Предмет "Графика и письмо", "Альтернативное чтение", "Математические представления и конструирование" для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
методическая разработка на тему

Алпатова Виктория Викторовна

Графика и письмо

 

В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками. /СЛАЙД 5/ Графика (греч. γραφικος письменный, от греч. γραφω пишу) вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

В процессе обучения учащихся необходимо учитывать, что рисуночное письмо лишено непосредственной связи с языком.

В «Программе» представлены виды заданий, которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут выполнять вместе со взрослыми. Прежде всего, это /СЛАЙД 6/  рисунок , /СЛАЙД 7/картинки в стиле лубка, /СЛАЙД 8/ прорисовывание контурных линий, штрихов, рисование прямых и изогнутых линий в разных направлениях, /СЛАЙД9/ выполнение заданий на штриховку, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо». Упражнения в «рисуночном письме» (работа с карандашом) требуют не только навыка его удерживания, но и концентрирования внимания на процессе действий с карандашом и листом бумаги. Эти упражнения представляют собой попытку создать некое конкретное изображение или хотя бы примитивные каракули. Такой вид заданий для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью соответствует взглядам антропологов о том, что начальной формой письменности является рисуночное письмо.

/СЛАЙД 10/ На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевают элементарными графо- моторными навыками, пространственными представлениями, доступными для их понимания. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности.

/СЛАЙД 11/ Важнейшая задача учителя в ходе обучения по предмету «Графика и письмо» организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку, сформировать у них предметные и предметно- игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

/СЛАЙД 12 / Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи главная задача начального этапа обучения грамоте (чтению и письму), а коммуникативный принцип построения уроков становится ведущим. Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.

 

Альтернативное чтение

/СЛАЙД 13/

В основу программы по данному предмету положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. В программу 1 класса включены такие разделы как:

/СЛАЙД 14/ - «чтение» телесных и мимических движений;

/СЛАЙД 15/ - «чтение» изображений на картинках и фотографиях.

Уроки «Альтернативного чтения» построены с учетом систематичности и организации их как совместной деятельности учителя и учеников. В процессе работы по данному предмету на уроках выполняются следующие упражнения:

- практические упражнения;

- упражнения с картинками;

- упражнения со словами;

- упражнения по прослушанному тексту.

/СЛАЙД 16/ При обучении «Альтернативному чтению» учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятия их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации. /СЛАЙД17/ В качестве одной из важных задач в «Программе» выделяется задача формирования представлений учащегося о том, что такое книга. /СЛАЙД 18-19/ Процесс «общения» (взаимодействия) с книгой является определяющим в социально-личностном развитии учащихся, формируя хотя бы минимальные способности к самореализации, передавая ребенку с ограниченными возможностями здоровья опыт, накопленный человечеством. Критерием эффективности воспитания читательского интереса (исходя из понимания «альтернативного чтения» в доступных учащимся пределах) является их радость при встрече с книгой, «чтение» (просматривание, просматривание и называние иллюстраций, воспроизведение знакомых отрывков по памяти, чтение отдельных слов и т.п.) ее с доступным интересом и увлечением.

 

Математические представления и конструирование. /слайд20/

Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития  крайне низок и отличается качественным своеобразием, содержание математических представлений и конструирования целесообразно объединить  в одну предметную область. Это соотносится с онтогенетическим и филогенетическим принципом развития человека, когда представления о форме, величине, количестве, пространственном расположении сначала формируются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребенка (по Л. С. Выготскому). Поэтому математическая и конструктивная деятельность представлена в едином блоке и обобщена в предмете «Математические представления и конструирование». Под формированием математических и конструктивных умений и навыков учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития    следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате их обучения.

Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования у учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития  играет чувственное познание, на основе которого становится возможным обучить их элементарной бытовой деятельности и сформировать навыки невербального и доступного вербального речевого общения.

В 1 классе выделяются следующие разделы: /слайд 21/

1.Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

2.Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными).

3.Количественные представления.

4.Представления о форме.

5.Представления о величине.

6.Пространственные представления.

       7.Временные представления.

Уроки проходят 2 раза в неделю и построены следующим образом: 1-й урок- формирование элементарных математических представлений, 2-й урок- закрепление математического материала посредством конструирования. Рассмотрим это на примере темы «Большой-маленький» /слайд 22/. На уроках формирования элементарных математических представлений выполняются следующие виды работ: демонстрация больших и маленьких предметов и игрушек, отработка выполнения инструкции «Дай большой (маленький)…», подбор большого и маленького домиков из картона, игра с фигурками животных (медведь и белка) «Кто в каком домике живёт».

Для закрепления темы «Большой-маленький»  на уроке конструирования выполняется постройка большого и маленького дома из мега-блоков «Лего» /слайд 23/, которая сразу после постройки обыгрывается с мягкими игрушками.  На последующих уроках по данной теме конструирование переходит на плоскость /слайд 24/: сначала дети складывают дом из картонных частей, затем выкладывают из палочек.

В процессе обучения детей конструированию решается широкий спектр коррекционно-развивающих задач /слайд 25/: обогащается сенсомоторный опыт, развивается анализирующее восприятие, формируются представления о предметах окружающей действительности и их пространственных свойствах, формируется связь «глаз-рука», развиваются контрольные функции.

         В ходе реализации задач учебного предмета особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников  с тяжелыми и множественными нарушениями развития  для их социально-бытовой адаптации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gip-ach-mpik-doklad.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Графика и письмо

В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками. /СЛАЙД 5/ Графика (греч. γραφικος письменный, от греч. γραφω пишу) вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

В процессе обучения учащихся необходимо учитывать, что рисуночное письмо лишено непосредственной связи с языком.

В «Программе» представлены виды заданий, которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут выполнять вместе со взрослыми. Прежде всего, это /СЛАЙД 6/  рисунок , /СЛАЙД 7/картинки в стиле лубка, /СЛАЙД 8/ прорисовывание контурных линий, штрихов, рисование прямых и изогнутых линий в разных направлениях, /СЛАЙД9/ выполнение заданий на штриховку, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо». Упражнения в «рисуночном письме» (работа с карандашом) требуют не только навыка его удерживания, но и концентрирования внимания на процессе действий с карандашом и листом бумаги. Эти упражнения представляют собой попытку создать некое конкретное изображение или хотя бы примитивные каракули. Такой вид заданий для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью соответствует взглядам антропологов о том, что начальной формой письменности является рисуночное письмо.

/СЛАЙД 10/ На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевают элементарными графо- моторными навыками, пространственными представлениями, доступными для их понимания. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности.

/СЛАЙД 11/ Важнейшая задача учителя в ходе обучения по предмету «Графика и письмо» организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку, сформировать у них предметные и предметно- игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

/СЛАЙД 12 / Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи главная задача начального этапа обучения грамоте (чтению и письму), а коммуникативный принцип построения уроков становится ведущим. Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.

Альтернативное чтение

/СЛАЙД 13/

В основу программы по данному предмету положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. В программу 1 класса включены такие разделы как:

/СЛАЙД 14/ - «чтение» телесных и мимических движений;

/СЛАЙД 15/ - «чтение» изображений на картинках и фотографиях.

Уроки «Альтернативного чтения» построены с учетом систематичности и организации их как совместной деятельности учителя и учеников. В процессе работы по данному предмету на уроках выполняются следующие упражнения:

- практические упражнения;

- упражнения с картинками;

- упражнения со словами;

- упражнения по прослушанному тексту.

/СЛАЙД 16/ При обучении «Альтернативному чтению» учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятия их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации. /СЛАЙД17/ В качестве одной из важных задач в «Программе» выделяется задача формирования представлений учащегося о том, что такое книга. /СЛАЙД 18-19/ Процесс «общения» (взаимодействия) с книгой является определяющим в социально-личностном развитии учащихся, формируя хотя бы минимальные способности к самореализации, передавая ребенку с ограниченными возможностями здоровья опыт, накопленный человечеством. Критерием эффективности воспитания читательского интереса (исходя из понимания «альтернативного чтения» в доступных учащимся пределах) является их радость при встрече с книгой, «чтение» (просматривание, просматривание и называние иллюстраций, воспроизведение знакомых отрывков по памяти, чтение отдельных слов и т.п.) ее с доступным интересом и увлечением.

Математические представления и конструирование. /слайд20/

Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития  крайне низок и отличается качественным своеобразием, содержание математических представлений и конструирования целесообразно объединить  в одну предметную область. Это соотносится с онтогенетическим и филогенетическим принципом развития человека, когда представления о форме, величине, количестве, пространственном расположении сначала формируются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребенка (по Л. С. Выготскому). Поэтому математическая и конструктивная деятельность представлена в едином блоке и обобщена в предмете «Математические представления и конструирование». Под формированием математических и конструктивных умений и навыков учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития    следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате их обучения.

Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования у учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития  играет чувственное познание, на основе которого становится возможным обучить их элементарной бытовой деятельности и сформировать навыки невербального и доступного вербального речевого общения.

В 1 классе выделяются следующие разделы: /слайд 21/

1.Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

2.Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными).

3.Количественные представления. 

4.Представления о форме.

5.Представления о величине.

6.Пространственные представления.

       7.Временные представления.

Уроки проходят 2 раза в неделю и построены следующим образом: 1-й урок- формирование элементарных математических представлений, 2-й урок- закрепление математического материала посредством конструирования. Рассмотрим это на примере темы «Большой-маленький» /слайд 22/. На уроках формирования элементарных математических представлений выполняются следующие виды работ: демонстрация больших и маленьких предметов и игрушек, отработка выполнения инструкции «Дай большой (маленький)…», подбор большого и маленького домиков из картона, игра с фигурками животных (медведь и белка) «Кто в каком домике живёт».

Для закрепления темы «Большой-маленький»  на уроке конструирования выполняется постройка большого и маленького дома из мега-блоков «Лего» /слайд 23/, которая сразу после постройки обыгрывается с мягкими игрушками.  На последующих уроках по данной теме конструирование переходит на плоскость /слайд 24/: сначала дети складывают дом из картонных частей, затем выкладывают из палочек.

В процессе обучения детей конструированию решается широкий спектр коррекционно-развивающих задач /слайд 25/: обогащается сенсомоторный опыт, развивается анализирующее восприятие, формируются представления о предметах окружающей действительности и их пространственных свойствах, формируется связь «глаз-рука», развиваются контрольные функции.

         В ходе реализации задач учебного предмета особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников  с тяжелыми и множественными нарушениями развития  для их социально-бытовой адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ, как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Специальные коррекционные школы VIII вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной недостаточностью. Основная цель учебно-воспитательного процесса - коррекция недостатков развития, с...

Рабочая программа по математике для 1 класса ( для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся....

Рабочая программа по письму для 1 класса (для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Рабочая программа по письму составлена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся....

Конспект занятия на тему:" День"для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Данный конспект занятия предназначен для детей с тяжелыми и множественными нарушениями  развития в освоении временных представлений....

доклад КУКЛОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка....

АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Данная программа имеет коррекционно-развивающую, воспитательную и социальную  направленность, что позволяет формировать стратегию психолого - педагогического воздействия  на каждого ребенка,...

Игровые приемы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

В статье рассматривается специфика использования игровых приемов в обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Даны рекомендации педагогам и родителям по использованию сенсорных и...