О воспитании любви и гордости к родному краю
статья на тему

Весь комплекс проблем северных регионов нельзя решать отдельно от проблем остального мира. Но и мировые проблемы не будут решены без Севера. И кто же этот глас народный, хозяин своей земли, своей жизни, своего я, незыблемый кладезь и источник своей культуры, умеющий заявить всему миру о своём существовании, о своей неповторимости и ценностях? Это будущее Ямала - наши дети, выпускники школ-интернатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровский район

О воспитании любви и гордости к родному краю

Попова Светлана Николаевна,

воспитатель

Задачи, направленные на экологическое воспитание и воспитание бережного отношения к природе:

  1. Формирование любознательности, интереса к своей малой родине.
  2. Воспитание стремления беречь природу родного края.
  3. Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа.

Формы работы:

  • беседы;
  • просмотр фильмов на DVD о северном крае;
  • знакомство и изучение произведений о природе ненецких писателей и поэтов (Л.Лапцуя, Р.Ругина и др.);
  • пословицы и загадки о животных и природе;
  • проведение экскурсий;
  • воспитательные часы;
  • диагностика сформированности нравственно – экологических качеств младших школьников;
  • проведение общеинтернатских праздников;
  • изобразительное и прикладное творчество.

Весь комплекс проблем северных регионов нельзя решать отдельно от проблем остального мира. Но и мировые проблемы не будут решены без Севера. И кто же этот глас народный, хозяин своей земли, своей жизни, своего я, незыблемый кладезь и источник своей культуры, умеющий заявить всему миру о своём существовании, о своей неповторимости и ценностях? Это будущее Ямала - наши дети, выпускники школ-интернатов.

Дети, с которыми я работаю, принадлежат к малочисленным коренным народам Севера. Рождённые и выросшие среди ямальских просторов, всю любовь к родному краю, к родному чуму ребята отображают в рисунках и поделках, в рассказах.

Окружающая среда зависит от поведения в ней людей. Если они не умеют беречь природу и продукты своего труда, то в окружающем мире становится трудно жить. В беседах о природе, дети с удовольствием рассказывают о животных, о птицах, которые встречаются в тундре и, конечно, об оленях. Они знают, в какое время можно охотиться на дичь, когда и сколько ловить рыбы, чтобы не нанести вред природе, знают время каслания (кочёвки), чтобы тундра смогла «восстановить» ягель, необходимый для оленей.

Глобальные экологические проблемы нашей планеты настоятельно требуют, чтобы воспитание рационального экологического мышления начиналось в раннем возрасте. Именно недостаточное внимание к воспитанию нравственного отношения к миру у детей младшего возраста и является одной из причин неэффективности биолого – экологических знаний у младших школьников. Традиционно работу в этом направлении я строю на основах знаний о живой природе. Эту работу условно можно назвать первичной природоохранительной деятельностью. Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт детей, учебно-воспитательный процесс ознакомления с природой делаю более наглядным. Ознакомление с окружающим миром и экологическое воспитание происходит в основном, путём наблюдений – непосредственного чувственного восприятия мира человеком, поэтому я часто провожу экскурсии на природу, целевые прогулки.

Также в нашем интернате сложилась система традиционныхмероприятий, которые включили в себя общеинтернатские праздники: «До свидания, родная тундра!» (сентябрь), «Здравствуй, родная тундра!» (апрель). Эти праздники проводятся на природе, где воспитатели вместе с детьми устанавливают чум, разводят костры, варят уху, проводятся конкурсы «Хозяйка очага», «Хозяин чума», проводятся состязания по национальным видам спорта. Для нас близость к природе, понимание природы является самой жизнью.

В настоящее время одним из важнейших экологических факторов, которые определяют уровень здоровья человека и связаны с его хозяйственной деятельностью, становится загрязнение окружающей среды. Экология и здоровье тесно связаны между собой, поэтому на воспитательных часах мы обсуждаем проблемы, связанные с экологией. Наш посёлок стоит на берегу реки Пур. В посёлке нет очистных сооружений, в квартиры вода поступает плохого качества и дети знают, что воду необходимо кипятить. Также существует проблема утилизации отходов: стараюсь объяснить детям, что мусор необходимо помещать в специально установленные контейнеры.

На воспитательных часах мы говорим о том, что наш регион богат полезными ископаемыми и освоение недр приносит не только пользу нашей стране, но и наносит вред экологии. В тундре есть заброшенные месторождения, много техники, которая отработала свой срок. Все эти проблемы придётся решать нашим воспитанникам, когда они станут взрослыми.

Вся моя работа, направленная на формирование у детей экологической грамотности, складывается таким образом, чтобы донести до каждого воспитанника мыль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле.

Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.

Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка.    Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»

Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....

Массовые туристско-краеведческие мероприятия как средство воспитания у учащихся любви к родному краю

Туристско-краеведческой деятельности принадлежит  важная роль  в обучении, воспитании, профессиональной ориентации, социальной адаптации и оздоровления учащихся, разумном  использовании...

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...

Воспитание любви к Родине, к родному краю на уроках ИЗО, МХК, ОПК

Выступление на методическом объединении учителей...