"Социальная и психологическая безопасность образовательной среды"
статья на тему

Родина Наталья Игнатовна

Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодежи. Сегодня СПИД, подростковая беременность и преступность среди детей возрастают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuntsevich_a.n.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

 "Социальная и психологическая безопасность образовательной среды"

1.Проблемы современной молодежи.

 Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни.    

 Провозглашенный ещё врачами древности постулат  о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической зависимости, достоверных фактов освобождения от которой во всём мире насчитываются единицы.  Алкоголизм , курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаёмся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.

Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодежи. Сегодня СПИД, подростковая беременность и преступность среди детей возрастают.

Официальные сообщения допускают, что наркотики, алкоголь и самоубийство все более ассоциируются с юнцами. Для детей из асоциальных семей жестокость и проблема выпивки становится такой же реальной, как сама жизнь, не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, в США каждый пятый подросток, арестованный за преступные действия, моложе 14 лет и не мог быть отправлен в тюрьму. Современная молодежь впервые пробует наркотические вещества, спиртные напитки и секс до 16 лет. Что толкает подростков на столь необдуманные и опасные для жизни и здоровья привычки?

   Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребёнка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьёз и родители, в большинстве своём, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить. Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой самостоятельной жизни.

 В подростковом возрасте (переходном в биологическом и психологическом смыслах) происходит формирование характера, смена интересов, переоценка ценностей. Все это делает психику подростка уязвимой.

 Некоторые специалисты объясняют причину тем, что меняются или подменяются ценностные ориентиры, хотя дать определение понятиям ценности невозможно, но можно назвать ряд ключевых слов: "Родина", "Мать", "Долг", "Любовь", "Совесть". Меняется само общество, подталкивая молодых людей изменить и стиль их жизни. С одной стороны, общество согласно, что 14-17-летние люди достаточно зрелые, чтобы отвечать за свои поступки, и дает им свободу и права, которые изложены в законодательных и правовых документах.

2. Педагогическая профилактика в образовательном учреждении. 

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа. Работа по профилактике наркомании перестала быть просто моральным долгом учителя, переросла в его прямую обязанность, выполнить которую на фоне активной пропаганды различных атрибутов элитарного образа жизни, согласитесь не так - то просто.

 В самом начале проведения профилактики различных зависимостеи, необходимо выяснить степень информированности  подростков , с которыми проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скрининг-тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Взгляды молодежи на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания.

Анкеты «Вредные привычки»

ТЕМА: «МОЁ ОТНОШЕНИЕ К НАРКОМАНИИ»

ЦЕЛЬ: ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К НАРКОМАНИИ.

1.Что я знаю о вреде наркотиков для человека?


Классы/ответы

 

 

 

 

ничего

 

 

 

 

немного

 

 

 

 

всё

 

 

 

 

       
2.Пробовал ли ты наркотики?


Классы/ответы

 

 

 

 

да

 

 

 

 

нет

 

 

 

 

       
3. Знаешь ли ты ребят из нашей школы, которые употребляют наркотики или токсические вещества?


Классы/ответы

 

 

 

 

 да

 

 

 

 

 нет

 

 

 

 

4. Как ты относишься к наркомании, токсикомании ?


Классы/
ответы

 

 

 

 

положительно

 

 

 

 

допустимо

 

 

 

 

отрицательно

 

 

 

 

ТЕМА: «МОЁ ОТНОШЕНИЕ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ»

ЦЕЛЬ: ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ.

1.Что я знаю о вреде алкоголя для человека?

Классы/ответы

 

 

 

 

ничего

 

 

 

 

немного

 

 

 

 

всё

 

 

 

 

     
2.Пробовал ли ты алкогольные напитки?


Классы/ответы

 

 

 

 

да

 

 

 

 

нет

 

 

 

 

       
3.Кто предложил тебе попробовать алкогольные напитки?


Классы/ответы

 

 

 

 

 сам попробовал

 

 

 

 

 родители

 

 

 

 

другие взрослые

 

 

 

 

друзья

 

 

 

 

не пью

 

 

 

 

4. Как ты относишься к употреблению спиртных напитков?


Классы/
ответы

 

 

 

 

положительно

 

 

 

 

допустимо

 

 

 

 

отрицательно

 

 

 

 

ТЕМА: «МОЁ ОТНОШЕНИЕ К ТАБАКОКУРЕНИЮ»

ЦЕЛЬ: ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ТАБАКА.

1.Что ты знаешь о вреде курения для организма человека?


Классы/ответы

 

 

 

 

ничего

 

 

 

 

немного

 

 

 

 

всё

 

 

 

 

2.Пробовал ли ты курить? 


Классы/ответы

 

 

 

 

да

 

 

 

 

нет

 

 

 

 

3. Кто в твоей семье курит?


Классы/ответы

 

 

 

 

 мама

 

 

 

 

 папа

 

 

 

 

все

 

 

 

 

никто

 

 

 

 

4. Если твой одноклассник начал курить, как ты думаешь, почему?


Классы/
ответы

 

 

 

 

желание казаться старше

 

 

 

 

не отставать от других

 

 

 

 

стать лидером в своей компании

 

 

 

 

из любопытства

 

 

 

 

таких нет

 

 

 

 

 5. Как ты относишься к курению?


Классы/
ответы

 

 

 

 

положительно

 

 

 

 

терпимо

 

 

 

 

отрицательно

 

 

 

 

 

Общая логика построения профилактической программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков.

 Без поддержки и активного сотрудничества родителей невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Поэтому следующим шагом подготовительного этапа должна стать работа с родителями: собрания, посвященные проблеме распространения наркомании среди подростков, раскрывающие важность профилактической работы, которая будет проводиться с учащимися.

Заключение. 

В отличие от даже самого прекрасного специалиста по проблемам борьбы с пагубными привычками, имеющего, как правило, очень ограниченные и кратковременные возможности прямого общения с молодежью, педагог может целенаправленно воздействовать на своих учеников в течение продолжительного времени. И этим преимуществом он должен умело воспользоваться во имя здоровья нации и будущего страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"

Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между су...

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Психологическая безопасность образовательной среды

Психологическая безопасность образовательной среды- одно из самых важных условий для успешного учебного процесса....

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения

Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...

Доклад по теме: «Психологическая безопасность образовательной среды».

Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для организации комфортной и безопасной среды для обучающихся....

Психологическая безопасность образовательной среды

Методические материалы отражают понятие и критерии оценки психологически безопасной образовтаельной среды, дают характеристику последствий при нарушении психологичсекой безопасности ребенка, предлагаю...

Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»

Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»...