п.1.5 Психологическая оценка комфортности и безопасности образовательной среды.
материал

Севастьянова Ольга Алексеевна

1) Аналитическая справка по изучению уровня комфортности обучающихся за 2021-2022 учебный год

2) Аналитическая справка по изучению уровня комфортности обучающихся за 2022-2023 учебный год

3) Мероприятия, проведенные в 2023-2024 учебном году, относящиеся к комфортности и безопасности образовательной среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по изучению уровня комфортности учащихся МБОУ СОШ №7 г. Охи им. Д.М. Карбышева в образовательной среде.

Диагностика была проведена педагогом –психологом Севастьяновой О.А. совместно с классными руководителями 5,6,10,11 классов.

Использованы методики: Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин), анкетирование по изучаемой проблеме, Филлипс-тест. Тест А.М. Прихожан, Спилбергера, Н.Г. Лускановой «Методика оценки уровня школьной мотивации».

«Методика изучения мотивации подростков на этапе окончания средней школы

Методика диагностики самооценки у подростков и старших школьников (адапт.Л.Д.Столяренко) и другие.

"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют". Существует три структурные составляющие данного понятия. Комфортность: психологическая, интеллектуальная, физическая. Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками в школе; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Источником психологической комфортности является:

  • положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
  • доброжелательное отношение между учителем и учеником.

Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере. Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося

  1. Составляющие компоненты «комфортности».

В структуру психологической комфортности ребенка в образовательной среде входит 4 компонента:

Организационный компонент (комфортность в предметной среде школы и образовательном процессе)

  1. Деятельностный компонент (комфортность в учебной деятельности)
  2. Коммуникативный компонент (комфортность в общении)
  3. Личностный компонент (внутриличностная комфортность). В соответствии с представленной структурой психологической комфортности можно выделить также 4 группы ее показателей.           

Показатели психологической комфортности ребенка в ОУ

Компоненты психологической комфортности

Показатели психологической комфортности

  1. Организационный компонент

Удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в школе

  1. Деятельностный компонент

1) мотивация учебной деятельности;

2) мотивация достижения успехов (избегания неудач);

3) уровень притязаний;

4) отношение к учению;

  1. Коммуникативный компонент

1) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – ученик»;

2) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – учитель»

  1. Личностный компонент

1) преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности);

2) уровень самооценки

 

  1. Личностный компонент. Результаты анализа напряженности.

 Высокая напряженность отмечается   в 6 Б -2 чел., 10 А - 1 чел., 11 – 3, всего 6 учащихся (1,1 %) высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у тех детей, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечается   проявление отрицательных эмоций, как правило, они недостаточно хорошо справляются с учебной программой.

Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, мы можем сказать, что   учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно, комфортность учебной среды в данном случае достаточно высокая.

  1. Коммуникативный компонент

Результаты:

Класс

Оценка психологического климата

Высокий уровень благоприятности

Средний

Низкий (отрицательная оценка психологического климата)

 5 А

26,2

51,1

22,7

 5 Б

25,8

52,9

21,3

 6 А

24,9

49,8

25,3

 6 Б

34,6

47

18,4

 6 В

32,5

45,9

21,6

 10 А

30

46,7

23,3

 10 Б

37,6

50

12,4

 11 А

41,2

49,5

9,3

 11 Б

40,1

52,3

7,6

Итого

32,5

49,4

18,1

Из анализа результатов видно, что не все учащиеся чувствуют себя комфортно в классном коллективе. Таким ребятам сложно наладить взаимоотношения со сверстниками, они выбирают два пути: агрессию и конфликт или «уход в себя», вплоть до ухода из класса и школы.

  1. Деятельностный компонент

Анализ мотивации учения и самооценки обучающихся

Классы

Мотивация

Самооценка

высокий уровень

средний

низкий

высокий уровень

средний

низкий

5 А

12,5

49,5

38

8,9

71,5

19,6

5 Б

14,7

48,5

36,8

8,7

69,8

21,5

5 В

11,9

47,8

40,3

9,2

72,5

18,3

6 А

15,6

55

29,4

11,2

68,6

20,2

6 Б

17,8

61,2

21

10,8

72,3

16,9

6 В

19,5

58,7

21,8

9,9

74,2

15,9

10 А

23,5

61,3

15,2

7,8

71,9

20,3

10 Б

24,7

59,8

15,5

6,8

69,3

23,9

11 А

28,7

57,1

14,2

8,1

74,6

17,3

11 Б

31,2

62,3

6,5

9,2

78,2

12,6

Итого

22,2

62,3

15,5

10

80,3

9,7

Мониторинг состояния ситуативной и личностной тревожности учащихся 6, 10-11 классов. Выражен в %.

Класс

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

высокий уровень

умеренный

низкий

высокий уровень

умеренный

низкий

6 А

5,6

49,5

44,9

9,2

71,5

19,3

6 Б

6,1

51,3

42,6

11,2

69,8

19

6 В

7,2

47,5

45,3

10,8

72,5

16,7

10 А

6,9

53,6

39,5

9,9

68,6

21,5

10 Б

5,8

54,7

39,5

7,8

72,3

19,9

11 А

7,1

59,1

33,8

6,8

74,2

19

11 Б

5,5

58,7

35,8

8,1

71,9

20

Итого

4,9

41,6

53,5

9,1

71,5

19,4

  1. Организационный компонент. Наиболее общим показателем психологической комфортности является степень удовлетворенности ребенка образовательным учреждением и своим пребыванием в нем.

Факторы

Участники образовательного процесса

Учащиеся

Родители

Педагоги

Интенсивность

образовательной среды

проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий

проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы

Эмоционально-психологический климат

проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.

Удовлетворенность образовательной средой

проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса

Демократичность образовательной среды

проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса

Содействие формированию познавательной мотивации

проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности

проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы.

Анализ анкеты для учащихся 11 класса.

№ П.п.

Содержание

Ответы:

а

 б

 в

11

Устаешь ли ты обычно на уроках?

Да -18%

На некоторых -82

22

Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт?

Да -30

Не всегда -46

Нет -24

33

Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы?

Да-24

Иногда 52

Нет 24

44

Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?

Да -0

В некоторых случаях 64

Нет 36

55

Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках?

Да 24

Иногда -64

Нет -12

66

Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе.

Высо

кий -0

Достаточный-94

Низкий -6

77

Оцени объем домашних заданий.

Чрезмерный -50

Оптимальный -50

Недостаточный 0

88

Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение?

Да - 42

Не всегда -40

Нет -18

99

Входят ли твои учителя в круг авторитетных для тебя людей?

Да -12

не все -58

Нет -30

110

Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися?

Да -18

Не всегда и не все  52

Нет 30

111

Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы?

Да -6

Не всегда и не в полной мере 58

Нет 36

12

Пользуешься ли ты услугами репетиторов?

Редко -34

Систематически -66

13

Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся предъявляются слишком высокие требования ?

Да -34

Уровень требований оптимальный

54

Уровень требований недостаточный 12

114

Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке ?

Да -36

Хотелось бы чаще  22

Практически никогда

42

115

Имеют ли для тебя большое значение события, происходящие в школьной жизни?

Да  6

Не все  44

Нет  50

116

Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы?

Да  50

Не всегда 50

Нет

117

Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы?

Да 6

Не всегда  64

Нет  30

118

Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ?

Почти уверен, что поступлю 70

Не уверен, что поступлю 30

Почти уверен, что не поступлю

Удовлетворенность обучающихся образовательной средой: 73,5%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

24,5 %

 49 %

26,5 %

6. Анализ результатов диагностики

Диагностика психологической комфортности обучающихся в школе позволяет выявить ее уровень.

Существуют три уровня психологической комфортности:

  1. Уровень психологического дискомфорта («психотравмирующая среда»).
  2. Уровень психологической безопасности («психологическая нейтральная среда»).
  3. Уровень психологической комфортности («психологически комфортная среда»).

                                                                                                         

Выводы и рекомендации:

По результатам исследования в школе 3 уровень комфортности образовательной среды для учащихся- «Психологически комфортная среда»; для 5% учащихся - 2 уровень «Уровень психологической безопасности, «психологическая нейтральная среда».

Заключение

 Уровень комфортности в школе достаточно хороший.

Диагностические методики позволили выявить проблемные области у учащихся, показавших низкие результаты в процессе исследования. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы в данном направлении.

Рекомендации: Как добиться психологической комфортности в школе.

  • используйте в своей работе просьбы, а не требования;
  • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
  • добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
  • не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
  • создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
  • используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Как добиться интеллектуальной комфортности в школе.

  • используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке
  • используйте методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся.
  • используйте динамические паузы или минуты релаксации;
  • наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
  • стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
  • поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
  • создавайте ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся);
  • справедливо оценивайте ответы учащихся. Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

Как добиться физической комфортности в школе.

  • Организация качественного горячего питания в школе;
  • соблюдение питьевого режима;
  • соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
  • обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
  • Современное оснащение образовательного процесса.

 И в заключение: 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на комфортности образовательной среды:

  • уважайте детей;
  • не навреди, ищите в детях хорошее;
  • замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
  • не приписывайте успех себе, а вину ученику;
  • ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже.
  •  будьте великодушны, умейте прощать;
  • на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
  • не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
  • хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
  • только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
  • не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
  • оценивайте поступок, а не личность; дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его плохой поступок в данный момент.

Педагог – психолог   О.А. Севастьянова

Использованная литература:

  1. "Толковый словарь русского языка", Ожегов С.И.
  2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007
  3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.
  4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие/ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.
  5. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по изучению уровня комфортности учащихся МБОУ СОШ №7 г. Охи им. Д.М. Карбышева в образовательной среде.

Диагностика была проведена педагогом –психологом Севастьяновой О.А. совместно с классными руководителями 5,6,10,11 классов.

Использованы методики: Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин), анкетирование по изучаемой проблеме, Филлипс-тест. Тест А.М. Прихожан, Спилбергера, Н.Г. Лускановой «Методика оценки уровня школьной мотивации».

«Методика изучения мотивации подростков на этапе окончания средней школы

Методика диагностики самооценки у подростков и старших школьников (адапт.Л.Д.Столяренко) и другие.

"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют". Существует три структурные составляющие данного понятия. Комфортность: психологическая, интеллектуальная, физическая. Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками в школе; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Источником психологической комфортности является:

  • положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
  • доброжелательное отношение между учителем и учеником.

Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере. Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося

  1. Составляющие компоненты «комфортности».

В структуру психологической комфортности ребенка в образовательной среде входит 4 компонента:

Организационный компонент (комфортность в предметной среде школы и образовательном процессе)

  1. Деятельностный компонент (комфортность в учебной деятельности)
  2. Коммуникативный компонент (комфортность в общении)
  3. Личностный компонент (внутриличностная комфортность). В соответствии с представленной структурой психологической комфортности можно выделить также 4 группы ее показателей.           

Показатели психологической комфортности ребенка в ОУ

Компоненты психологической комфортности

Показатели психологической комфортности

  1. Организационный компонент

Удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в школе

  1. Деятельностный компонент

1) мотивация учебной деятельности;

2) мотивация достижения успехов (избегания неудач);

3) уровень притязаний;

4) отношение к учению;

  1. Коммуникативный компонент

1) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – ученик»;

2) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – учитель»

  1. Личностный компонент

1) преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности);

2) уровень самооценки

 

  1. Личностный компонент. Результаты анализа напряженности.

 Высокая напряженность отмечается   в 7 В -1 чел., 10 Б - 2 чел., 11 – 1, всего 4 учащихся высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у тех детей, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечается   проявление отрицательных эмоций, как правило, они недостаточно хорошо справляются с учебной программой.

Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, мы можем сказать, что   учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно, комфортность учебной среды в данном случае достаточно высокая.

  1. Коммуникативный компонент

Результаты:

Класс

Оценка психологического климата

Высокий уровень благоприятности

Средний

Низкий (отрицательная оценка психологического климата)

 5 А

30

45,9

24,1

 5 Б

37,6

46,7

15,7

 6 А

41,2

50

8,8

 6 Б

40,1

49,5

10,4

 6 В

38,2

38,9

22,9

 10 А

29,6

27,9

42,5

 10 Б

27,8

51,2

21

 11 А

31,8

42,3

25,9

 11 Б

34,5

47,1

18,4

Итого

34,5

44,3

21,2

Из анализа результатов видно, что не все учащиеся чувствуют себя комфортно в классном коллективе. Таким ребятам сложно наладить взаимоотношения со сверстниками, они выбирают два пути: агрессию и конфликт или «уход в себя», вплоть до ухода из класса и школы.

  1. Деятельностный компонент

Анализ мотивации учения и самооценки обучающихся

Классы

Мотивация

Самооценка

высокий уровень

средний

низкий

высокий уровень

средний

низкий

5 А

19,5

58,7

21,8

9,9

74,2

15,9

5 Б

23,5

61,3

15,2

7,8

71,9

20,3

5 В

24,7

59,8

15,5

6,8

69,3

23,9

6 А

28,7

57,1

14,2

8,1

74,6

17,3

6 Б

31,2

62,3

6,5

9,2

78,2

12,6

6 В

28,4

54,9

16,7

6,8

62,5

30,7

10 А

25,6

55,6

18,8

7,1

69,3

23,6

10 Б

32,9

48,9

18,2

6,9

58,9

34,2

11 А

27,9

35,3

36,8

8,5

57,1

34,4

11 Б

19,2

45,2

35,6

9,2

63,4

27,4

Итого

29

54,9

18,2

7,9

68,4

23,7

Мониторинг состояния ситуативной и личностной тревожности учащихся 6, 10-11 классов. Выражен в %.

Класс

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

высокий уровень

умеренный

низкий

высокий уровень

умеренный

низкий

6 А

12,5

58,2

29,3

15,6

22,1

62,3

6 Б

11,9

59,1

29

17,8

19

63,2

6 В

13,4

47,6

39

14,6

23,7

61,7

10 А

9,8

61

29,2

13,2

24,3

62,5

10 Б

9,6

45,2

45,2

11,3

18,8

69,9

11 А

9,1

56,7

34,2

9,8

16,6

73,6

11 Б

8,7

51,1

40,2

9,4

15,9

74,7

Итого

10,07

54,1

35,1

13,1

20,1

66,8

  1. Организационный компонент. Наиболее общим показателем психологической комфортности является степень удовлетворенности ребенка образовательным учреждением и своим пребыванием в нем.

Факторы

Участники образовательного процесса

Учащиеся

Родители

Педагоги

Интенсивность

образовательной среды

проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий

проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы

Эмоционально-психологический климат

проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.

Удовлетворенность образовательной средой

проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса

Демократичность образовательной среды

проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса

Содействие формированию познавательной мотивации

проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности

проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы.

Анализ анкеты для учащихся 11 класса.

№ П.п.

Содержание

Ответы:

а

 б

 в

11

Устаешь ли ты обычно на уроках?

Да -18%

На некоторых -82

22

Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт?

Да -30

Не всегда -46

Нет -24

33

Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы?

Да-24

Иногда 52

Нет 24

44

Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?

Да -0

В некоторых случаях 64

Нет 36

55

Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках?

Да 24

Иногда -64

Нет -12

66

Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе.

Высо

кий -0

Достаточный-94

Низкий -6

77

Оцени объем домашних заданий.

Чрезмерный -50

Оптимальный -50

Недостаточный 0

88

Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение?

Да - 42

Не всегда -40

Нет -18

99

Входят ли твои учителя в круг авторитетных для тебя людей?

Да -12

не все -58

Нет -30

110

Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися?

Да -18

Не всегда и не все  52

Нет 30

111

Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы?

Да -6

Не всегда и не в полной мере 58

Нет 36

12

Пользуешься ли ты услугами репетиторов?

Редко -34

Систематически -66

13

Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся предъявляются слишком высокие требования ?

Да -34

Уровень требований оптимальный

54

Уровень требований недостаточный 12

114

Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке ?

Да -36

Хотелось бы чаще  22

Практически никогда

42

115

Имеют ли для тебя большое значение события, происходящие в школьной жизни?

Да  6

Не все  44

Нет  50

116

Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы?

Да  50

Не всегда 50

Нет

117

Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы?

Да 6

Не всегда  64

Нет  30

118

Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ?

Почти уверен, что поступлю 70

Не уверен, что поступлю 30

Почти уверен, что не поступлю

Удовлетворенность обучающихся образовательной средой: 74,3 %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

27,2 %

 47,1 %

26,5 %

6. Анализ результатов диагностики

Диагностика психологической комфортности обучающихся в школе позволяет выявить ее уровень.

Существуют три уровня психологической комфортности:

  1. Уровень психологического дискомфорта («психотравмирующая среда»).
  2. Уровень психологической безопасности («психологическая нейтральная среда»).
  3. Уровень психологической комфортности («психологически комфортная среда»).

                                                                                                         

Выводы и рекомендации:

По результатам исследования в школе 3 уровень комфортности образовательной среды для учащихся- «Психологически комфортная среда»; для 5% учащихся - 2 уровень «Уровень психологической безопасности, «психологическая нейтральная среда».

Заключение

 Уровень комфортности в школе достаточно хороший.

Диагностические методики позволили выявить проблемные области у учащихся, показавших низкие результаты в процессе исследования. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы в данном направлении.

Рекомендации: Как добиться психологической комфортности в школе.

  • используйте в своей работе просьбы, а не требования;
  • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
  • добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
  • не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
  • создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
  • используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Как добиться интеллектуальной комфортности в школе.

  • используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке
  • используйте методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся.
  • используйте динамические паузы или минуты релаксации;
  • наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
  • стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
  • поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
  • создавайте ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся);
  • справедливо оценивайте ответы учащихся. Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

Как добиться физической комфортности в школе.

  • Организация качественного горячего питания в школе;
  • соблюдение питьевого режима;
  • соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
  • обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
  • Современное оснащение образовательного процесса.

 И в заключение: 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на комфортности образовательной среды:

  • уважайте детей;
  • не навреди, ищите в детях хорошее;
  • замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
  • не приписывайте успех себе, а вину ученику;
  • ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже.
  •  будьте великодушны, умейте прощать;
  • на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
  • не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
  • хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
  • только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
  • не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
  • оценивайте поступок, а не личность; дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его плохой поступок в данный момент.

Педагог – психолог   О.А. Севастьянова

Использованная литература:

  1. "Толковый словарь русского языка", Ожегов С.И.
  2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007
  3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.
  4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие/ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.
  5. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.



Предварительный просмотр:

Мероприятия, проведенные в 2023-2024 учебном году, относящиеся к комфортности и безопасности образовательной среды

Наименование мероприятия

Участники

Дата реализации

Ответственный

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков

Консультации с детьми, педагогами, родителями по запросу

Учащиеся, педагоги, родители

В течении года

Педагог-психолог

1.Профилактические беседы «На краю пропасти»

2.Занятие с элементами тренинга «Эмоции и чувства»

3.Единый классный час к Международному дню Детского телефона доверия

Учащиеся

В течении года

Педагог-психолог

Среднее и старшее звено школы

1

Родительское собрание «Адаптация в 5ом классе»

Родители 5-х классов

Сентябрь

Педагог-психолог

2

Индивидуальный консультации с детьми, находящимися в группе риска

Учащиеся, находящиеся в группе риска

В течении года

Педагог-психолог

3

Тренинг на сплочение «Один в поле не воин»

Учащиеся 5-х классов

Сентябрь

Педагог-психолог

4

Тренинг «Наше здоровье в наших руках»

Учащиеся 9-х классов

Сентябрь

Педагог-психолог

5

Тренинг на групповое сплочение

Учащиеся 6-х классов

Октябрь

Педагог-психолог

6

Акция «Моё цветное настроение»

Учащиеся 5-11-х классов

Апрель

Педагог-психолог

7

Акция «Психологическая арт-гостиная»

Учащиеся 5-х, 11-х классов

Апрель

Педагог-психолог

8

Дискуссия с элементами тренинга на тему «Буллинг и его последствия»

Учащиеся 7-10-х классов

Апрель

Педагог-психолог

9

Викторина на тему «Психология в жизни человека»

Учащиеся 5-11-х классов

Апрель

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"

Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между су...

"Социальная и психологическая безопасность образовательной среды"

Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодеж...

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения

Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...

методическая разработка по формированию психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

laquo;Безопасность»- это чувство защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности и защищенности является фактором стр...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ И БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

Статья рассматривает образовательную среду школы как психологически комфортную и безопасную среду для всех участников образовательного процесса....

Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"

Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортн...