«Модель взаимодействия специалистов и педагогов в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения»
презентация к уроку на тему

Ингачева Анастасия Александровна

В данном материале раскрываются аспекты взаимодействия специалистов и педагогов в работе с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №212

«Модель взаимодействия специалистов и педагогов в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения»

Выполнил: учитель – дефектолог

Ингачева А.А.

Март 2015г

1 СЛАЙД

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ, НО И ДЛЯ СТРАН ВСЕГО МИРА ХАРАКТЕРНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ. НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ В ЭТОМ ПЕРЕЧНЕ ОДНО ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ МЕСТ. КРОМЕ ТОГО, С КАЖДЫМ ГОДОМ РАСТЁТ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, ВХОДЯЩИХ В ГРУППУ РИСКА ПО ЗРЕНИЮ, ТО ЕСТЬ, ДЕТЕЙ, У КОТОРЫХ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ДАЖЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ПРОБЛЕМЫ СО ЗРЕНИЕМ. СОВРЕМЕННЫМИ ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ ДОКАЗАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ОКАЗАНИЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ВИДЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАВИВАЮЩИХ И ЛЕЧЕБНО -  ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УЧИТЫВАЮЩИХ СВОЕОБРАЗИЕ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В НАШЕМ УЧРЕЖДЕНИИ ФУНКЦИОНИРУЕТ ДВЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ПОЭТОМУ ДЛЯ НАС ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СТАЛА НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНОЙ.

2 СЛАЙД

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СТРОИТСЯ КАК СИСТЕМА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ДВУХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭТО ЛЕЧЕБНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ И КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Лечебно-восстановительная работа, включает в себя специфическое лечение, восстановление, охрану и улучшение зрения у слабовидящих детей. Целью   коррекционно - образовательной работы в ДОУ является всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья и подготовка его к школе.

 У детей с нарушениями зрения встречаются комплексные отклонения от нормы: нарушение пространственной координации, недостаточно развита мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере. Глубокие нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно – психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность, влияет на формирование общего речевого статуса.

3 СЛАЙД

Поэтому в системе занятий, нашего учреждения, осуществляется комплексный подход к коррекции нарушений развития детей, создана модель взаимодействия следующих специалистов: учителя – дефектолога, учителя – логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, медсестры – ортоптистки. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребёнком с нарушением зрения. Данная работа проводится под руководством врача – офтальмолога, который осуществляет медицинское сопровождение учебно – воспитательного и коррекционно – развивающего процессов.

4 СЛАЙД

Для осуществления лечебно – восстановительной и коррекционно – образовательной работы в детском саду созданы специальные условия. Оборудованы: кабинет учителя – дефектолога, учителя – логопеда.

5 СЛАЙД

 Кабинет медсестры – ортоптистки, педагога – психолога, музыкальный и  физкультурный залы.

6 СЛАЙД

Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:

  • Системность. Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребёнка.
  • Комплексность. Развитие ребёнка – комплексный подход, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная коррекционная программа работы с ребёнком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учётом факторов риска и особенностями зрительного дефекта.
  • Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и даёт опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном укреплении дефицитных функций.
  • Постепенность и систематичность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Индивидуализация темпа работ – переход к новому этапу коррекционной работы только после полного освоения материала предыдущего этапа.

7 СЛАЙД

Свою работу мы строим на основании следующих программ:

 - основная образовательная программа МБДОУ;
-  Программа специальных /коррекционных/ образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией  Л.И. Плаксиной;

- Программа «Коррекционное  обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

8 СЛАЙД

Основой организации коррекционно – развивающего процесса специалисты ДОУ и воспитатели компенсирующих групп определили комплексно – тематическое планирование. Каждый специалист ДОУ при организации образовательной деятельности с детьми с нарушением зрения придерживается одной запланированной темы. Это даёт возможность детям расширить, уточнить, и закрепить представления детей.

9 СЛАЙД

Взаимодействие учителя – дефектолога с воспитателями.

Работа воспитателя в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения строится в соответствии с рекомендациями врача – офтальмолога и учителя – дефектолога.  Врачом  - офтальмологом воспитателю даются рекомендации по расположению детей на занятиях в зависимости от зрительного диагноза. Во всех возрастных группах ведутся тетради взаимодействия учителя – дефектолога с воспитателями, для этого вида работ созданы специальные бланки, где указываются игры и упражнения по единому тематическому планированию, также отмечаются дети, с которыми необходимо провести индивидуальную работу,  отмечается качество выполнения данного задания каждым ребёнком.

10 СЛАЙД

Воспитателями большое внимание уделяется подготовке и проведению занятий, которые  проводятся с учётом рекомендаций учителя – дефектолога. На занятиях используются специальные упражнения, способствующие снятию общего утомления. Например, такое упражнение как «Бабочка и цветочки». Упражнения в игровой форме, позволяют воспитателю проводить интересную, яркую и содержательную физкультминутку в любой момент, как только появляются первые признаки утомления.

11 СЛАЙД

Демонстрационный и раздаточный  материал воспитателем и учителем – дефектологом  подбирается с учётом индивидуальных особенностей нарушения зрения детей. Величина бус и размер пазлов зависит от состояния зрения, например при высокой степени амблиопии даются более крупные предметы, а самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см, т.к. у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики.

12 СЛАЙД

Воспитатели по рекомендациям учителя – дефектолога изготавливают наглядные пособия для детей с нарушениями зрения, учитывающие специфику зрительных функций. Такие как:  

«Лабиринты», «Плетёные коврики», игры с блоками Дьнеша, тактильные дощечки.

13 СЛАЙД

Традиционные методы и приёмы воспитателем и учителем – дефектологом применяются в продуманной  системе с учётом зрительной патологии. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течении дня длительностью от 3 до 5 минут. Для прослеживающей функции глаз в своей работе мы используем схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарному и применяем зрительную гимнастику с использованием предметов.

14  СЛАЙД

Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, где воспитатель проводит дидактические подвижные игры на развитие глазомера, точности движения, на ориентировку в пространстве.

15 СЛАЙД

Учитель – дефектолог и воспитатель  осуществляют работу с родителями, которая ведётся систематически и целенаправленно. Совместно планируются темы родительских собраний, консультаций. В дни открытых дверей проводятся мероприятия для родителей, также оформляются стенды и уголки.

16 СЛАЙД

Взаимодействие учителя – дефектолога с инструктором по ФИЗО.

В процессе физического воспитания осуществляется дифференцированный подход к каждому ребёнку. Для этого учитель – дефектолог, инструктор по ФИЗО и воспитатель знакомятся с особенностями функционального и физического развития детей и подбирают специальное оборудование для коррекции нарушенных двигательных функций. Инструктор по ФИЗО знает диагнозы детей, учитывает состояние ребёнка на каждом занятии, дифференцированно планирует нагрузку.

17 СЛАЙД

Физкультурное оборудование для основных движений и общеразвивающих упражнений (гимнастические палки, обручи, гимнастические стенки) имеют специально ярко окрашенные метки.

18 СЛАЙД

Развитию зрительного восприятия у детей способствует и такое оборудование, как  дорожки для ходьбы и перешагивания. Разные виды дорожек выполненны из разного материала. На них различные разметки -  цветы, рыбки, что помогает детям двигаться уверенно, без зрительного напряжения, сохранять при этом осанку и положение головы.

19 СЛАЙД

Некоторые дети испытывают зрительные затруднения при выполнении упражнений, поэтому они опираются на зрительную ориентацию и предпочитают использовать помощь взрослого, поэтому  учитель - дефектолог  посещает занятия по ФИЗО. На занятиях используются различные ориентиры для осязания слуха - бубен, хлопки в ладони, свисток, голосовые команды.

20 СЛАЙД

В тренировке зрительно - моторных реакций используются различные  упражнения: ходьба, бег, прыжки по зрительным ориентирам, в качестве которых используются различные метки на полу и спортивных снарядах. При проведении упражнений на ориентировку в пространстве применяются специальные схемы  - рисунки. На которых изображены дети, выполняющие упражнения из  различных исходных положений.

21 СЛАЙД

В работе  с детьми с нарушением зрения инструктором по ФИЗО, воспитателем и учителем - дефектологом совместно изготовлено нестандартное оборудование. Для изготовления оборудования использовался различный материал: фанера, ткань, клеёнка.

«Кочки» -  с разным наполнителем (крупа, песок, горох) предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия детей.

«Следочки и ладошки» - используется для развития коородинации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право – лево), тренировка мышц плечевого пояса, рук и ног ребёнка.

«Качалка» -  развивает координацию движений, равновесие. Для безопасности детей этот снаряд используется под контролем педагога.

22 СЛАЙД

Нарушения зрения является причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии детей, поэтому дети нуждаются в помощи педагога - психолога. Педагог - психолог проводит индивидуальную и групповую работу с детьми, направленную на развитие у детей компенсаторных процессов, развитие эмоционально - волевой сферы и когнитивных компонентов готовности к школе. Педагог  - психолог совместно с учителем - дефектологом разрабатывает темы консультаций для родителей.

23 СЛАЙД

В психологическом кабинете созданы условия релаксации, выравнивания эмоционально - психологического состояния детей. По рекомендации учителя - дефектолога используются упражнения для развития прослеживающей функции глаз.

24 СЛАЙД

Педагогом - психологом и учителем - дефектологом подобрана система игр и упражнений для детей с нарушением зрения. Специалистами ДОУ по рекомендациям педагога - психолога на своих занятиях используют психо - гимнастические этюды, игры на регуляцию психофизического состояния, дыхательную гимнастику, релаксационные упражнения.

25 СЛАЙД

Взаимодействие учителя – дефектолога с музыкальным руководителем.

Музыкальное воспитание в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, т.к. благодаря использованию коррекционных упражнений и специально подобранных дидактических игр учителем – дефектологом и музыкальным руководителем, музыкальные занятия дают ребёнку не только радость и вызывает у него интерес, но и отвлекают его от зрительного недуга и способствуют развитию зрительного анализатора.

Сотрудничество учителя – дефектолога и музыкального руководителя подразумевает:

- взаимные посещения занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают при этом, как они владеют и пользуются приёмами познания окружающего и приёмами предметно – практической деятельности;

- консультации учителя – дефектолога по зрительным и моторным возможностям детей с различными зрительными нарушениями, на которых затрагиваются проблемы, касающиеся конкретного ребёнка, знакомит с приёмами коррекционного воздействия;

- изготовление и подбор музыкально – дидактического материала.

26 СЛАЙД

При подборе музыкально – дидактического материала учитываются зрительные особенности и возраст детей, а также решаются следующие коррекционные задачи:

- развитие слуховой и пространственной ориентировки;

Игра: «Узнай, какой инструмент звучит» - за ширмой стоят инструменты (погремушка, дудочка, барабан) – дети по слуху определяют, какой инструмент прозвучал. Это вариант для младших групп. В старших группах мы задание усложняем: увеличивается количество музыкальных инструментов, а также дети с закрытыми глазами определяют в какой стороне зала звучит инструмент (справа, слева, спереди, сзади).

Игра: "Найди свою игрушку" - расставляем по залу большие и яркие игрушки, дети подходят к ним рассматривают их. Звучит музыка, дети маршируют по залу и по команде, например "Зайчик в гости пригласил" поворачиваются к названной педагогом игрушке.

Для лучшей ориентировке детей в пространстве используем цветовые атрибуты и ориентиры.

27 СЛАЙД

- использование цветов, тренирующих сетчатку глаза. Игра "Светофор" для игры мы используем три круга (красный, жёлтый, зелёный). Подбираем музыку: красный цвет - музыка тихая, спокойная - дети сидят на стульчиках или просто стоят. Жёлтый цвет  - музыка бодрая - дети шагают, стоя на месте. Зелёный цвет - музыка быстрая и весёлая - дети бегут по залу. Цветные круги показываем в любом порядке. Ведущим может быть ребёнок. С помощью этой игры идёт ещё и закрепление зрительной и слуховой памяти. Умение различать музыку по жанрам, например: тихая, спокойная - может быть колыбельной, бодрая, энергичная - это марш, быстрая и весёлая - любая плясовая.

- укрепление мышц глаз. Игра "Цирковые собачки" - дети по мелодии отслеживают глазами движения руки.

28 СЛАЙД

Для детей с нарушением зрения мы подобрали фонотеку различных звуков - звуки природы, голоса животных, птиц, звуки транспорта и различные шумовые эффекты. Отдельно подобран музыкальный материал для сеансов релаксации, которые проводятся как во время занятий, так и в свободной деятельности детей. Детям компенсирующих групп очень важно давать отдых от зрительной, эмоциональной и физической нагрузок.

29 СЛАЙД

 Таким образом, тесное взаимодействие всех специалистов учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения.

Результатом совместной работы является компенсация последствий зрительных нарушений и подготовка детей к обучению в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Журнал взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

Экологическая акция в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи №14 « Колокольчики» «Семечко и зернышко про запас».

Экологическая акция в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи №14 « Колокольчики» «Семечко и зернышко про запас»....

Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР и профильными специалистами на 2021-2022 учебный год

Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.Взаи...