Безопасность образовательной среды
методическая разработка по психологии на тему

Методическая разработка, предназначенная для работы с педагогами образовательных учреждений по созданию безопасной образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация для педагогов590 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи Приморского района г. Санкт-Петербург Психологическая безопасность образовательной среды Материалы подготовлены педагогом –психологом ЦППМСП Приморского района Орловой Валентиной Васильевной 2016 г.

Слайд 2

Образовательная среда является частью социокультурной среды представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности.

Слайд 3

Понятие "безопасность" определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия .

Слайд 4

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворённости характеристиками среды внутри образовательного учреждения , а также высокий уровень защищённости от психологического насилия во взаимодействии.

Слайд 5

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как: 1) состояние сохранности психики человека; 2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества; 3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения); 4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз; 5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Слайд 6

Факторы Участники образовательного процесса Учащиеся Родители Педагоги Интенсивность проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы Эмоционально-психологический климат проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п. Удовлетворенность проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса Демократичность проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса Содействие формированию познавательной мотивации проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей Удовлетворенность качеством образовательных услуг проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы. Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педаг огов

Слайд 7

Можно выделить следующие угрозы психологической безопасности образовательной среды: * Психологическое насилие в процессе взаимодействия Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. * Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения . Следствие: ученик отрицает ценности и нормы школы, стремится ее «покинуть». * Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды. Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его учеников и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям. * Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения. Следствие - профессиональная деформация; угроза психическому здоровью личности как учеников, так и педагогов. .

Слайд 8

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы: принцип опоры на развивающее образование , главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия; принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. Реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии . Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие. Принцип социально-психологической умелости должен обеспечить поддержку и помощь в развитии как ученику, так и учителю. Социально-психологическая умелость - это набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности.

Слайд 9

Структурная модель психологически-безопасной образовательной среды

Слайд 10

Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модельустойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Слайд 11

Что делать? Безопасная образовательная среда, атмосфера психологического комфорта должна быть одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, так как в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия расходуется не на тревогу и борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество. * Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями; * Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых; * Формирование у детей и взрослых способностей к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию; * Развитие навыков конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых; * Повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов образовательного процесса;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"

Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между су...

"Социальная и психологическая безопасность образовательной среды"

Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодеж...

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании безопасной образовательной среды"

Рассмотрена сущность безопасности образовательной среды, определены факторы, влияющие на её безопасность. Предложены механизмы интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках формирования безопа...

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения

Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...