Выступление на педсовете "Педагогика поддержки ребенка в современном образовании"
статья на тему

Результат проектной работы творческих групп воспитателей на заданную тему. Презентация к выступлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy.docx25.32 КБ
Файл proekt_vospitateley.pptx183.4 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

сл 1

Творческими группами воспитателей  проведена проектная работа по теме "Педагогика поддержки ребенка в современном образовании".

---------------------------------------------------------------------------------------

Суть разработанной академиком О С Газманом в 90-х годах концепции педагогической поддержки детей в образовании состоит в том, чтобы помочь воспитаннику преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

--------------------------------------------------------------------------------------

сл 2

В рамках этого проекта воспитателям было предложено:

1) рассмотреть методы педагогической защиты, поддержки и

2) найти способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации.

-------------------------------------------------------------------------------------

сл 2

Методы педагогической защиты  воспитатель использует в своей работе, когда воспитанник не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, или он не знает, как с ней справиться.

сл 2

Они подразделяются на три большие группы:

  • Методы защиты от окружающей среды
  • Методы педагогической защиты от людей 
  • Методы педагогической защиты ребенка от самого себя

Исходя из нашей ситуации, о которой будет сказано ниже, нами были рассмотрены два последних метода.

------------------------------------------------------------------------------------

Методы педагогической поддержки используются воспитателем, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры (предупреждающие, предохранительные действия), помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.

сл 2

Они следующие:

  • Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости
  • Методы поддержки физического здоровья ребенка
  • Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
  • Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
  • Методы педагогической поддержки развития способностей.
  • Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности

Исходя из нашей ситуации нами были рассмотрены три первых метода.

----------------------------------------------------------------------------------

сл 3

Способы  решения проблемы, выхода из трудной ситуации рассматривались творческими группами воспитателей прямые и

превентивные. 

------------------------------------------------------------------------------------

сл 4

Ситуация, предложенная для рассмотрения, такова:

"Младших воспитанников обижают, унижают, дразнят старшие по возрасту дети".

 

Возникающие в связи с этим проблемы: возможный травматизм как физический, так и психический. Самовольные уходы потерпевших.

-------------------------------------------------------------------------------------

В ходе проектной работы были рассмотрены методы педагогической защиты, поддержки и было принято решение:

чтобы справиться с проблемами, которые могут возникнуть в ходе данной возможной ситуации целесообразно использовать

сл 5

  • такие методы педагогической защиты:
  • метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);
  • метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);
  • метод “параллельного действия” (например, использование совета семьи в разрешении конфликта);
  • метод “правила и закона” (актуализация позиции воспитанников к проблеме жизнедеятельности в семейном коллективе в соответствии с законами как средствами защиты их прав, достоинства; совместная выработка этих законов и следование им);
  • метод “торможения” (не запрещение, а приостановка или сокращение отрицательных переживаний, поступков);
  • метод “мажора” (метод развития радостной перспективы в преодолении имеющихся опасностей, исходящих от людей)
  • метод “угашения переживаний” (успокоение путем беседы-рационализации - превращения обидной ситуации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки );
  • метод “прямого действия” (остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя) и др.

сл 6

  • и такие методы педагогической поддержки

1) Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

  • метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
  • метод “увлечения весельем” - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
  • метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
  • метод самонаблюдения за своими эмоциями - метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

сл 6

2) Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:

  • метод “угашения отрицательных переживаний” - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
  • метод “устранения плохих привычек”;
  • метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
  • метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

сл 6

3) Методы поддержки физического здоровья ребенка:

  • метод “оптимального режима жизни”;
  • метод “постепенности” - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
  • метод физических упражнений и занятия спортом;
  • метод рекреации - обеспечение спокойного отдыха организма;
  • метод массажа и самомассажа - физического оздоровления путем растирания участков тела.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Работая над заданным проектом, творческие группы были также нацелены и на поиск способов решения проблемы, выхода из трудной ситуации.

В итоге определилось следующее: предложены возможные

сл 7

  • прямые способы:
  • прекращение насмешек со стороны детей,
  •  прекращение драки
  • прекращение издевательств
  • беседа с воспитанником,
  • беседа с ребятами в семье в отсутствии воспитанника
  • беседа с воспитанником с целью снятия эмоционального напряжения
  • семейное собрание
  • анализ конфликтных ситуаций
  • индивидуальная встреча с участниками драк

сл 8

  • превентивные способы:
  • Поиск адекватного занятия для воспитанника, где бы он смог раскрыть свой потенциал, а сверстники — оценить его по достоинству (участие в праздниках, КТД).
  • Привлечение к делам в семье для раскрытия творческого потенциала воспитанника.
  • Обращение к ребятам в семье за помощью. Нравственные беседы. Беседа с родственниками. Консультации врачей.
  • Тренинг общения, мероприятия по сплочению коллектива и взаимопомощи. Подтверждение уникальности ребенка.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Возвращаясь к теме проектной работы необходимо сделать вывод:

сл 9

реализация концепции педагогики поддержки возможна в том случае, если основу профессиональной позиции воспитателя  составляют следующие нормы педагогического взаимодействия: 

1) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
2) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
3) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; 
4) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; 
5) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право "хочу" и "не хочу"); 
6) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
7) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
8) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческими группами воспитателей проведена проектная работа по теме " Педагогика поддержки ребенка в современном образовании".

Слайд 2

рассмотреть методы методы педагогической защиты педагогической поддержки Методы защиты от окружающей среды Методы педагогической защиты от людей Методы педагогической защиты ребенка от самого себя Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости Методы поддержки физического здоровья ребенка Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка: Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств. Методы педагогической поддержки развития способностей. Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности 2) найти способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации.

Слайд 3

Прямые Превентивные

Слайд 4

Ситуация, предложенная для рассмотрения, такова: "Младших воспитанников обижают, унижают, дразнят старшие по возрасту дети" . Возникающие в связи с этим проблемы: возможный травматизм как физический, так и психический. Самовольные уходы потерпевших.

Слайд 5

методы педагогической защиты: ме тод открытого вмешательства в конфликт метод беседы метод “параллельного действия” метод “правила и закона” метод “торможения” метод “мажора” метод “ угашения переживаний” метод “прямого действия”

Слайд 6

методы педагогической поддержки 1) Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости , положительного эмоционального настроя, веры в свои силы 2) Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка 3) Методы поддержки физического здоровья ребенка

Слайд 7

прямые способы: прекращение насмешек со стороны детей, прекращение драки прекращение издевательств беседа с воспитанником, беседа с ребятами в семье в отсутствии воспитанника беседа с воспитанником с целью снятия эмоционального напряжения семейное собрание анализ конфликтных ситуаций индивидуальная встреча с участниками драк

Слайд 8

превентивные способы: Поиск адекватного занятия для воспитанника, где бы он смог раскрыть свой потенциал, а сверстники — оценить его по достоинству (участие в праздниках, КТД). Привлечение к делам в семье для раскрытия творческого потенциала воспитанника. Обращение к ребятам в семье за помощью. Нравственные беседы. Беседа с родственниками. Консультации врачей. Тренинг общения, мероприятия по сплочению коллектива и взаимопомощи. Подтверждение уникальности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”

Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках ...

Преемственность в обучении как основа педагогической поддержки ребёнка в современном образовании

Мною разработана программа " Преемственность обучения и воспитания", которая помогает преодалеть трудности ребёнку, их родителям и учителям....

Педагогика поддержки ребенка в современном образовании

Педагогика поддержки ребенка в современном образовании...

Доклад для педсовета «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании. Тактика «защиты»»

Доклад для педсовета «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании. Тактика «защиты»»...

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и соз...

Выступление на районном методическом объединении в рамках методической недели "Современным детям - современное образование!"

Презентация выступления демонстрирует обобщение методического и практического опыта применения в образовательном процесе современных образовательных технологий и приемов, позволяющих осуществить иннов...