Понятие Мастер-класса
презентация к уроку по теме

Капранова Татьяна Викторовна

Данная презентация раскрывает понятие масте-класса, условия его применения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass.ppt374.5 КБ
Microsoft Office document icon ponyatie_master-klassa.doc64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс как эффективная форма трансляции передового опыта педагогов Учитель живет до тех пор, пока учится… К.Д.Ушинский

Слайд 2

Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам образец педагогической деятельности, приносящий лучший по сравнению с мировой практикой результат. В.И. Загвязинский

Слайд 3

Высокая результатив-ность Актуальность Новизна Возможность развития Соответствие социальному заказу Оптималь-ность Воспроизво-димость Научная обоснован-ность

Слайд 4

Чтобы предложить «передовой педагогический опыт» на рассмотрение, необходимо предоставить информацию по четырем ключевым пунктам : цель «передового педагогического опыта»; объяснение его содержания; доказательства его работоспособности; выгоды и риски, связанные с «передовым педагогическим опытом».

Слайд 5

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». Приведем некоторые из них, отражающие ключевые свойства этого понятия: 1. Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы , показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. 2. Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.

Слайд 6

3. Мастер–класс – это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы . 4. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. 5. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи .

Слайд 7

Обобщая эти определения, можно сказать, что мастер-класс - это интерактивная форма обмена передовым педагогическим опытом, которая интегрирует в себе одновременно и тренинг участников и конференцию.

Слайд 8

Составляющие для проведения успешного мастер-класса Наличие оригинального метода или авторской методики, представляющей интерес для широкой аудитории Умение продемонстрировать ведущую идею представляемого опыта путем организации и вовлечения слушателей в активную и разнообразную деятельность Личность автора мастер-класса должна проявить себя как творческая, современная, интересная, свободная, увлеченная и увлекающая

Слайд 9

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: они сами должны и могут осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого участника по предлагаемой проблеме, что позволяет ему расширить свои представления знаниями других участников.

Слайд 10

Примерный алгоритм проведения мастер-класса может состоять из следующих компонентов: 1. выделение проблемы – панель; 2. объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом; 3. представление группами результатов работы; 4. обсуждение и корректировка результатов работы .

Слайд 11

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, в которой они могли проявить себя как творцы.

Слайд 12

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Слайд 13

Набор критериев, которые могут использоваться для оценки эффективности проведенного мастер-класса: Презентативность; 2. Эксклюзивность; 3. Прогрессивность; 4. Мотивированность; 5. Оптимальность; 6. Эффективность; 7. Технологичность; 8. Артистичность; 9. Общая культура.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс – как эффективная форма трансляции передового опыта педагогов

Учитель математики

МБОУ СОШ №3 (корпус 1):

Капранова Т.В.

г. Рассказово

МБОУ СОШ №3

(корпус 1)

17 марта 2015г.

Мастер-класс – как эффективная форма трансляции передового опыта педагогов

Начнем выступление с понятия «передовой педагогический опыт»

Передовой педагогический опыт, являясь традиционным понятием педагогической науки, пережил различные этапы становления, включающие как взлет интереса, так и разочарование педагогов. В начале XXI века лучший опыт, инновационные образовательные практики, доказавшие свою успешность, приобретают новые смыслы. Роль выявления, поддержки и распространения эффективных образовательных практик учителей и целых педагогических коллективов определена на государственном уровне и заключается в создании условий, необходимых для достижения качественно нового уровня образования.

При определении понятия «передовой педагогический опыт» будем придерживаться трактовки В.И. Загвязинского: это «отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с мировой практикой результаты». Выделим признаки данного понятия: актуальность («отвечающий современным запросам»), результативность («приносящий лучшие результаты»), новизна, возможность развития. Разнообразные исследования, посвященные критериям передового педагогического опыта, дополняют этот ряд следующими необходимыми признаками: соответствие социальному заказу, оптимальность, воспроизводимость, научная обоснованность. В то же время, анализируя каждый из предлагаемых критериев, Г.Х. Валеев указывает на субъективность большинства из них, считая главным критерием передового опыта высокую результативность.

Чтобы предложить лучшую практику на рассмотрение, необходимо предоставить информацию по четырем ключевым пунктам: 1) цель практики; 2) объяснение ее содержания; 3) доказательства ее работоспособности; 4) выгоды и риски, связанные с практикой. Лучшая практика обязательно должна быть авторской и доступной: потенциальные пользователи должны иметь возможность обратиться с вопросами к авторам. При всей общности с процедурой описания передового педагогического опыта главным отличием является акцент на обеспечение результативности практики в новых условиях.

Перейдем теперь ко второму ключевому понятию данной темы – мастер-классу.

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации.

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.

Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что «учитель живет до тех пор, пока учится», в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Формы диссеминации (от лат. «disseminatio» – «рассеяние, распространение») педагогического опыта могут самые разнообразные:

  1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия
  2. Методические недели
  3. Консультации, практикумы
  4. Педагогические советы
  5. Диспуты и дискуссии
  6. Мастер-классы и педагогические мастерские
  7. Спецкурсы
  8. Обучающие и деловые игры
  9. Педагогические чтения
  10.  Школы профессионального мастерства
  11.  Общественный смотр знаний
  12.  Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков
  13.  Стажировки на базе лучших школ
  14.  Аукционы педагогических идей
  15.  Научно-педагогические семинары
  16.  Научно-практические конференции
  17.  Презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ «Рецепт успеха», сокровищница опыта, размышления профессионала и т.д.)
  18.  Сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональное интервью, день руководителя на сайте, досуговый калейдоскоп и т.д.)
  19.  Форумы, ярмарки, фестивали
  20.  Публикации в печатных изданиях и сете Интернет

Одной из наиболее перспективных и интересных для учительской аудитории  форм распространения педагогического опыта является на сегодняшний день мастер-класс. Почему именно он? Дело в том, что мастер-класс как интерактивная форма обучения педагогов достаточно  широко распространена, востребована  и активно развивается.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». Приведем некоторые из них, отражающие ключевые свойства этого понятия:

1. Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

2. Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумевается педагог, ведущий мастер-класс).

3. Мастер–класс – это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

4.Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

5. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

6. Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Если обобщить эти определения то можно сказать, что мастер-класс -  это интерактивная форма обмена передовым педагогическим опытом, которая интегрирует  в себе одновременно и  тренинг участников и конференцию.

По данным определениям можно вычленить необходимые составляющие для проведения успешного мастер-класса – это:

1. Наличие оригинального метода или авторской методики, представляющей интерес для широкой аудитории.

2. Умение продемонстрировать ведущую идею представляемого опыта путем организации и вовлечения слушателей в активную и разнообразную деятельность.

3. Личность автора мастер-класса должна проявить себя как творческая, современная, интересная, свободная, увлеченная и увлекающая.

Какие  важнейшие особенности характерны для мастер-класса?

Это прежде всего:

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

8. учитывать, что процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. форма взаимодействия на мастер-классе - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Самое главное, что необходимо соблюдать Мастеру  в технологии проведения мастер-класса  – не сообщать и осваивать  информацию, а передавать продуктивные способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно сложно технологически, поэтому остановимся на требованиях к  организации и проведению мастер-класса.

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: они сами должны и могут осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого участника по предлагаемой проблеме, что позволяет ему расширить свои представления знаниями других участников.

В технологии проведения мастер-класса можно использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса может состоять из следующих компонентов:

1. выделение проблемы – панель;

2. объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом;

3.  представление группами результатов работы;

4.  обсуждение и корректировка результатов работы.

 

1. Панель – это этап актуализации знаний по проблеме мастер-класса. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.

2. Для поиска и нахождения решения проблемы участники в группах выполняют  работу с предложенными Мастером материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем идет«реконструкция» - создание из получившегося хаоса  «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. по сути «  изобретение своего велосипеда».

3. Следующий этап - подготовка и представление группой участникам результатов своей работы.

4. После представления результатов идет их обсуждение, затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с учетом вариантов, предложенных  коллегами.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, в которой  они могли проявить себя как творцы.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Какие практические рекомендации следует учесть учителям при проектировании мастер-класса?

При проектировании мастер-класса учитель должен:

  1. Определить ведущую  педагогическую идею, которую будет демонстрировать на мастер-классе. С этой темой и должно быть связано название мастер-класса.
  2. Определить  цели и задачи, связанные с темой мастер-класса, достижение которых  планирует учитель.
  3. Для начала мастер-класса придумать проблему, вопрос, парадокс, которые ввели бы «учащихся» и всю аудиторию в тему занятия и представляли для них интерес.
  4. Подобрать технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
  5. Придумать неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые помогут раскрыть ведущую педагогическую идею.
  6. Включить фантазию, придумать интересный замысел мастер-класса.
  7. Составить подробный план занятия.
  8. Продумать расстановку мебели и используемые средства обучения на сцене.

Наиболее полный набор критериев, которые могут использоваться для  оценки эффективности проведенного мастер-класса, это -

1. Презентативность. - Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культуру презентации, популярность в педагогике, методике и практике образования.

2. Эксклюзивность. - Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

3. Прогрессивность. - Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета.

4. Мотивированность. - Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

5. Оптимальность. - Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

6. Эффективность. - Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

7. Технологичность. - Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

8. Артистичность. - Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

9. Общая культура. - Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Работа с метапредметными категориями. Определение и понятие"

Конспект метапредметного занятия в 5 классе.  Приёмы формирования понятий. Приёмы, сходные с определением....

Конспект проведения мастер-класса по теме "Методика введения нового понятия"

Занятие предполагает участие не только учителей математики, но и учителей любых других предметов, так как ориентировано на демонстрацию базовой методики введения нового понятия в рамках линостно ориен...

Формирование базовых понятий по биологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Мастер-класс

Демонстрация приемов и методов деятельности при формировании базового понятия "система"...

Мастер-класс "Метапредметный подход к определению математических понятий"

Мастер-класс на муниципальном этапе всероссийского конкурса "Учитель года-2016", презентация и конспект....

Мастер-класс «Формирование понятий» На примере урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи».

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию урок русского языка в 7 классе. Урок построен по технологии формирование понятий. А о каком понятии пойдет речь, вы узнаете в проц...

Мастер-класс «Систематизация содержания раздела, темы, понятия (на примере раздела «Растения)»

Данная форма работы позволит быстро и эффективно повторить раздел "Растения"...

Мастер класс "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ПОДОБИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»

Предмет: геометрияКласс: 8Название урока: Гармония в нашей жизни»Тема урока: «Определение подобных треугольников»Тип урока: ознакомление с новым материаломВид урока: комбинированныйБ...