Формирование общих компетенций на уроках физики посредством организации групповой работы обучающихся
методическая разработка на тему

Егоричев Денис Денисович

Формирование общих компетенций на уроках физики посредством организации групповой работы обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorichev.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая научно-практическая конференция

«Формирование общих и профессиональных компетенций

в соответствии с ФГОС СПО»

Формирование общих компетенций на уроках физики посредством организации групповой работы обучающихся

Автор работы: Егоричев Денис Денисович,

преподаватель СОГБОУ СПО          

 «Рославльский технический колледж»

Рославль

2015 г.

Одной из форм внутриурочной дифференциации, хорошо зарекомендовавшей себя в личностно-ориентированной педагогике, является групповая работа. Роботу в группах можно эффективно применять на разных этапах урока: и во время изучения нового материала, и при его проверке. Цель использования групповой работы – формирование общих компетенций таких как: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством; брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполненных заданий; принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них.

Не любое совместное выполнение на уроке задания группой обучающихся  можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:

  • на данном уроке обучающиеся делятся на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – студенты сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
  • состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
  • каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных преподавателем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
  • учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

Безусловно, такая форма активизации потенциала студентов имеет ряд достоинств. Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация обучающихся. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача колледжа не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Обучение должно содействовать личностному росту каждого обучающегося, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в коллективе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Трудности и “минусы” в организации групповой работы на уроке заключаются в следующем, часто обучающиеся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все участники группы. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.

Сформировать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у обучающихся нет опыта группой работы, преподаватель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы.

Приемы групповой работы

Например, при изучении нового материала, класс делится на группы. Группы получают одинаковые задания, каждый член группы выполняет свое задание, изучает свой вопрос, по определенному плану. Далее обучает других членов группы и учится у них.

Самостоятельна работа с учебником. Каждому члену группы дается одно и то же задание составить план прочитанного текста с помощью вопросов и ответов. Далее группы получают карточки с формулировкой пунктов плана (перечень основных вопросов, которые преподаются, но в последовательности, что не отвечает структуре текста в учебнике). После индивидуального изучения параграфа в группах изменяют нумерацию согласно с последовательностью изложения материала учебника. Такая работа способствует формированию у обучающихся следующих компетенций: умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Провожу групповую работу при изучении темы “Сопротивление”. Группа делится на 4 подгруппы, каждая получает своё задание: “Зависимость сопротивления проводника от материала”, “Зависимость сопротивления проводника от длины”, “Зависимость сопротивления проводника от сечения”, “Зависимость сопротивления проводника от температуры”. В течение 10-15 минут обучающиеся повторяют изученный в 8 классе материал, находят новые факты в учебнике, просматривают подготовленный заранее материал (доклады по теме, подготовленные к этому уроку). Затем они договариваются, кто и как будут представлять материал и выступают со своими сообщениями. В конце урока подводится итог совместной работы. Оцениваются ответы отдельных обучающихся, работа групп.

Одной из форм активной творческой работы обучающихся являются конференции. В подготовке и проведении учебных занятий такого типа на всех этапах активно действуют обучающиеся, а преподаватель выполняет роль организатора и консультанта. При этом сочетаются индивидуальная работа с работой всего коллектива, ребята получают новые знания и из литературных источников (книги) или Интернет, с которыми работают при подготовке к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие обучающиеся.

Проведение конференций способствует формированию у обучающихся следующих компетенций: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникативные технологии.  Кроме того, очень велико значение конференций для развития устной речи, умения грамотно и логично излагать отобранный материал.

Подготовка к конференции состоит из следующих этапов:

  1. тема и план занятия даются за две – три недели либо в начале изучения темы.
  2. класс разбивается на творческие группы по 4-5 человек
  3. каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т.е. подбирает литературу, знакомится с материалом.
  4. распределяются обязанности в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит в роли докладчика, кто готовит опыты, наглядные средства;
  5. за несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация, в ходе которой учитель обсуждает содержание материала. Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении конференций у обучающихся  накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение конференции, конечно, большая нагрузка и для преподавателя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить конференции два – три раза в год.

Важно обозначить правила работы в группе и определить систему оценок: будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка. Например, преподаватель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования между группами. Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой вариант: каждый обучающийся получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.

Например, я провожу пресс-конференцию “Тепловые двигатели и вопросы экологии”, “Развитие средств связи”, “Атомная энергетика. Проблемы и перспективы” и т.д. Учащиеся выбирают по своему желанию тему, которую они хотели бы раскрыть и организуют группы “специалистов” или “журналистов”. “Специалисты” подбирают материал для раскрытия избранной темы, готовят наглядный материал (например, таблицы, плакаты, презентацию), договариваются, кто и как будет представлять весь собранный материал на конференции. “Журналисты”, в свою очередь, готовят вопросы “специалистам”, которые они им зададут на конференции.

Групповую работу довольно часто провожу при решении задач по различным темам курса физики. Группы подбираю различные на разных уроках. На одном уроке это могут быть группы “одинаковые” по уровню знаний, т.е. в каждой группе есть учащиеся, которые более легко справляются с заданиями, и учащиеся, которые затрудняются в решении задач. В этом случае задание содержит задачи разной степени сложности, и учащиеся сами выбирают, кто какое задание будет выполнять. Конечно, более “продвинутым” ученикам приходится в этом случае помогать более слабым учащимся. Результат оценивается по тому, насколько активны все участники группы и насколько хорошо они выполнили все задания.

На других уроках решения задач в группы подбираются обучающиеся, имеющие более или менее одинаковые способности. Группе, где ребята “посильнее”, даю более сложные задания, а там, где “послабее”, естественно, более простые. В этом случае ребятам не на кого надеяться, кроме как на самого себя, поэтому все работают в меру своих сил и способностей.

        При работе с тестами я тоже использую возможность работы в парах. Выглядит это следующим образом. Сначала ученики работают индивидуально: каждый со своим вариантом тестовой работы. Время работы зависит от объема теста. Затем пары обмениваются своими работами - этап взаимной проверки. После этого начинается этап обсуждения - если ребята нашли друг у друга ошибку (или считают, что ответ напарника неверный) они доказывают друг другу свою точку зрения. Данный способ работы с тестами является, по моему мнению, более эффективным, чем просто ответы на вопросы. Этап обсуждения позволяет учащимся обосновать свое  мнение, доказать его правильность или найти свою ошибку.  Это дает возможность еще раз продумать тему, лучше усвоить материал уже на этапе его проверки.

Таким образом, групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решение задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает обучающихся к коллективным методам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

Описание опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики»

В данной статье содержатся :     Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий                ...

Деятельностный подход при обучении биологии через организацию групповой работы обучающихся

Индивидуально-групповая форма работы способствует повышению активности  и самостоятельности обучающихся 5-6 классов.В ходе выполнения заданий предложенных учителем реализуется познавательная цель...

Формирование математической компетенции на уроках физико – математического цикла.

Ребёнок должен попасть в такую среду компетентностей, когда он должен будет тянуться вверх. Тогда он почувствует реальную планку своего развития....

Доклад на тему «Активные методы обучения как средство формирования общих компетенций на уроках литературы»

Доклад на тему«Активные методы обучения как средство формированияобщих компетенций на уроках литературы»...

Организация групповой работы обучающихся на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье отмечена важность использования групповой работы на уроках английского языка и даны примеры и рекомендации ее использования. Более того, групповую форму работы можно рассматривать в качестве ...

Пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности

Практическая направленность физического образования заключается в умении:•выявлять•классифицировать•наблюдать• описывать• оценивать•делать выводы из анализа мышления...