Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку.
статья на тему

Харченко Татьяна Геннадьевна

Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет включить учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой, формировать такие качества высокоразвитой языковой личности, как способность исследовать текст в разных аспектах, извлекать необходимую информаицю из различных источников, создавать устные и письменные высказывания, отвечающие целям и условиям коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_kompetentnostno.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку

                                                                            Харченко Т.Г. , учитель русского                

                                                                            языка и литературы ГБОУ СОШ №511.

Внедрение компетентностно-ориентированных заданий в предметное обучение – одно из направлений, связанных с реализацией школьных стандартов второго поколения. Компетентность при выполнении таких заданий «не противопоставляется знаниям или умениям, она   включает их в себя, но не путём простого суммирования, а при свободном использовании наиболее эффективного для конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале ученика знаний и умений» (Демидова 2008; 216).  К отличительным признакам компетентностно- ориентированных заданий относится деятельностная составляющая (виды деятельности, на проверку которых направлено то или иное знание), которая включает: предметные умения (понятийный аппарат, объяснение действий, подбор моделей, создание собственного алгоритма), умение работать с информацией, исследовательские умения (там же; 221)

В дидактической и методической литературе последних лет достаточно подробно  описаны варианты межпредметной и метапредметной проектной деятельности учащихся, предложены темы ученических исследований. Однако недостаточно разработанными и систематизированными  остаются учебные компетентностно- ориентированные задания, которые можно использовать на каждом уроке, независимо от этапа обучения. Такие задания включают:

  • материал, связанный с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника ( в том числе в учебных ситуациях );
  • материал, допускающий выход за пределы школы, требующий изучения на базе предприятий, вузов, учреждений культуры и т.п. )
  • материал, важный для местного сообщества, связанный с широко обсуждаемыми в обществе вопросами ( экологические, нравственные и другие проблемы );
  • материал, содержащий противоречивые сведения, противоположные позиции и, следовательно, допускающий разные толкования.

Теперь рассмотрим типы компетентностно-ориентированных заданий:

  • проблемная лингвистическая задача;
  • моделирование ( лингвистическое и речевое );
  • исследовательская работа.

Проблемная лингвистическая задача формулируется на основе противоречия, возникающего при сопоставлении разных точек зрения, на основе столкновения уже имеющихся знаний с новыми. Например, 1. Определите, к какой части речи относится слово грустно. Решите эту лингвистическую задачу, доказывая правильность своих выводов примерами.

Лингвистическое и речевое моделирование предполагает создание языковых единиц и конструкций определённого типа, а также схем, таблиц, лингвистических и речевых моделей ( новых для учащихся ) с опорой на ранее освоенные способы деятельности. Например, 1. Создайте модель алгоритма выбора н и нн в различных частях речи.

2. Преобразуйте монологическое высказывание автора публицистического текста в диалог. Запишите его, соблюдая пунктуационные правила.

Исследовательская работа требует самостоятельного анализа какой-либо проблемы и получения новых данных.

Исследовательская деятельность на уроках начинается с создания проблемной ситуации. Ситуациями такого рода являются сочинения, рецензирование ответов учащихся, всё,  что связано с экспертизой, активным поиском нового.

Курс литературы 5 – 8 класса предоставляет много возможностей для такой работы.

Например, изучается сказка «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского.  Очень добрая и умная, нравится детям. Ученики после прочтения обращают внимание на её жанровые особенности. Почему Паустовский назвал сказкой? Всё ли в этом  произведении похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются сказочные и реальные мотивы, к чему ведёт автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

В зависимости от объекта исследования  ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды: работы, в  которых проводится анализ текста художественного произведения. Например, «Способы создания образов-персонажей в рассказах  А.П.Чехова»,  «Три правды» в драме «На дне» М.Горького»  и работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Например: в разделе «Древнерусская литература» «Повесть временных лет» сравнивается древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» ( 9 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, В Жуковского, работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний.

Например: «Образ маленького человека в русской литературе 19 века», «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе».

Проектно-исследовательский метод позволяет изучать материал крупным блоком,  широко применяя лекции, уроки-практикумы, уроки-диспуты.

Так,  в 9 классе, изучая творчество А. С. Пушкина, на одном из этапов, а именно, «Лицейские друзья Пушкина», сам собой родился литературный альбом «Я и мои друзья».

На уроках русского языка учащиеся также занимаются различными видами познавательной  деятельности. Воспринимают информацию о предмете (рецептивная деятельность – принятие, приём), воспроизводят знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность – воспроизведение), учатся творчески мыслить и решать практические задачи владения языком (продуктивная деятельность). Для организации каждого из названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, продуктивный исследовательский, творческий).

Бытует представление, будто активная учебная деятельность обеспечивается только продуктивными методами

Высший уровень мышления – творческое  мышление – формируется при использовании продуктивных методов обучения. Активность и самостоятельность мышления могут обеспечиваться и при использовании информационно-рецептивного и репродуктивного метода обучения. Изучая русский язык, в частности синтаксис и пунктуацию, учащиеся должны усвоить большой по объёму материал. А наиболее экономным способом его передачи школьникам является информационно-рецептивный метод. Важнейшая задача обучения русскому языку – формирование и совершенствование практических умений и навыков, а они вырабатываются в процессе тренировки, организуемой репродуктивным методом. Значит, широкое применение названных методов на уроках русского языка вполне закономерно.        Особую сложность представляет для учащихся нахождение проблемы. Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала. Последовательность действий:

                       посреди чистого листа написать ключевые слова (предложение);

  • вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
  • по мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом;
  • могут появиться новые ступени.

Система кластеров позволяет анализировать избыточный материал и синтезировать большой объём информации. Потом материал работает на определение идеи.

Так, поиск истины, поиск себя, мира начинается на уроке при изучении предмета, при таком подходе преподавание приобретает творческий характер, способствует рождению новых идей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку

Данный материал был использован на семинаре по новым образовательным стандартам....

Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку как средство формирования метапредметных результатов образования.

В данной статье рассматриваются  вопросы компетентностного подхода, структура компетентностно-ориенторованных заданий и их роль в формировании трех ключевых компетентностей учащихся....

Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку

Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 9 класса....

Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку

Материал представлен для  мотивации учащихся к выполнению заданий по темам: "Типы речи", "Изобразительно-выразительные средства", "Буквы Е-И в корнях с чередованием" с учетом  его дальнейшег...

Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе для 5-9 классов.

В презентации представлены компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе, нацеленные на достижение метапредметных результатов.Представлены задания , целями которых является фо...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...