доклад "Духовно-нравственное состояние воспитанников"
материал на тему

Ширыбанова Мария Георгиевна

педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kak_zhe_opredelyaetsya_vospitannost.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ :

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРА»

Как же определяется воспитанность? Это очень сложная и не вполне разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к разработке надежных измерителей результативности воспитания. Сегодня об уровнях воспитанности можно составить лишь весьма приблизительные представления, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.

Организация воспитательного процесса требует перевода сложных методик исследований на язык практики. Все эти требования выполнимы только в том случае, если воспитанность анализируется во взаимосвязи с основными условиями и факторами становления личности школьника. Поскольку сознательная саморегуляция поведения и самоорганизация деятельности проявляются у школьников по-разному в отношении к учебному и физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям, проявления воспитанности анализируются с учетом наблюдений широкого спектра отношений. Необходимость анализа сильных и слабых сторон личности, ее способности к самоанализу и самовоспитанию побуждает к вычленению формирующихся качеств. На основе теоретического анализа проблемы, контент-анализа, изучения опыта педагогов-практиков, суждений школьников и родителей Шиловой М.И. была разработана минимальная диагностическая программа (приложение 1). В программу вошел минимум нравственных качеств, структурированных в группы в соответствии с основными социальными отношениями: отношение к обществу, его идеологии и экономике (общественно-политическая активность, долг и ответственность в общественной работе, дисциплинированность, бережливость); отношение к труду (прилежание в учении, понимание важности общественно полезного труда); отношение к людям (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость); отношение к себе (простота и скромность). Качества личности в обобщенной форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и характеризуют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к окружающим людям и самому себе. Если отдельные качества разделяются на положительные и отрицательные, то воспитанность характеризуется совокупностью положительных личностно и социально значимых качеств. Преобладание же отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

        Проведя диагностику воспитанности среди обучающихся Центра я увидела следующие результаты. Всего было опрошено 53 обучающихся творческих объединений Детско-юношеского центра. Из 100% опрошенных 70% (37 обучающихся) - с низким уровнем воспитанности, т.е. слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны. И 30% (16 обучающихся) - со средним уровнем воспитанности - свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

        В чем же причина такого поведения? Вообще новое поколение – это загадочное поколение. Они живут рядом с нами, общаются. Мы – взрослые – пытаемся дать им образование, учим уму-разуму, любим их, проявляем о них заботу.  Но они совсем другие, отличные от нас. Многие старательно учатся, послушны, хорошо воспитаны, отзывчивы, принимают участие в школьных мероприятиях. Но есть и такие ученики, которые вызывают постоянные проблемы в общении с педагогами и со сверстниками, безразличны ко всему, а есть и такие которые живут в виртуальной действительности – фактически – «детки в сетке». Есть и такие,  которые примкнули к неформальным молодёжным движения, выглядят и ведут себя не как все, пытаются показать свою независимость и индивидуальность. Что их окружает в реальной и виртуальной действительности. Если мы оглянемся вокруг себя, то увидим,    что кругом идёт ожесточённая борьба  людей за власть, за обладание, за наживу, за место в обществе, за превосходство в чём-то, за свободу, за территорию и т.д. При этом в этой борьбе некоторые используют средства дозволенные и, чаще, недозволенные, не останавливаются ни перед чем, используя свою силу, хитрость и коварство в борьбе со своими соперниками, мошенничество, подлог. Современные школьники всё чаще проявляют жестокость по отношению друг к другу – на перемене первоклассник избивал ногами  своего одноклассника,  не осознавая того, что делает. Участились случаи нанесения телесных повреждений учащимися друг другу во время учебного процесса, наблюдаются явления «дедовщины» (шестиклассники обижают пятиклассников), асоциальное поведение,  бескультурие,  постоянные опоздания  на уроки, наблюдаются  случаи, когда дети уходят из дома, бродяжничают,  родители чаще стали говорить: «Забирайте его или её куда хотите,  у меня больше нет сил».

         Почему такое происходит, в чём причина? Почему возникают данные противоречия? Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Ребёнок – это зеркало нравственной жизни общества, родителей и, конечно же, школы. Агрессивность, которую ребенок проявляет по отношению к другим – это не что иное, как безучастность большинства родителей в воспитании детей, или наоборот, гиперопека и создание мотивации своему чаду, что он самый самый,  и лучше его никого нет,  это и самоутверждение в классном коллективе, желание быть лидером.

В психологии ценности - это предметы и явления существенно значимые для духовной жизни индивида, общества. Это идеальная ориентация знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей (добро, истина, красота, и т.д.). Каждой личности присуща специфическая иерархия ценностей, которая определяет основу личности. Ценности выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности. Причиной безнравственности в мире большинство называют низкое материальное положение народа, отсутствие знаний о нравственном законе, вседозволенность СМИ и равнодушие власти. На вопрос Каков смысл жизни Вам ближе всего? Большинство учащихся ответили материальное благосостояние и престижная работа. Испытуемым было предложено выбрать наиболее значимую для них пару: «профессия-карьера - крепкая семья»; «здоровье - яркая событиями жизнь»; «близкие друзья - доходная работа». Пара «здоровье - яркая событиями жизнь», является наиболее значимой для испытуемых. То есть, дети больше думают о развлечениях, мало заботясь о том, где брать на них средства.

Это доказывает следующий вопрос. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать деньги?

Были предложены варианты ответов: 

1. Соблюдением закона 
2. Отношениями с близкими людьми 
3.Здоровьем 
4. Личными интересами и хобби 
5 Материальным благополучием других людей 
6. Жизнью других людей.

Хотя большинство ответили личными интересами и хобби - 53%, настораживает, что 32% выбрали - материальным благополучием других людей.
На вопрос: «Принцип выбора профессии»:

1. материальный доход; выбрали более 70% опрошенных .

Ответы - 2. Необходимость для развития страны

3 Быть интересной - не пользовались особым успехом.
В методике, по выявлению жизненных ценностей и социальных представлений обучающихся, которая была мной предложена, были следующие вопросы:

1. Как ты проводишь свое свободное время?
2. Твое хобби.
3. Друзья зовут гулять, а у тебя котенок, которого нужно кормить через каждый час. Как ты поступишь?
4. Перечисли черты личности, которые свойственны твоим друзьям.
5. Что по-твоему "духовность"?
6. Как ты думаешь, духовны ли 1.Твои друзья 2. Родители 3.Учителя.
7. Считаешь ли ты себя духовно - развитой личностью?

Получены следующие результаты: большинство испытуемых в свободное играют на компьютере (93%), остальные (7%) время гуляют, занимаются спортом,  смотрят ТВ, слушают музыку и т.п. Хобби (95%) ответили - нет. На 3 вопрос были ответы: "Приду через час" (88%), "Возьму с собой" (6%), "Пойду с друзьями" (2%) и другие (4%). Перечисляя черты личности своих друзей ответы преимущественно: "Веселые, хорошие, добрые, общительные". На вопрос "Что по-твоему "духовность"?", ответили "не знаю" большинство испытуемых (96%), остальные сводили это понятие к душе, и вере. Однако себя и своих друзей считают духовно-развитыми личностями (83%), родителей (75%), учителей (17%), остальные на этот вопрос также ответили "не знаю". 
Надо сказать, что ценностно-смысловое пространство обучающихся практически не проработано. 

Делая вывод из всего сказанного, можно сказать, что нравственное воспитание наших обучающихся на низком уровне и нам предстоит большая работа по его воспитанию. Со своей стороны я предлагаю приглашать меня, как педагога – психолога на занятия в объединениях по повышению уровня воспитанности, а так же для индивидуальных бесед и консультаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»

В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...

Сходные состояния. Дифференциально-диагностические критерии разграничения сходных состояний.

Доклад по дисциплине Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Включает сводную таблицу сходных состояний дифференциальной диагностики....

«Применение игротерапии в реабилитационном процессе посредством музыки. Профилактика негативных эмоциональных состояний воспитанников.»

Это доклад на я готовила на семинар. К докладу прилагался фильм, жаль,что вес видео превышает возможность его загрузки....

Результаты работы воспитанников ГКОО СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ по научно-исследовательской эколого-биологической программе «Экологический мониторинг за состоянием зеленых насаждений г. Улан-Удэ»

В статье рассмотрены основные результаты работы воспитанников по авторской эколого-биологической Программе "Мониторинг за состоянием зеленых насаждений г. Улан-Удэ"...