«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»
методическая разработка по психологии на тему

 Солодкая Инна Борисовна

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующих педагогов, используя полученную информацию на практике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

           Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующих педагогов, используя полученную информацию на практике.

           Задачи: 
- познакомить учителей с понятиями: «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;
- рассмотреть состояние психологического здоровья педагогов;
- использовать в собственной практике полученный теоретический и практический материал;
- сделать вывод о состоянии психологической безопасности образовательного процесса гимназии.

           Категория участников: педагогический коллектив  школы
           Форма проведения: семинар-практикум.
           Продолжительность: 1 час 25 минут (85 минут).
           Организатор: педагог-психолог.

           Методы работы:
- метод работы в группах;
- метод проектов;
- метод групповой дискуссии.

           Принципы работы:
- принцип активности;
- принцип партнерского общения;
- принцип концентрации присутствия.


           Используемый материал:
- небольшие листочки бумаги;
- листы ватмана (по количеству образованных групп);
- ручки, карандаши, фломастеры;
- магниты.

           Структура  семинара-практикума:
1. Организационный момент (деление участников семинара на группы, ритуал приветствия);
2. Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу (использование «упражнения-активизатора»);
3. Теоретическая часть (ознакомление педагогов с новой информацией);
4. Практическая часть (работа в группах по трем различным направлениям, создание проектов, выступление и защита);
5. Практическая часть (использование проективной методики, анализ собственных работ);
6. Рефлексия (подведение итогов проведенного мероприятия через использование упражнения «Премия»);
7. Ритуал прощания.

Ход  семинара-практикума
           I.
Ритуал встречи и приветствия.
           Время проведения: 10 минут.
           Всем педагогам на входе в назначенную аудиторию раздаются небольшие карточки с изображениями людей. Это позволит в дальней работе сформировать педагогические группы. Используется пять видов карточек, на которых варьируется количество людей (от одного до пятерых). Заранее заготавливается определенное количество карточек. В аудитории из имеющихся столов (парт) также заранее формируются пять «рабочих зон».

           II.
Деление участников на группы.
           Время проведения: 2 минуты.
           Ведущий (психолог) просит присутствующих учителей посмотреть на полученные карточки и распределиться по «секторам» согласно количеству людей, изображенных на картинках. Принцип распределения учителей: педагоги, имеющие карточки с изображением одного человечка – собираются в одну группу; педагоги, имеющие карточки с изображением двух человечков – собираются в другую группу и т.д.

          III.
Упражнение «Я приветствую Вас».
          Время проведения: 4 минуты.
          Ведущий (психолог) обращается с фразой «Я приветствую …» к членам первой группы (напри-мер: «Я приветствую Вас – мудрых и  активных педагогов, сидящих за этим столом). Члены пер-вой группы обращаются теперь к представителям второй группы (например: «Мы приветствуем Вас – креативных и инициативных членов нашего общества). Далее члены второй группы обра-щаются к представителям третьей группы и т.д. Члены последней группы приветствуют ведущего.

          IV.
Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.
         
 Упражнение-активизатор «Ассоциация».
          Время проведения: 5 минут.
          Каждой из групп предлагается свое «понятие»: «школа», «ребенок», «здоровье», «женщина», «безопасность». Задача участников (в своих группах), начиная с ключевого слова, по кругу называть ассоциации к последующим словам. Например: «школа – учитель – урок – дисциплина – тишина – и т.д.»; «ребенок - мама – кухня – ужин – и т.д.»; «здоровье – силы – заботы – дети – семья – и т.д.»; «женщина – мужчина – свадьба - любовь – и т.д.»; «безопасность - спокойствие – жизнь – работа – и т.д.». По завершению работы в группах, озвучиваются первое и последнее слово из цепочки озвученного ассоциативного ряда.

          V.
Теоретическая часть.
          Время работы: 15 минут.
          В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.
         
 Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.
         
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных.Т.о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образова-тельного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.
          Понятие
«безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
         
Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
       
 Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».
       
  Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;
       
 Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
         
Угроза – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.
       
  Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
         По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с  педагогами.   Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым  вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.
           Факторами риска в образовательной среде могут быть:
- недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы,
- низкая активность учащихся и педагогов,
- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.
           Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
          Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.
           К психологическим характеристикам образовательной среды школы, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:
- доброжелательную атмосферу,
- высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаи-модействия,
- повышение родительского и общественного участия,
- поддержку учащихся в период возрастных кризисов,
- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды шко-лы,  
- уважительное   отношение   и   др.  

           Любое   усилие   по сохранению и обеспечению психологической безопасности образователь-ной среды школы должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и  родителями.

           Обеспечение   психологической  безопасности  в образовательной среде школы возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. В процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, другим людям на примере его отношений к самому себе форми-руется система отношений, черты характера учащихся.
           Учитель может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование нена-сильственных средств, к которым относятся:
- возможность выслушать с уважением друг друга,
- выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы,
- узнать различные точки зрения,
- рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт,
- умение справляться с чувствами.
           Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
           Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.
          Психологическое здоровье - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Здоровье ребенка можно трактовать как интегрирующую часть заказа на качественное современ-ное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и про-странством их полноценного взросления.
           Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека:
          Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится человек.
         Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек спо-собен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
         Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро вы-ходят из негативного психического состояния.
         С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими со-стояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.
          Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой боль-шинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённо-сти характеристиками школьной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.

           И стоит  сказать: «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».


          VI.
Практическая часть.
         
Упражнение «Модель образовательного гимназического пространства».
            Время проведения: 40 минут.
           Ведущий (психолог) раздает группам листы ватмана с заготовками изображений: платформы; двух вертикальных цилиндров; большого треугольника; круга.
*Из этих заготовок при защите проектов будет «сконструирован» дом.
           Участникам каждой из групп предлагается в течение 10 минут в ходе коллективного обсуждения разработать (зафиксировать на предложенных листах ватмана):
1 группе – модель образовательной среды (в целом);
2 группе – модель психологического здоровья учащихся (в целом);
3 группе – модель психологического здоровья педагогов (в целом);
4 группе - модель психологической безопасности образовательного процесса (в целом).
           5 группе - модель психологической безопасности гимназического пространства (актуальное со-стояние данной проблемы в гимназии).
            По завершению работы, проекты вывешиваются на всеобщее обозрение, и в течение 5 минут представитель от каждой из групп озвучивает коллективное видение обозначенного аспекта в виде конкретных рекомендаций.
            После этого ведущий (психолог) спрашивает педагогов, является ли данная композиция завершенной; чего в ней не хватает? Предположительно, что учителя выскажут идею о том, что в этом здании не хватает главной фигуры – «человека». Тогда по одному представителю от каждой группы просят подойти к доске и «сконструировать» человечка из предложенных заго-товок (возле доски лежат вырезанные из бумаги: круги, треугольники, квадраты; прямоугольни-ки). Собранного из геометрических фигур «человечка» располагают в центре «дома».

            В завершении работы ведущий (психолог) говорит о том, что все, о чем сегодня говорилось, имеет прямое отношение к человеку; человек является центром личностных, семейных, общественных, педагогических взаимоотношений. И для того, чтобы эти взаимоотношения были гармоничными, необходимо иметь «внутреннее равновесие», т.е. человек должен быть «психологически здоров».

*И с целью определения состояния собственного психологического здоровья педагогам предлагается следующее упражнение.

          VII.     
Практическая часть.
       
Проективная методика «Автопортрет».
         Время проведения: 7 минут.
         Ведущий (психолог) предлагает участникам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека.    После этого педагогам предлагается изобра-зить:
- вместо глаз – то, на что они любят смотреть;
- вместо носа – то,  что они любят нюхать;
- вместо рта – то, что они любят произносить;
- вместо ушей – то, что они любят слушать;
- вместо волос – то, о чем они чаще всего думают.
         По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о со-стоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружаю-щему миру.

          VIII.
Рефлексия.
           Упражнение «Премия».
           Время проведения: 10 минут.
          Ведущий (психолог) раздает участникам небольшие чистые листочки бумаги, озвучив, что у каж-дого из присутствующих имеется «10 премиальных баллов». Задача  педагогов оценить долю уча-стия и вовлеченности каждого из присутствующих в работу педагогического совета, «разделить» эти баллы и «подарить» трем людям, находящимся в аудитории. Баллы записываются на листоч-ках и вручаются тем людям, которым они предназначены. По завершению работы каждый из уча-стников подсчитывает количество «премиальных» баллов и озвучиваются победители, набравшие наибольшее количество баллов. Присутствующие «награждают» победителей аплодисментами.

           IX.   
Ритуал прощания.
           Время проведения: 2 минуты.
           Ведущий (психолог) благодарит всех присутствующих педагогов за максимальную вовлеченность в практическую проработку предложенного вопроса, и надеется на использование учителями полученной теоретической информации в собственной практической деятельности.

            Используемая литература:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: «Союз», 2002.
1. Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами учителя // Народное образование. – 2009. – № 9.
2. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной.— М.: «Академия», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"

Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между су...

"Социальная и психологическая безопасность образовательной среды"

Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодеж...

Психологическая безопасность образовательной среды

Психологическая безопасность образовательной среды- одно из самых важных условий для успешного учебного процесса....

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения

Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...

Доклад по теме: «Психологическая безопасность образовательной среды».

Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для организации комфортной и безопасной среды для обучающихся....

Психологическая безопасность образовательной среды

Методические материалы отражают понятие и критерии оценки психологически безопасной образовтаельной среды, дают характеристику последствий при нарушении психологичсекой безопасности ребенка, предлагаю...

Проект «Формирование психологически безопасной образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становит...