувствовать себя в безопасности.

   Обучающая среда - это среда, в которой организуются процессы образования личности, результатом  является приращение индивидуальной культуры учащегося.[2]

В нашей школе обучаются дети ОВЗ, дети-инвалиды. Для этих категорий учеников разрабатываются адаптированные программы с учетом рекомендаций ПМПК. Организовано сопровождение узкими специалистами: педагогом – психологом, учителем - логопедом, учителем - дефектологом, социальным педагогом. Педагоги школы в своей работе используют индивидуальный подход,  здоровьесберегающие технологии, бинарные и интегрированные уроки.  

В школе работают специалисты дополнительного образования: музыканты, хореограф, спортивные тренера по биатлону, шахматам, лыжам, гирям, теннису, тренер  тренажерного зала,  специалист по робототехнике. Ученики выбирают интересные для себя направления, посещают занятия,  развиваются. Дети принимают активное участие в мероприятиях школьного, городского, краевого, всероссийского и международного уровнях.

Каждый вид образовательной среды нашей школы постоянно развивается, мы делаем это через участие в конкурсах, проектах и активное профессиональное и творческое взаимодействие всех работников школы.

Библиографический список

  1. В.А. Ясвин «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» М.; Смысл 2001г.
  2. Е.Г. Пригодич, М.А. Тукалова, Н.А. Никитина «Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство школы». Красноярск, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание психологически комфортной среды на уроках химии

Если на уроках ребенку комфортно работается -  ему интересно, он осознает себя не обучаемым, а человеком, значит будет результат -что- то полезное с уроков химии ученик обязательно унесет.(Я имею...

Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технол...

Психологически комфортная образовательная среда школы

Психологически комфортная образовательная среда школы: предпосылки и барьеры....

"Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) БУЛЛИНГ...

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды  для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."...

Система работы по созданию условий безопасной и психологически комфортной среды

Аннотация.Рассмотрен перечень проблем, связанных с современной ситуацией развития отечественной системы образования, оказывающих влияние на психологическую безопасность современной образовательной сре...

методическая разработка по формированию психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

laquo;Безопасность»- это чувство защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности и защищенности является фактором стр...