Программа по работе со слабоуспевающими и одаренными детьми
учебно-методический материал на тему

Попова Вера Николаевна

Программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.                                                          Утверждаю

                                                                                                ____________Р.Х.Огородникова                                                              

  1. ПРОГРАММА
  2. работы  с одаренными  и слабоуспевающими детьми

МБОУ «Поповская СОШ»

  1. по математике, биологии и химии
  2. на 2014-2015 учебный год
  3.                                                              
  4.                                                            Учитель: Попова В.Н.

  1.             ЦЕЛЬ:
  2. уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
  3. усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
  4. исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
  5. ЗАДАЧИ
  6. - предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
  7. - удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
  8. - помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Пояснительная записка

1. Выявление одаренных детей.

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными  и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяют
три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
  • адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

II этап – диагностический  – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, , творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

  1. Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  1. Формы работы с одаренными учащимися.
  • занятия  с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • конкурсы ;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;

Ресурсное обеспечение программы:

- библиотечный фонд – наличие литературы

-  ИКТ

Критерий эффективности:

1 Высокий уровень познавательного интереса к предмету;

2 Отсутствие неуспевающих по предмету;

3 Увеличение количества обучающихся выбирающих  биологию и химию как экзамен с успешной сдачей его;

4 Учащиеся принимают участие в  олимпиадах и конкурсах различного уровня:

5 Результаты реализации программы

План  работы с одарёнными  детьми

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности.

сентябрь

2

Выявление одаренных детей.Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся

октябрь

3

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

в течение года

4

Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах

ежегодно

5

Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся

Регулярно

6

Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках

Еженедельно

7

Разработка  планов индивидуальной работы с детьми;

  • проведения занятий с детьми;
  • отработка форм, методов, приёмов работы;
  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

Еженедельно

8

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе

май

Учитель биологии:___________________В.Н.Попова