ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
учебно-методический материал на тему

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕТЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Жуковская школа-интернат»

Доклад

тема:

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Подготовил:

воспитатель

Федорова О.В.

Жуковка

2014год

Нравственное воспитание - процесс сознательного и целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов, требующего волевых усилий и профессиональной компетентности воспитателя и превращающих внешние модели поведения во внутренние реальные устойчивые нравственные навыки, привычки, нравственное осмысление поступков и убеждений воспитанников на основе гуманноличностного подхода.

                                                                                                       (Е.В. Бондаревская)

Нравственные ценности - высшие ценности человека, главными категориями их определяющими являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые.

                                                                                                              (В.В. Николина)

Актуальность:

 Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения, девальвации нравственных ценностей, отчуждения молодежи от институтов воспитания. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени. Особенно остро встает необходимость воспитания нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе. Приоритет воспитания нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества.

Цель: 

Разработка психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное воспитание нравственных ценностей у старшеклассников «Жуковской школы - интерната».

Задачи:

1. Выявить сущность и особенности содержания нравственных ценностей у старшеклассников .

2. Разработать форму  воспитательной системы семейной группы, основанную на идеях гуманистического, аксиологического, культурологического, системного и личностного подходов в воспитании нравственных ценностей у старшеклассников.

3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания нравственных ценностей у старших школьников в деятельности классного руководителя.

4. Проверить эффективность деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей в опытно-экспериментальной работе.

5. Разработать научно-практические рекомендации для воспитателя по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников.

Методы работы:

  1. Теоретический анализ научной и методической литературы;
  2. Изучение и анализ передового педагогического опыта коллег из других детских учреждений;
  3. Беседы с  классными руководителями, воспитанниками, анкетирование и наблюдение;
  4. Разработка методов, позволяющих определить нравственные ориентации старшеклассников;
  5. Творческие работы, этические и педагогические ситуации;
  6. Анализ собственной воспитательной деятельности.

Предполагаемые результаты:

1. Создание модели воспитательной системы семейной группы по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников, основанной на реализации личностно-деятельностного, культурологического, гуманистического подходов.

2. Разработка комплекса  педагогических условий, включающих взаимодействие с учителями, педагогическую поддержку, создание воспитывающей среды, нравственных личностно-ориентированных ситуаций, этическую защиту, соблюдение которых в деятельности воспитателя обеспечат эффективность воспитания нравственных ценностей у старшеклассников.

3.Разработка структуры и содержания программы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников через систему циклов часов общения с использованием различных форм и методов воспитания.

 Литература:

«Концепция системного подхода», П.А. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг:

 «Основы  философского анализа гуманистической  направленности  ценностей», М. С. Каган, В.П. Тугаринов, А. Гусейнов;

«Теории отношения личности»,  А.А. Бодалев, Н.Мясищев, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лазурский»;

«Проблемы нравственного формирования личности», Е. В. Бондаревская, В.И. Васильева, Т.Е. Конникова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические основы воспитания нравственных ценностей

Одним их направлений нравственного воспитания является толерантность.Толерантность - это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечелов...

Родительское собрание (круглый стол) "Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"

Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и            знаний по нравственному воспитанию ребенка в семь...

Воспитание нравственных ценностей

Воспитание нравственных ценностей{C}...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

В своей работе воспитателя я  стараюсь воспитать успешную, адаптированную личность, делая большой акцент на нравственное воспитание. Воспитание нравственных ценностей должно начинаться в младшем ...

Личность учителя в процессе воспитания нравственных ценностей школьников

Представленная статья является попыткой осмысления собственного педагогического опыта.В ней затронуты непростые вопросы воспитания детей в школьном коллективе и роль личности учителя в этом процессе....

Формирование нравственных ценностей у старшеклассников 9,10,11 кл

Формирование нравственных ценностей у старшеклассников9,10,11 кл...

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей

Материал для проведения родительского собрания по нравственности....