Индивидуальный подход в обучении математике
статья на тему

Хольшева Ирина Юрьевна

Рассмотрены способы индивидуализации обучения, даны практические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как реализовать индивидуальный подход в обучении?

Деление на «сильных» и «слабых» очень условно. Эпштейн, Эдисон, русские выдающиеся математики Остроградский и Лужин в годы обучения числились в отстающих.

Моя первая задача, когда получаю новый класс — выявить потенциальные способности учеников. Это можно сделать на основе математических задач, не прибегая к
специальному тестированию. Однако, по тем или иным причинам, у детей могут быль
пробелы в знаниях, которые не позволяли им «блеснуть». И тут на помощь приходят
всевозможные задания на сообразительность, логические задачи. Не стоит жалеть на них
времени, особенно в 5, 6, 7 классах. Кроме того, развиваются способности учащихся и
увлечение математикой.

В дальнейшем способные или заинтересованные ученики всегда остаются в поле зрения.
В расчете на них строится внеклассная работа ( в 5-7 классах — математический кружок, в
8 — 11 классах — факультатив ). По мере необходимости оказывается психологическая
поддержка, если угасает интерес к предмету, важно создавать для них «ситуации успеха».
Дидактика Я.Коменского, прекрасно работающая в условиях тоталитарного общества,
плохо вписывается в современные условия. На данном этапе делаются попытки учесть
изменившиеся обстоятельства, накапливается опьп, на основе которого в будущем
возникнут новые направления и произойдет бурное развитие педагогики как науки. Одна
из таких попыток — индивидуализация обучения.

Стиль обучения для каждого ребенка оригинален. Поняв этот стиль, можно помочь ему лучше учиться, используя его сильные стороны. Собственный стиль учителя тоже влияет на обучение. Определяется стиль обучения, в основном, типом восприятия. Их три.

1. Аудиторный (слуховой ) тип:

- любят общаться, много разговаривают;

- музыкальны;

- в чтении предпочитают истории с диалогами;

проговаривают вслух решение задачи, или шевелят губами, пытаясь что-то

запомнить;

- не терпят тишину во время занятий;

- лучше успевают по гуманитарным предметам,  чем по точным.

Учителя с аудиторным типом восприятия (а их большинство) воспитывают

учеников, втолковывая, что они сделали неправильно, и как нужно поступать в

следующий раз;

- много поощряют, хвалят, объясняют;

во время семинаров и педсоветов любят вполголоса комментировать

выступающих.

2. Зрительный тип:

- наблюдательны;

- любят смотреть телевизор, читать;

- при запоминании закрывают глаза;

не могут долго слушать, не имея перед собой зрительной информации

отключаются;

- легко выполняют задания по написанной инструкции или схеме.

Учителя со зрительным типом восприятия встречаются реже, как правило,

преподают точные науки ( воспитывают взглядом ).

3. Кинестетический тип:

- активны, энергичны, не могут долго сидеть на месте;

- учатся на своих ошибках;

- свой внешний вид безразличен;

- увлекаются спортом;

- почти не реагируют на устные замечания

Учителя с кинестетическим типом встречаются редко, в основном, учителя физкультуры.

Вероятно, вы определили свой тип восприятия и поняли, какие ученики чаще всего оказываются у вас «за бортом».

Конечно, в условиях обычной массовой школы работать с каждым учеником по индивидуальной схеме невозможно. Но кое-что все-таки удается. Во-первых, это работа с заинтересованными родителями. К сожалению, рассчитывать на поддержку всех родителей не приходится. Остается сочетать на уроке различные приемы обучения.

Для учеников аудиторного типа эффективны:

- вопрос — ответ;

- лучше усваивают материал, обсуждая его, пересказывая своими словами;

- хорошо воспринимают информацию, положив ее на мелодию;

- особенно откликаются на хорошие слова.

Ученикам зрительного типа следует

- показать, как делается, а не рассказать;

- нужна тишина;

- для них лучше прочитать, чем услышать;

- забывают так же быстро, как и запоминают — важна запись;

- использовать графики, схемы, таблицы;

- выделять важную информацию с помощью цвета;

- составлять письменный план перед выполнением задания.

Для учеников кинестетического типа эффективны:

- эксперименты, практические работы, игры;

- работа у доски;

- учебные карточки;

- использование моделей;

- метод проб и ошибок;

- если надо запомнить большой объем информации, поможет песня в стиле рэп.

Высказав желание обучаться по тому или иному направлению, ученик готов к повышенным требованиям в выбранной области. Если нет четкой мотивации, обучение превращается в муку для учителя и ученика.

Применение дифференцированных заданий — важный аспект индивидуализации обучения ( учащиеся сами выбирают уровень трудности ). В 5-7 классах, например, ученикам нравиться выполнение заданий, оформленных в виде полосы препятствий.

Способы индивидуализировать обучение:

1. Опираться на поддержку родителей.

2. Сочетать на уроке различные приемы, эффективные для того или другого типа

восприятия.

3. Выявлять потенциал способных учеников и психологически их поддерживать.

4. Проводить внеклассную работу ( кружки, факультативы, олимпиады ).

5. Применять дифференцированные задания и модульные уроки.

Самое главное — эмоциональная поддержка каждого учащегося. В любом возрасте искреннее одобрение — как «глоток свежего воздуха». Для «зрителей» - выражением лица, улыбкой, для «слушателей» - словами, тоном голоса, для «кинестетиков» - -доброжелательным прикосновением. Если опираться на положительные стороны каждого ребенка, обучение будет успешным для всех.

В математике необходима зачетная система обучения, когда любой ученик обязан сдать пропущенную или неусвоенную тему. хотя бы на уровне обязательных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики

Представлена тема самообразования над которой проводилась работа, план по реализации. Основные виды деятельности.Перечень вопросов по самообразованию1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ГИМНАЗИИ

Личностный подход в образовании, провозглашенный ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания.Поэтому, была по...

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики.

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики....

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Индивидуальный подход в обучении школьников"

Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости...

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики

В работе описывается технология самостоятельной работы учащихся, с применением игровых технологий....

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики и физики

В настоящее время система российского образования находится в состоянии реформ. Это обусловлено рядом причин, таких как изменение государственного устройства, переход России от плановой экономики к ры...