О разработке рабочих учебных программ и корректуре темпланов
статья на тему

Синяева Светлана Алексеевна

Взгляд на некоторые актуальные проблемы, связанные с образовательной бюрократией

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений"

Рене Декарт

О разработке  рабочих учебных программ

Настоящая справка разработана в связи с тем, что в ряде общеобразовательных  организаций Санкт-Петербурга с 2014 года производится переработка рабочих учебных программ учебных предметов в соответствии с новыми требованиями ФГОС и рекомендациями вышестоящих органов управления образованием.

Разъяснение проблемных вопросов, возникающих при этом у учителей, к сожалению, сводятся к формулировке «делать, как указано» без попытки разумного анализа содержания получаемых «сверху» указаний.

Предлагаемый ниже материал посвящен достаточно актуальной, на мой взгляд, проблеме разработки учителями «календарно-тематического планирования» по учебному предмету.

 

Рабочая программа – это локальный нормативный акт общеобразовательной организации, определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретного учебного предмета, основывающийся на государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе по учебному предмету.

В соответствии с ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"):

Ст.19.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:

требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

программы формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

В соответствии с письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга (письмо от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 – "Методические рекомендации по разработке рабочих программ") рабочие программы должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

5) содержание учебного предмета;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета,

Пункты 2. 3. 8 могут войти и содержание пояснительной записки.

Пункт 4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета» раскрывается в тексте пояснительной записки, затем конкретизируются и тематическом (или поурочно-тематическом) планировании.

Таким образом, рабочая программа может иметь следующую структуру в качестве локального нормативного документа:

1) титульный лист;

2) пояснительную записку, включающую цели изучения учебного предмета в контексте целей основного общего образования с учетом его специфики:

общую характеристику учебного предмета;

описание места учебного предмета в учебном плане:

планируемые результаты изучения;

3) основное содержание учебного курса (разделы, темы, тезисы основного содержания);

4) тематическое (или поурочно-тематическое) планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (основное и дополнительное).

Рабочие программы рассматриваются органом самоуправления, которому в соответствии с уставом общеобразовательной организации делегированы данные полномочия. По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления общеобразовательной организации принимает решение: «рекомендовать к использованию». Рабочие программы утверждаются приказом по общеобразовательной организации.

Общеобразовательная организация может вносить изменения и дополнения в содержание рабочих программ, рассмотрев их на заседании органа самоуправления.

Общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы. Эти сроки приводятся на титульном листе каждой программы.

Тематическое (или поурочно-тематическое) планирование является частью рабочей программы и разрабатывается учителем на каждый учебный год.

Корректировка тематического (или поурочно-тематического) планирования осуществляется по согласованию с методическими объединениями.

В тематическом (или поурочно-тематическом) планировании отражается:

количество часов, отведенное на изучение предмета, тем (разделов):

темы уроков (при поурочно-тематическом планировании - количество часов);

основные виды учебной деятельности;

проведение практических/лабораторных работ (при их наличии);

виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др., в том числе в формате требований ГИА):

планируемые результаты:

при необходимости - планируемые сроки изучения. 

Последняя рекомендация Комитета по образованию Санкт-Петербурга – не совсем корректна, поскольку по одной и той же рабочей программе может вестись обучение в нескольких классах и разными учителями. Каждый учитель будет работать по своему «календарю» (расписанию уроков). Соответственно, и сроки изучения в его тематическом плане могут быть – и обязательно будут – разными.

Именно поэтому ни Закон Об образовании в РФ, ни ФГОС НОО, ни Методические рекомендации Комитета по образованию СПб не содержат упоминаний о календарно-тематическом планировании.

В то же время, существует Инструктивное письмо Минвуза СССР от 10.08.1963 N Т-13/820 «О календарно-тематическом плане преподавателя», которое гласит:

«…В связи с поступившими запросами о форме и содержании календарно-тематического плана преподавателя Учебно-методическое управление по средним специальным (выделено мной) учебным заведениям разъясняет, что календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по предмету в соответствии с требованиями Закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными предметами…».

Это означает, что формально календарно-тематический план является элементом планирования учебного процесса в системе профессионального (специального) образования. Но это – совсем другая история…

Однако, имеет смысл вести подобный документ и в системе учебно-методических документов общего образования, надо только разумно определить его статус, структуру, методику разработки и порядок утверждения.

Попробуем с этим разобраться.

Будем считать, что Рабочая программа учебного предмета (курса), включающая в себя его тематическое планирование, является основой для создания учителем календарно-тематического планирования порядка прохождения учебного предмета (курса).

В таком случае могут быть рассмотрены следующие аналитические  материалы и разработанные на их основе предложения по рассматриваемой проблеме:

Определимся с предметом рассмотрения и примем некоторые основные  положения.

Календарно-тематический план – документ, способствующий организации учебного процесса по предмету и образовательной программе в целом, обеспечивающий методически правильное планирование выполнения образовательной программы в строгой последовательности. Календарно-тематический план содержит сведения по планированию прохождения образовательной программы конкретного учебного предмета по разделам и темам. Он связан со смежными предметами комплексной учебной программы в течение месяца и года.

Таким образом, календарно-тематический план – это структурный элемент программы, который изменяется ежегодно и оформляется в качестве приложения к рабочей программе учебного предмета.

Разработку календарно-тематического планирования по учебному предмету (курсу) производит учитель (учителя), ведущий(е) занятия по расписанию по этому предмету в предстоящем учебном году.

Содержание календарно-тематического плана

Структурно календарно-тематический план состоит из двух элементов: титульного листа и содержательной части.

1) В титульном листе указывается

  • полное наименование рабочей программы, приложением к которой является календарно-тематический план, с указанием года утверждения и составителя программы;
  • название предмета;
  • класс;
  • количество часов в неделю и в год;
  • должность и ФИО автора-составителя календарно-тематического плана;
  • гриф согласования календарно-тематического плана заместителем директора по УВР;
  • гриф утверждения календарно-тематического плана директором ГБОУ школа № ХХХ.

2) В содержательной части календарно-тематического плана приводятся сведения по семи разделам (вариант):

  • I. Распределение учебного времени по четвертям и видам учебных занятий
  • II. План изучения учебного предмета по видам учебных занятий
  • III. Дополнения и изменения календарно-тематического плана
  • IV. Литература
  • V. Организационно-методические указания, взаимосвязь с другими предметами
  • VI. Календарно-тематический план изучения учебного предмета
  • VII. Лист корректировки календарно-тематического плана

Утверждение календарно-тематического плана

Календарно-тематические планы учителей (в случае если учителя данного учебного предмета (курса) охвачены методическим объединением) ежегодно до 1 сентября рассматриваются на заседании соответствующего методического объединения на предмет:

  • их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам общего образования;
  • их соответствия данному Положению в части требований к содержанию и оформлению календарно-тематического планирования;
  • их соответствия Учебному плану образовательного учреждения и Рабочей программе по соответствующей учебной дисциплине (курсу);
  • соответствия используемых учебников перечню учебников, утвержденных к использованию в предстоящем учебном году приказом директора ГБОУ школа № ХХХ;
  • эффективного распределения часов в календарно-тематическом планировании.

Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания двумя пунктами:

  1. перечень принятых календарно-тематических планов для их использования в предстоящем учебном году;
  2. перечень календарно-тематических планов, нуждающихся в доработке.

Решение методического объединения о принятых календарно-тематических планах учебных предметов (курсов) отражается соответствующим грифом на титульных листах рекомендованных к утверждению календарно-тематических планов.

Далее рекомендованные методическими объединениями календарно-тематические планы анализируются заместителями директора ГБОУ школа № ХХХ по учебно-воспитательной работе.

Факт прохождения экспертизы вновь принятых календарно-тематических планов учебных предметов (курсов) и рассмотрение и принятие календарно-тематических планов заместителями директора отражается соответствующим грифом на титульных листах календарно-тематических планов учебных предметов (курсов).

Ежегодно все календарно-тематические планы и рабочие программы утверждаются приказом директора ГБОУ школа № ХХХ, издаваемым до 1 сентября и включающим:

  • перечень вновь принятых к действию рабочих учебных программ;
  • перечень рабочих программ, действие которых продлевается в предстоящем учебном году.
  • перечень календарно-тематических планов, утвержденных к использованию в предстоящем учебном году;

При несоответствии календарно-тематического плана установленным требованиям директор ГБОУ школа № ХХХ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения

Ниже представлен один из возможных вариантов структуры и содержания календарно-тематического планирования по учебному предмету в области общего образования.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № ХХХ

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 «Рассмотрено и принято»

на заседании МО учителей

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

__________Петрова

«29» августа 2014 г.

«Утверждаю»

Председатель МО учителей начальных классов

____________ Иванова

Протокол № ____

от «28» августа 2014 г.

Директор ГБОУ

школа № ХХХ

____________ Сидорова

Приказ № ____

от «29» августа 2014 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

_______________________________________________________________

указывается ступень обучения: начального общего образования, основного общего образования

или среднего (полного) общего образования

__________________________________________________________________________

указывается предмет или курс, уровень программы

_____________________________________________________

класс и учебный год

 разработана _____________________________________________________

 ФИО учителя

К рабочей программе учебного предмета______________________

утвержденной в 20___ году и составленной ____________________

ФИО учителя

На основе________________________________________

_________________________________________________

____учебных часов (по ____ в неделю)

г. Санкт-Петербург, 20____ г.

  1. Распределение учебного времени по четвертям и видам учебных занятий

Четверти

Всего часов учебных занятий по расписанию

В том числе учебное время по видам учебных занятий

Время, отводимое на самостоятельную работу

графические работы

Отчетность за четверть

Отчетность по предмету

теоретические занятия (уроки)

семинары

практические занятия

лабораторные работы

контрольные занятия

контрольные работы

другие  виды  учебных занятий

зачеты

экзамены

I

5

2

1

2

5

1

ГР1

II

4

2

1

1

6

2

КР

III

5

2

3

7

2

ГР4

IV

6

2

2

2

6

3

КР

зачет с оц

Итого

20

2

7

1

8

2

24

  1. План изучения учебного предмета по видам учебных занятий

п/п

Виды

учебных

занятий

Количество часов

Наименование, номера тем

и учебные вопросы занятий

Материальное обеспечение

 занятий

Задание на

самостоятельную

работу

Вид

занятия

№ занятия

литература

время

(в час)

I четверть

Раздел 1. Искусство в твоем доме

Тема 1. Твоя игрушка (создание формы, роспись)

У

1.1.1

1

Твоя игрушка:

1). Введение

2). Народные промыслы России

3). Особенности гжельской росписи

Техн. карта,

презентация, эл.доска

п.[6],

стр.14-18;

п.[5],

§ 1.1.

1

ПЗ

1.1.2

1

Твоя игрушка:

1). Создание формы игрушки

2). Композиционное построение росписи

3). Роспись игрушки

Техн. карта,

презентация, эл.доска

п.[6],

стр.14-18;

п.[5],

стр.10-14.

2

Итого

2 час

3

час

II четверть

Раздел 2. Хххххх

Тема 1. Уууууу

У

2.1.1

1

Линия как средство выражения, ритм линий

1) Ритмическая организация листа с помощью линий.

2). Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.

3). Понятие ритма в природе

Техн. карта,

презентация, эл.доска

п.[6],

стр.94-108;

п.[5],

стр.110-114.

1

Итого

1 час.

1

час.

Всего по предмету

20 час

24

час

        

  1. Дополнения и изменения плана изучения учебного предмета по видам учебных занятий

п./п.

Виды учебных занятий

№ занятия

Количество
часов

Тема

и учебные вопросы занятий

Материально-техническое обеспечение

Задание на самостоятельную работу

Основание для корректуры

литера-тура

время (час)

  1. Литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 2011.
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-ух частях. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 2 класс / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

  1. Организационно-методические указания, взаимосвязь с другими предметами

"Изобразительное искусство" является ….. профилирующим предметом, обеспечивающим подготовку учащихся к ………...

Изучение учебного предмета базируется на знаниях и навыках, полученных ……, а также при изучении предметов «Технология», «Окружающий мир».

Полученные знания и навыки используются при …..,.

Предметом изучения учебного предмета "Изобразительное искусство" является:

- ….;

- ….

Теоретические знания приобретаются учащимися на теоретических занятиях (уроках), и в ходе самостоятельной работы по выполнению домашних задяний.

Умения и навыки по … формируются на практических занятиях, ..».

Особенностью преподавания учебного предмета "Изобразительное искусство" является …..

С целью обеспечения непрерывности обучения учащихся по такому важному направлению деятельности, как ….., предусматривается изучение полного курса из четырех учебных разделов учебного предмета в четырех четвертях.

В начале учебного курса изучаются …. Это связано с тем, что ……. Углубление знаний, полученных на уроках, осуществляется в процессе самостоятельной работы учеников при выполнении домашних заданий.

Методика … изучается в третьей теме, при этом особое внимание уделяется вопросам …... Практическая подготовка учащихся осуществляется в ходе проведения практического занятия по …...

Затем изучаются основы …... При этом часть учебного материала четвертой темы охватывает предметную область ….. Это связано с ……. Особое внимание при проведении практического занятия «….» уделяется вопросам изучения …., а так же полноте и правильности оформления …...

В практической подготовке учащихся по вопросам … следует выделить …., которые свойственны деятельности …..

Знания, умения и навыки по …. закрепляются и совершенствуются при выполнении… .

Текущий контроль успеваемости и качества подготовки учащихся осуществляется при проведении практических занятий и выполнении графических работ.

Итоговый контроль успеваемости и качества подготовки учащихся по учебному предмету "Изобразительное искусство" включает :

- зачет с оценкой за изучение учебного предмета в учебном году (по результатам ….) по окончанию четвертой четверти.

  1. Календарно-тематический план изучения учебного предмета

План составляется для каждого класса.

Календарно-тематический план изучения учебного предмета

(2А класс)

чет-верть

№ занятия

дата проведения

Тема занятия

Примечание

по плану

фактически

I

1.1.1

А………...

1.1.2

Б………...

1.1.3

В………...

1.2.1

Г………...

1.2.2

Д………...

II

2.1.1

Е………...

2.1.2

Ж………...

2.2.1

З………...

И………...

III

2.4.1

К………...

Л………...

IV

3.1.1

М………...

3.1.2

Н………...

3.2.1

О………...

………

Календарно-тематический план изучения учебного предмета

(2Б класс)

чет-верть

№ занятия

дата проведения

Тема занятия

Примечание

по плану

фактически

I

1.1.1

А………..

1.1.2

Б………...

….


  1. Лист корректировки календарно-тематического плана по учебному предмету «Изобразительное искусство» (2 класс)

Класс

Название раздела, темы, тема учебного занятия

Дата прове-дения по плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

(действие)

Факти-ческая

дата

прове-дения

Примечание (основание для корректуры)

Подписи учителя и резолюции должностных лиц

Учитель

«Рассмотрено»

Председатель МО

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

«Утверждаю»

Директор ГБОУ

школа № ХХХ

2а,

2б,

2в,

2г,

Тема 3 – О чем говорит искусство.

Занятие № 3.7. Обобщение темы «В мире сказочных героев».

23 февраля

2015 года

Изменение количества рабочих дней в году.

Урок выпал на 23 февраля – праздничный день.

Урок будет проведен совместно с предыдущим уроком – Занятие № 3.6 «Образ здания»

16 февраля

2015 года

Указание Заместителя директора ГБОУ школа № ХХХ

по УВР

___________

С.Синяева

___.___.201__

___________

Иванова

___.___.201__

___________

Петрова

___.___.201__

___________

Сидорова

___.___.201__


Разделы I, II, IV и V этого документа содержат информацию, характеризующую особенности распределения содержания учебного материала в структуре программы учебной дисциплины, определяют объем изучаемого материала и виды учебных занятий, в том числе с детальной проработкой заданий на самостоятельную работу (домашних заданий) учеников и определением времени, необходимого для выполнения домашних заданий по учебной дисциплине.

Эта информация, в последующем,  при необходимости корректуры календарно-тематического планирования, может быть использована учителем в интересах «минимизации» вносимых в тематическое планирование изменений.

Корректура должна производиться по принципу – учебный материал изучается в полном объеме содержательной части учебной программы, а исправления могут касаться только сроков (дат) проведения занятий и лимита времени, отводимого на изучение отдельных учебных вопросов (тем).

В интересах более четкой структуризации учебных занятий их нумерация при календарно-тематическом планировании должна иметь три значащих поля:

  • первое число – порядковый номер раздела;
  • второе число – порядковый номер темы в разделе;
  • третье число – порядковый номер учебного занятия в пределах темы.

Если учебная программа не содержит разделов, то допускается производить нумерацию учебных занятий с использованием двух значащих полей, т.е. номера темы и порядкового номера учебного занятия в пределах темы.

В принципе, чтобы быть последовательными, обозначение каждого учебного занятия должно иметь ещё одно содержательное поле – «вид учебного занятия» - которое должно размещаться перед номером, например:

«ПЗ 01.02.05» – практическое занятие № 5 по 2 теме 1 раздела учебной дисциплины;

«ЛР 01.02.06» – лабораторная работа № 6 по 2 теме 1 раздела учебной дисциплины;

«КР 01.02.07» – контрольная работа № 7 по 2 теме 1 раздела учебной дисциплины, и т.п.

Если предложенный вариант календарно-тематического планирования представляется слишком сложным, его можно существенно упростить, оставив в содержательной части только таблицы, показанные выше в разделах VI и VII предлагаемого варианта.

Полученный документ будет простым для разработки,  привычным для практики большинства учителей и достаточным (с точки зрения объема информации) для выполнения своего предназначения.

Но мы ведь не ищем лёгких путей?...

***

Второй вопрос, который хотелось бы кратко затронуть в настоящей справке заключается в следующем:

В ГБОУ школа ХХХ принят локальный акт «Положение о рабочей  программе ГБОУ школа № ХХХ Пушкинского района Санкт-Петербурга», который содержит ряд требований, касающихся разработки и оформления рабочих программ по учебным предметам.

Если выполнить требования упомянутого локального акта в полном объеме, то складывается ситуация, при которой вносимые изменения носят не только структурный характер (перекомпоновка тем, часов), но и существенно затрагивают содержание Примерных (типовых) программ, на основе которых они разработаны. Изменяются разделы, подразделы содержательной части программ, содержание граф (столбцы) в таблице тематического планирования по предмету.

В итоге, в большинстве случаев, разработанные рабочие учебные программы перейдут из категории «адаптированная» в категорию «модифицированная».

А это, в свою очередь, потребует выполнять для каждой программы процедуру внешней экспертизы с получением рецензий внешних экспертов и соответствующего заключения от руководителя экспертного учреждения.

Причем такое заключение придется получать при каждой корректировке «календарно-тематического планирования» по учебной дисциплине, иначе рабочая программа перестает быть легитимной (теряет заключение «рекомендовать»).

Нужно ли это нам?

В дополнение к вышеизложенному следует признать, что "Методические рекомендации по разработке рабочих программ", введенные в соответствии с письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0, не соответствуют требованиям существующих нормативных правовых и правовых документов в области общего образования – в части требования отражать в тематическом (или поурочно-тематическом) планировании учебного предмета «…при необходимости - планируемые сроки изучения».

Это требование некорректно методически и трудновыполнимо практически.

Хочется напомнить, что в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при принятии общеобразовательной организацией локальных нормативных актов нормы этих актов, принятые с нарушением установленного (руководящими документами или вышестоящими инстанциями) порядка, не применяются и подлежат отмене общеобразовательной организацией.

Окончательное решение – за нами.

И третий проблемный вопрос.

Если говорить о календарном планировании учебных занятий на текущий – 2014/2015 учебный год, то следует признать, что ситуация, при которой по одному и тому же предмету требуется вносить корректуру более, чем на одно учебное занятие в году, может сложиться только в том случае, когда годовое расписание занятий в школе составлено формально, без должного анализа перечня учебных занятий, «выпадающих» на праздничные или выходные дни.

Пример, являющийся следствием такого «планирования» показан ниже.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

Факти-ческая

дата

2а,

2б,

2в,

2г,

Раздел 3 – О чем говорит искусство (9 часов)

Обобщение темы «В мире сказочных героев».

23 февраля

2015 года

Изменение количества рабочих дней в году.

Урок выпал на 23 февраля – праздничный день.

Урок проведен совместно с предыдущим уроком – «Образ здания»

2а,

2б,

2в,

2г,

Раздел 4 – Как говорит искусство (9 часов)

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.

9 марта

2015 года

Изменение количества рабочих дней в году.

Урок выпал на 9 марта – праздничный день.

Сдвоенный урок проведен за 1 учебный час.

2а,

2б,

2в,

2г,

Раздел 4 – Как говорит искусство (9 часов)

Линия как средство выражения: характер линий.

4 мая

2015 года

Изменение количества рабочих дней в году.

Урок выпал на 4 мая – праздничный день.

Сдвоенный урок проведен за 1 учебный час.

2а,

2б,

2в,

2г,

Раздел 4 – Как говорит искусство (9 часов)

Обобщающий урок за год. Итоговая выставка

11 мая

2015 года

Изменение количества рабочих дней в году.

Урок выпал на 11 мая – праздничный день.

Урок проведен совместно с предыдущим уроком – «Пропорции выражают характер»

Если учесть, что в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной            учебной неделе составляет 762 часа, а корректура, приведенная в примере, затрагивает 4 дня (т.е. 20 часов), то это составляет 2,625 % аудиторного времени.

В таком случае (при разумном планировании расписания уроков) для учащихся вторых классов количество часов учебных занятий, требующих корректуры, может быть следующим (см. 5 столбец таблицы):

 

Учебный план для 2-х классов по ФГОС НОО
(вариант)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

«Удельный вес» 1 часа,

%

Подлежит возможной корректуре,

часов

Филология

Русский язык

5

0,59

4

Литературное чтение

4

0,74

4

Иностранный язык

2

1,47

2

Математика и информатика

Математика

4

0,74

3

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

2

1,47

2

Искусство

Музыка

1

2,94

1

Изобразительное искусство

1

2,94

1

Технология

Технология

1

2,94

1

Физическая культура

Физическая культура

3

1,11

2

ВСЕГО

23

Такой подход можно признать обоснованным и принять за основу при корректуре календарно-тематического планирования учебных предметов на текущий учебный год.

Если рассматривать ситуацию в целом, то необходимость в корректуре календарно-тематического планирования может возникать только в случае появления форс-мажорных ситуаций, появляющихся внезапно и требующих корректуры объема учебных дисциплин и расписания уроков.

Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга  выпустил указание «О календарном учебном графике и режиме работы общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга в 2014/2015 учебном году» (письмо от 20.03.2014 года № 03-20-1020/14-0-0), в котором установлено, что учебный год начинается 1 сентября 2014 года и заканчивается 25 мая 2015 года.

В связи с тем, что Правительством РФ на 2015 год был установлен измененный перечень праздничных дней, часть из которых пришлась на ранее считавшиеся «рабочими» дни и на которые в школах было спланировано проведение занятий по расписанию, Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга был обязан соответствующим образом откорректировать свое указание, «продлив» учебный год на число дней, выпавших из него в соответствии с распоряжением Правительства РФ.

В этом случае корректура календарно-тематического планирования в школе была бы произведена вполне законно, легитимно, централизованно и без «потери» части учебного времени, планируемого для учебных занятий в классе.

Считаю, что руководство школы вполне может обратиться с подобным запросом в вышестоящие органы управления образованием.

Благодарю за внимание.

Учитель ГБОУ школа № 645

С. Синяева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы повышения квалификации в ЧИППКРО "Технология разработки и содержание рабочих учебных программ по общественным и художественно-эстетическим дисциплинам"

Презентации с курсов ЧИППКРО: Технология разработки отдельных рабочих программ учебных предметов и курсов; технология конструирования рабочих программ по общественным дисциплинам; новые требования к п...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...