Методический доклад на тему: «Игровые технологии на уроках фортепиано»
методическая разработка на тему

Сороковая Ольга Юрьевна

Игровые технологии. Функции игры. Задачи, осуществляемые на занятиях фортепиано с помощью игры. Условия, определяющие успех игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУДОД «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина»

Отдел дошкольного воспитания

Методический доклад

на тему:

«Игровые технологии на уроках фортепиано»

Педагог дополнительного образования:

Сороковая О.Ю.

Брянск 2013 г.

Традиционная методика обучения на фортепиано рассчитана на одаренных детей и дает эффект в том случае, если учащийся уделяет достаточно много времени и на домашние тренировки. Надо заметить, что процент по-настоящему одаренных людей не велик, и в основном приходится работать с «середнячками», а то и попросту с детьми, имеющими значительное отклонение от нормального развития, и для этого уже требуются специальные методики, направленные даже на развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости на музыку, координации и воображения.

Понимая всё это, мы, педагоги дополнительного образования, должны максимально помочь нашим детям сохранить их физическое и психическое здоровье, направить все силы на поддержание интереса и любви к выбранному ими делу, и, что самое важное, научить не долго, но эффективно самостоятельно работать дома, т.к. этого требует специфика обучения на любом музыкальном инструменте.

Традиционная методика, зародившаяся еще в XIX веке, безусловно, не сможет разрешить проблемы XXI века, и для этого уже требуются специальные технологии, адаптированные к духу времени и работающие не только на обучение, но и  на сохранность контингента детей («не отбить интереса»).

Из множества таких технологий мне хочется выделить:

  • Технологию проблемного обучения

(постановка перед учеником проблем, относительно динамики, звука, аппликатуры и.т.д.,  которые он сам решает, предоставление учащемуся возможности подумать).

  • Информационно-компьютерную

(компьютерные тесты и записи, например, отдельно аккомпанемента или солирующего голоса, что незаменимо в работе инструментального ансамбля, информация учебно-методического характера на компьютерных дисках, прослушивание образцовых исполнений изучаемых произведений и т.п.).

  • Технологию развития творческого потенциала

(участие в концертах, а так же посещение концертов, филармонии и.т.д.).

  • Игровую технологию

К сожалению, данный пласт недостаточно разработан в музыкальной педагогике.         Если обратиться к игре как  к педагогической категории, то можно увидеть, что она давно занимает огромное место в развитии учащихся.

В чем же суть  игровой деятельности?

  • Установление контакта с ребенком, контакта содружества, доверительных отношений.
  • Это прекрасное средство диагностики личности, своеобразный тест для педагога.
  • Это мощное стимулирующее средство! (если ребенку лень заниматься, рутинно, неинтересно)

Функции игры:

  • Обучающая - развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие  др.
  • Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятии, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное
  • Коммуникативная - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.
  • Релаксационная- снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.
  • Психотехническая- подготовка, возможно, даже для исполнения трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для выхода на сцену.
  • Самовыражение- стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал
  • Компенсаторная- создание условий для выполнения каких-либо исполнительских задач, которые трудно выполнимы в реальной жизни ( придумать ситуацию).

Задачи, осуществляемые на занятиях фортепиано с помощью игры:

  1. Самая сложная задача - постановка руки, подготовка аппарата ребенка к игре на ф-но - может решиться в процессе игры легко и весело.

Артоболевская, Баренбойм предложили массу упражнений для расслабления плечевого аппарата, а именно: «Мельница», «Вертолетик», «Шалтай-Болтай» и др. Их можно использовать как перед началом занятия, так и в качестве физминутки, этим самым мы решаем еще одну задачу сохранения здоровья ребенка.

Игры: 

«Подари мне руку», «Колобок» - помогут расслабить плечо, кисть.

«Чудесные превращения», «Капельки», «Пчелки», «Грибок»- для извлечения звука, постановки пальца на клавишу.

«Бездонный колодец»- на свободу подачи звука из плеча.

«Мостики», «Веселые терции»- постановка квинт и терций.

  1. Развитие ритма и координации.

Игры: 

«Два лифта», «Волшебные клубочки» - отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке ф - но, зажав шерстяные клубочки в кистях рук ( по размеру уч-ся).

«Королева Сильная доля»- выделять ее ложками, бубном, треугольником и др. шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки, сразу обговорив размеры жанров. Предложить учащемуся самому выбрать к исполняемому педагогом произведению шумовой инструмент.

«Зашифруй пьеску»- простукивание ритмически по крышке инструмента пьес.

  1. Изучение длительностей, метро-ритма, размеров.

Игры: 

«Яблоко»- на примере разрезания яблока на части изучаем  длительности нот.

«Музыкальная семья»- сборник Королёвой «Музыка».

«Мячик»- на примере ударов мяча исполнять восьмые и шестнадцатые ноты, приучать «и» исполнять как дополнение к доле. Преподать четверть - как долю-пульс, определяющую размер.

  1. Аппликатура  - это разнообразные пальчиковые игры, плюс игры на запоминание аппликатуры:

 «Даю приказы пальцам».

«Маленький и большой паучок»- для запоминания аппликатуры в гаммах.

«На волнах»- техника арпеджио.

  1. Постановка штрихов

Игры:

«Сказка про цыпленка»- для изучения legato (Королёва «Музыка»).

«Гномики веселые идут»- пять звуков верх и вниз на legato.

«Капельки», «Пчела»- на non legato.

«Солонка»- staccato.

  1. Чтение с листа

«Бантики»- представление секунды

«Куколки»- терции

«Музыкальные бусы» - сборник Смирновой «Методические рекомендации»

«Песенки- запоминалки» -для расположения нот на линейках

«Зашифруй нотами слова» - музыкальные ребусы.

Условия, определяющие успех игровых технологий

  • Психофизически особенности учеников (их муз.способности, темперамент, характер, возраст)
  • Компетентность и подготовленность преподавателя (качество преподавания)
  • Психологический микроклимат на уроке
  • Способность педагога установить контакт с учеником, мобилизировать его и повести за собой

Список использованной литературы

  1. Т.Смирнова «Методические рекомендации»
  2. Е.Королева «Музыка»
  3. Е.Гульянц «Детям о музыке»
  4. А.Артоболевская «Методические рекомендации»
  5. Л.Баренбойм «Первые шаги»
  6. Н. Ветлугина «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Доклад на тему: "Игровые технологии на уроке"

Игровые технологии на  уроке Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов. Выбор образовательных технологий учитель делает в зави...

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках географии"

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нов...

Доклад и презентация на тему "Игровые технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида".

Нетрадиционные методы и приёмы обучения на уроках музыки и пения, на внеклассных мероприятиях. В материале представлены доклад и презентация на тему "Активизация познавательной деятельности и развитие...