Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"
презентация к уроку по психологии на тему

  Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения.
  Установлено, что представления участников образовательной среды о ее психологической безопасности неотделимы от характера существующих в ней межличностных отношений и условий среды. Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды), убеждают, что они пребывают вне опасности (отсутствие возможных угроз) и, как следствие, укрепляют психическое здоровье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов:

«Психологическая безопасность субъектов образовательной среды»

(05.05.2011г.)

Терминология:

  • Образовательная среда — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. (В.А. Ясвин)

  • Психологическая безопасность – состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Методика «Дерево»

Типология образовательной среды:

  • по стилю взаимодействия внутри среды:
  •   Конкурентная — кооперативная,
  •   Гуманитарная — технократическая и т. д.
  • по характеру отношения к социальному опыту и его передаче:
  •   Традиционная — инновационная,
  •   Национально – универсальная и т. д.
  • по степени творческой активности:
  •   Творческая,
  •   Регламентированная.
  • по характеру взаимодействия с внешней средой:
  •   Открытая,
  •   Замкнутая.

Типы образовательной среды на практике реализуются через ее сруктуру.

В качестве структурных единиц выделяются основные взаимосвязанные параметры:

  • «физическое окружение» (архитектура и дизайн школьных помещений и школьных зданий и т. д.);
  • «человеческий фактор» (социальная плотность среди субъектов образовательного процесса, половозрастные особенности обучающихся и учителей и т. д.);
  • программа обучения (деятельностная структура, стиль преподавания и т. д.).

Характеристики, уменьшающие способность образовательной среды быть безопасной:

  • Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству обучающихся;
  •  Недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур;
  •  Отчуждение и предвзятое отношение к обучающемуся со стороны сверстников и/или преподавателей;
  •  Напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям.

Основные понятия области изучения психологической безопасности в ОС:

  • «риск»;
  •  «опасность»;
  •  «угроза».

Факторами РИСКА в образовательной среде могут быть:

  • Недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы;
  • Низкая активность обучающихся и педагогов;
  • Несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;
  • Уровень воспитания и культуры;
  • Личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья.

Психологическая ОПАСНОСТЬ в образовательной среде:

Неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.

УГРОЗА в образовательной среде:

Понятие «угроза» в отечественных энциклопедиях определяется как вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред.

Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на возраст 12-24 года, поэтому важно предупреждать насилие в среде детей и молодежи.

Психологическое насилие:

Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ.

На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.

Наиболее важными условиями для ОС, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность является:

  • Доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);
  • Дисциплина:
  • Если учебное заведение придерживается строгой дисциплины, оно начинает рассматриваться учащимися как тюрьма, а педагоги как охрана и начальники. Учащиеся начинают себя вести подобно заключенным, и насилие является для них способом самовыражения и привлечения внимания;
  • Дисциплина преподавателями и администрацией часто приравнивается к наказанию. Однако дисциплина состоит из профилактических и превентивных мер и направлена на организацию поведения учащихся, а не только на управление и наказание

Основными критериями, готовность педагогов к взаимодействию с детьми:

  • Устойчивая позиция педагога, проявляющаяся в активности, адекватности действий и отношений, внутреннюю согласованность и отсутствие внешних и внутриличностных конфликтов.

  • Гуманистическое отношение к детской личности, проявляющееся в ориентации педагога не на абстрактный идеал, а на потребности и внутренних возможностях каждого ребенка, искренний интерес и любовь к детям.

Одни из функций личностно-ориентированного педагогического взаимодействия

Толерантно-адаптивная функция:

т. е. развитие у педагога и ученика принимать индивидуальность “другого”, входить в иные группы и взаимодействовать в них на позитивных основаниях в ситуации неопределенности способствует формированию психологической безопасности образовательной среды.

Диагностика «Психологической безопасности образовательной среды».



Предварительный просмотр:

Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды»

Суждения    Баллы

Блок 1.         0 1 2 3 4

1. Я чувствую себя защищённым от унижения и оскорблений со стороны коллег и администрации.

2. Среди учащихся нашей школы не принято высмеивать старших и произносить обидные реплики в их адрес.

3. От коллег и администрации можно услышать угрозы по отношению к себе.*

4. Я чувствую к себе недоброжелательное отношение со стороны некоторых ребят.*

5. В профессиональной деятельности мне приходится подвергаться давлению и принуждению со стороны, как администрации, так и коллег.*

6. Мне кажется, что некоторые ребята игнорируют меня.*

Блок 2.       0 1 2 3 4

1. В школе у меня преобладают положительные эмоции и чувства.

2. Если я встречаюсь с профессиональными затруднениями на работе, я уверен (а) в их конструктивном разрешении.

3. В школе я чувствую себя личностью и профессионалом.

4. На уроках и во внеурочное время я редко испытываю чувство дискомфорта.

5. Мне доставляет удовольствие процесс общения с коллегами и детьми в формальной и неформальной обстановке.

6. Я знаю, что при необходимости встречу понимание и сочувствие со стороны коллег и администрации школы.

Блок 3.        0 1 2 3 4

1. В нашей школе происходит много важных, интересных и радостных событий.

2. Для нашего педагогического коллектива характерна взаимопомощь, поддержка и сотрудничество.

3. В профессиональном взаимодействии с коллегами я могу свободно высказать свою точку зрения

4. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей, профессионального совершенствования и мастерства.

5. Я думаю, что педагогическая активность и инициатива всех сотрудников школы обеспечивает хорошую подготовку учащихся к самостоятельной жизни.

6. Наша школа – дружный и сплоченный коллектив.

Бланк ответов

Ф.И.О. ________________________________________________ дата _____________

1 БЛОК

2 БЛОК

3 БЛОК

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

6.

6.

6.

Анализ и интерпретация результатов опросников (3, 4)

«Психологическая безопасность образовательной среды «ПБОС»» (для учащихся и педагогов)

Опросник включает три шкалы, обозначенных для удобства в опросном листе как блоки.

Блок 1: психологическая защищенность.

Блок 2: психологическая комфортность.

Блок 3: психологическая удовлетворенность образовательной средой.

Шкала «Психологическая защищенность проявляется во взаимодействии взрослых

(№ вопросов: 1, 3, 5) и учащихся (№ вопросов: 2, 4, 6). Также вычисляется суммарный балл по этой шкале.

По шкалам психологического комфорта и удовлетворенности подсчитывается общая

сумма баллов.

По шкале защищенности выделены уровни степени выраженности отношения взрослых и

учащихся:

0 – 3 балла: низкий уровень;

4 – 8 баллов: средний уровень;

9 – 12 баллов: высокий уровень.

Общий показатель по каждой шкале может варьировать от 0 до 24 баллов.

Уровни степени выраженности отношения:

0 – 7 балла: низкий уровень;

8 – 16 баллов: средний уровень;

17 – 24 баллов: высокий уровень.

Опросник 2. Опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)» для педагогов

Уважаемый коллега!

Просим Вас помочь в проведении исследования, ответив на данные вопросы. Это займёт не боле 20 минут Вашего времени.

Ниже приводятся суждения. Оцените их от 0 до 4 баллов, чтобы выразить, на-

сколько они верны по отношению лично к Вам и Вашей школе.

Поставьте знак « + » в той колонке, которая соответствует баллу, отражающему

степень Вашего согласия с предлагаемым суждением.

Ваше мнение и баллы соотносятся так:

- полностью согласен – 4;

- скорее согласен – 3;

- трудно сказать – 2;

- скорее не согласен – 1;

- совершенно не согласен – 0.

Результаты опроса необходимы для новых разработок в сфере безопасности образо-

вательной среды. Спасибо!

Суждения     Баллы

Блок 1.          0 1 2 3 4

  1. Сотрудники нашей школы чаще всего думают только о себе.*
  2. Большинству учащихся нашей школы можно доверять.
  3. Сотрудники школы чаще всего стремятся быть полезными друг для друга и для учащихся.
  4. Большинство учеников нашей школы ведут себя честно в разных ситуациях.
  5. Большинству педагогов нашей школы можно доверять.
  6. Во взаимодействии с детьми нашей школы нужно соблюдать осторожность.*

Блок 2.    0 1 2 3 4

  1. Педагоги школы открыто выражают отрицательное мнение по поводу учащихся.
  2. Если кто-то из учащихся поступает плохо, другие обязательно отвечают им тем же, хотя бы из принципа.
  3. Педагоги могут вести себя дружелюбно с теми ребятами, которые, по их мнению, поступают неверно.*
  4. Ребята нашей школы временами грубят тем, кто ведет себя не вежливо по отношению к ним и действует им на нервы.
  5. Администрация и коллеги часто обвиняют ребят ни за что.
  6. Во время общения ребята, как правило, отчаянно отстаивают свою точку зрения.

Блок 3.    0 1 2 3 4

  1. Я чаще всего могу быть уверен в учителях нашей школы.
  2. Доверять ребятам в нашей школе небезопасно, так как они могут легко использовать это в своих интересах.*
  3. Педагоги и другие работники школы являются лучшим гарантом безопасности в нашей школе.
  4. Ребята нашей школы скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.
  5. В отношениях среди сотрудников нашей школы преобладает доброжелательность.
  6. В нашей школе учащиеся стремятся угождать педагогам независимо от собственных принципов.*

Блок 4. 0 1 2 3 4

  1. С администрацией и коллегами нашей школы я предпочитаю не спорить.
  2. Ребята нашей школы готовы прислушиваться к мнениям друг друга.*
  3. Педагоги нашей школы допускают в общении с ребятами тон, не терпящий возражений и грубость.
  4. Учащиеся не уступают друг другу в споре, каждый хочет добиться победы.
  5. Педагоги нашей школы при решении разных вопросов пытаются выяснить, с чем каждый согласен, а с чем не согласен.*
  6. Ребята в нашей школе во время общения не поддаются провокациям и не заводятся.*

Блок 5.    0 1 2 3 4

  1. Педагогам нравится совместно проводить время.
  2. Мне нравятся ребята нашей школы.
  3. Педагоги и другие сотрудники школы думают только о себе.*
  4. Я и мои коллеги чувствуют себя комфортно в школе.
  5. Педагоги думают о себе только положительно и редко обращаются к своим отрицательным качеством.*
  6. Учащихся достаточно легко ввести в заблуждение.*

Блок 6.   0 1 2 3 4

  1. В нашей школе есть сотрудники, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.
  2. Учащиеся часто разочаровывали и разочаровывают меня.
  3. Некоторые педагоги имеют привычки, которые действуют мне на нервы.
  4. К некоторым учащимся я чувствую внутреннюю враждебность.
  5. Я не всегда легко соглашаюсь с мнением коллег и администрации школы.
  6. Меня раздражает, когда ребята отрывают меня от дела.

Блок 7.    0 1 2 3 4

  1. Меня раздражают педагоги школы другой национальности.*
  2. Педагогам постоянно приходится делать кому-либо из детей замечания.*
  3. Я раздражаюсь, если кто-то из коллег не соглашается с моим правильным мнением.*
  4. Мне трудно ладить с учащимися, у которых плохой характер.*
  5. Чаще всего я и мои коллеги из принципа настаивают на своем мнении, даже если понимают, что партнер прав.*
  6. Сотрудники нашей школы с трудом переносят шумные детские игры. *

Блок 8.    0 1 2 3 4

  1. Наилучший способ поладить с сотрудниками в нашей школе – говорить им то, что они хотели бы услышать.
  2. Большинство ребят в нашей школе в сущности хорошие и добрые.*
  3. Открывать причину своих действий коллегам нужно только в том случае, если это полезно и для тебя.
  4. Многие ребята в нашей школе любят похвастаться, когда для этого нет достаточных оснований.
  5. Полностью доверять другому человеку – это значит напрашиваться на неприятности.
  6. Большинство учащихся работают в полную силу только в том случае, если педагоги заставляют их это делать.

Анализ и интерпретация результатов опросников (1, 2) «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)» (для учащихся и педагогов)

Опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде» включает

8 шкал, которые в опросном листе названы для удобства блоками.

Это следующие шкалы.

Блок 1. Шкала доверия.

Блок 2. Шкала агрессивности.

Блок 3. Шкала доброжелательности.

Блок 4. Шкала конфликтности.

Блок 5. Шкала принятия.

Блок 6. Шкала враждебности.

Блок 7. Шкала толерантности.

Блок 8. Шкала манипулятивного отношения.

По каждой шкале, как для подростков, так и для педагогов подсчитываются три показа-

теля:

1) выраженность отношения взрослых по шкале, вопросы: 1, 3, 5;

2) выраженность отношения воспитанников по шкале, вопросы: 2, 4, 6;

3) суммарный балл по каждой шкале (блоку).

При подсчете баллов учитываются вопросы с обратным знаком, которые обозначены

символом *. Для этих вопросов подсчёт баллов осуществляется следующим образом:

Проставленный балл

в опросном листе 0 1 2 3 4

Балл для замены 4 3 2 1 0

Далее подсчитывается индекс позитивного отношения как среднее значение по четырем

шкалам (доверие, доброжелательность, принятие, толерантность), а также индекс негативного отношения как среднее значение по четырем шкалам (агрессивность, конфликтность, враждебность, манипулятивное отношение).

По результатам всех восьми шкал вычерчивается индивидуальный или групповой про-

филь степени выраженности качества межличностных отношений. Выявляется степень соотношения позитивного и негативного отношения в системе межличностного взаимодействия.

Выраженность отношения по каждой шкале, как взрослых, так и подростков может варь-

ировать в пределах от 0 до 12.

Уровни степени выраженности отношения взрослых или подростков:

0 – 3 балла: низкий уровень;

4 – 8 баллов: средний уровень;

9 – 12 баллов: высокий уровень.

Общий показатель по каждой шкале может варьировать от 0 до 24 баллов.

Уровни степени выраженности отношения:

0 – 7 балла: низкий уровень;

8 – 16 баллов: средний уровень;

17 – 24 баллов: высокий уровень.



Предварительный просмотр:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальная и психологическая безопасность образовательной среды"

Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодеж...

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Безопасность образовательной среды

Методическая разработка, предназначенная для работы с педагогами образовательных учреждений по созданию безопасной образовательной среды....

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании безопасной образовательной среды"

Рассмотрена сущность безопасности образовательной среды, определены факторы, влияющие на её безопасность. Предложены механизмы интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках формирования безопа...

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения

Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...