Главные вкладки

    Научно-исследовательская работа - что это: очередная дань моде или попытка реформировать школу?
    методическая разработка по теме

    Лазарева Лариса Александровна

    Научно-исследовательская работа  в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nid_v_shkole.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лазарева Л.А. учитель начальных классов

    первая квалификационная категория

    руководитель методического объединения

    г. Нижневартовск МБОУ "СШ№8"

       

    Научно-исследовательская работа - что это:

    очередная дань моде или попытка реформировать школу?

    Определение научно-исследовательской деятельности

    Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке. Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

    Специфика научно- исследовательской деятельности

    Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях. В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:

    - навык самостоятельной исследовательской деятельности;

    - навык работы с научно-познавательной литературой;

    - инициатива и творчество; - использование, расширение и углубление школьных знаний;

     - навык совместной работы со специалистами;

    - самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.

    Самосовершенствование

    Самопознание

    Самовоспитание

          Ученик

    Выбор темы исследования

    Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.

    Основные критерии выбора темы:

    1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

    2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

    3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

    Темы исследований: теоретические, эмпирические, проведение собственных наблюдений и экспериментов ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках.

    Формулировка темы

    Тема – это визитная карточка исследования. Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер (например, «Что такое облака?», «Пиктография - это язык прошлого или будущего?» и т.д.)

    Требования к формулировке темы:

    1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

    2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.

          3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.

    Обоснование актуальности темы

    Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.

    Главные правила: 

    1. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.

    2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.

          3.Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема- некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).  

         4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.

    Изучение научной литературы

    Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо изучить научную литературу по данному вопросу. Поначалу может сложиться впечатление, что трудно найти в большом количестве книг, газет и журналов именно то, что надо по теме. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.

    Он должен различать:

    1.Просмотровое чтение.

    2.Ознакомительное (выборочное) чтение.

         3.Изучающее чтение.

    Освоенный алгоритм работы позволит ученику в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.

    Определение гипотезы

    Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.

    Гипотеза должна соответствовать ряду требований:

    - быть проверяемой;

    - содержать предположение;

    - быть логически непротиворечивой;

    - соответствовать фактам.

    При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».

    Цель и задачи исследования

    Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….

    Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

    Классификация задач исследования

    Служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура воздуха) и исследуется связанное с этим параметром изменение (понижение температуры). Результат стабилен и не требует анализа.

    Эти задачи неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи решают ученые, делая великие открытия.

    Применяются в школах. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности зависит от расстояния до трубы завода и метеоусловий, рост растения зависит от температуры воздуха и полива и т.д.).

    Методы исследования

    Метод – это способ достижения цели исследования.

    • Моделирование
    • Абстрагирование
    • Анализ и синтез
    • От простого к сложному
    • Наблюдение
    • Сравнение
    • Эксперимент
    • Тестирование
    • Интервьюирование
    • Статистические
    •  Сетевое моделирование
    • Программирование
    • Визуализация

     

    Виды научно-исследовательских работ учащихся

    • Информационно-реферативные
    • Экспериментально -творческие
    • Натуралистические и описательные
    • Исследовательско -творческие
    • Проблемно - реферативные

    Виды работ учащихся

    Информационно- реферативные - это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы.

    Проблемно-реферативные - это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы элементы исследовательской работы.

    Экспериментально - творческие - это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

    Натуралистические и описательные - это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.)

    Проведение научного исследования

    Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы. В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности.

    • Мероприятие
    • Оборудование
    • Ответственные

    Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.

    Правила работы учителя с учениками

    Известный специалист в области «исследовательского обучения»

    Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила: 

    1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

    2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

    3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

    4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

    5.Научите детей прослеживать межпредметные связи.

    6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

    7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач

    8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

          9. Подходите ко всему творчески.

    Оформление

    Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике - это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы. Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).

    Защита результатов исследования

    Основные формы представления результатов:

    -сообщение,

    -полный текст учебного исследования ,

    -тезисы,

    -научная статья (описание хода работы),

    -отчет,

    -план исследования,

    -устный доклад,

     -стендовый доклад (оформление наглядного материала )

    -реферат проблемного характера,

    -компьютерная программа,

    -прибор с описанием его действия,

    -видео- и аудиоматериалы.

    Уровни представления работ:

    -внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные.

    «Хороший учитель рождает хороших учеников». Современный учитель является важнейший фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Научно- исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования. Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность. Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования.

    Ресурсы

    1.   http://tmn.fio.ru

    2. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование - №3, 2003 г.

    3. Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование - №3,2000г .

    4. Журнал "Народное образование" №1 2000 г.с.101.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

    В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

    Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

    Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

    Научно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы

    Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо  явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых зак...

    Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

    В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

    Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

    Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

    Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

    Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...