Главные вкладки

    "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
    статья по теме

    Котунова Ирина Павловна

    На каждом этапе решаются свои собственные задачи формирования  и развития в ребенке личностных, метапредметных и предметных компетенций. Проводится работа по успешному овладению детьми новых форм поведения, усвоению более сложных норм и правил нравственности, которое будет происходить на последующей ступени. Ранее усвоенное становится фундаментом для дальнейшего развития  поведения, чувств, сознания и самосознания в целом. Таким образом, каждый этап обладает своими методами и формами воспитательной работы с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vserossiyskaya_konferentsiya_kotunova_ip.docx574.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

    Котунова Ирина Павловна

    педагог дополнительного образования,

    МОУ ДОД Дом детского творчества,

    Россия, г. Красный Кут

    Воспитательный процесс как единое целое – это органически связанные между собой этапы: дошкольное воспитание, воспитание в начальных классах, воспитание подростков, дополнительное образование и т.д.

    На каждом этапе решаются свои собственные задачи формирования  и развития в ребенке личностных, метапредметных и предметных компетенций. Проводится работа по успешному овладению детьми новых форм поведения, усвоению более сложных норм и правил нравственности, которое будет происходить на последующей ступени. Ранее усвоенное становится фундаментом для дальнейшего развития  поведения, чувств, сознания и самосознания в целом. Таким образом, каждый этап обладает своими методами и формами воспитательной работы с детьми.

    Между дошкольными учреждениями и школой должна существовать преемственность (внутренняя связь), которая является одним из главных условий, обеспечивающих непрерывность и эффективность воспитательных воздействий. Доказано, что нервная система ребенка может испытывать большие трудности при переходе из одних условий в другие, если эти условия резко отличаются от предыдущих. Этим и объясняется необходимость преемственности.

    Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

    Чтобы сформировать ключевые компетенции, необходимо начинать развивать определенные навыки, способствовать вырабатыванию универсальных учебных действий уже с дошкольного возраста. То, что можно сформировать у дошкольника, используя преемственность, продолжают развивать дальше и формировать новые действия учителя в начальной, средней и старшей школе.

    В дошкольный и младший школьный период у ребёнка развивается мотивационно-потребностная сфера, происходит развитие идеального плана, произвольности действий, и главным новообразованием является наглядно-образное мышление. Формируется личностная компетенция. Другими словами, происходит развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. Это выражается в подсознательном стремлении ребёнка к самостоятельности и новой социальной позиции.

    Значимость предшкольного образования высока. Оно обеспечивает создание предпосылок к обучению в школе: преемственность дошкольного и начального образования; помощь ребенку в познавательном, речевом и личностном развитии, готовность ребенка к школьному обучению.

    Поступив в школу, ребенок впервые начинает заниматься систематической общественно значимой деятельностью – учением и выступает как член большого детского коллектива. Здесь процесс формирования общественной активности, самостоятельности, нравственности ребенка приобретает новые черты. Подготовка к этому новому этапу перспективно ведется в детском саду.

    Личностная готовность ребёнка к школе выступает одним из наиболее важных критериев успешности начального образования: это наличие учебных, познавательных мотивов, социальных мотивов; это коммуникативная готовность, то есть умение общаться с учителями, одноклассниками; это формирование самооценки, то есть осознание ребёнком своих умений, качеств, особенностей, и, конечно, – это эмоциональная готовность, то есть способность ребёнка регулировать своё поведение. Второй важный пункт начального образования – это формирование предметных компетенций, т.е. способности учащихся реализовывать сформированные знания в рамках изучаемого предмета, а также умение применять эти знания в условиях социально-образовательной практики.

    Задача педагога начальной школы - посадить зернышко доверия к образовательному процессу, и с заботой и теплотой взращивать ростки будущей самостоятельной личности…

    Преемственность между дошкольным и школьным воспитанием должна идти по линии усложнения содержания, поэтому помимо овладения личностными и предметными компетенциями немаловажно развивать в учащихся метапредметные компетенции.

       Это очень важно сегодня, когда уже от выпускника начальной школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения определяет специфику метапредметной интеграции. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока.

    Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет заново интерпретировать учебный материал с точки зрения деятельностных единиц содержания.

    Под метапредметными результатами освоения предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

    Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.

    Конечно, главная задача, которую ставят государство и общество перед школой, - сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. На это и направлено формирование и развитие в учащихся всех этих компетенций. Однако существуют проблемы, не решив которые невозможно выполнить этот социальный заказ. Это вопросы преемственности, которые были всегда, а сейчас в условиях введения и перехода на новые стандарты становятся наиболее актуальными. До сих пор эти проблемы не нашли своё решение, поэтому среди недостатков можно выделить:

    1. отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой. Сегодня в первом классе тратится до 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно;
    2. узко понимаемая преемственность и непрерывность между начальной и основной школой. Долгое время считалось, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, потому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Но многое зависит как от педагогов, так и от родителей.

    Подводя итоги, отметим еще раз, что основным образовательным результатом считается формирование мотивированной компетентной личности, а главным предназначением стандарта - воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

    Список использованных источников:

    1. Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высш. образование в России: науч.-пед. журн. 2005. - № 2. - С. 3-11.
    2. Игнатьева, Г.А., Тулупова, О.В. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике/ Г.А. Игнатьева, О.В Тулупова- Н.Новгород, 2009.

    3. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование №4, 2013 – с. 157-171

    4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование-2009-№2-с.58-64.

    5. «Учительская Газета. Москва», №33 от 14 августа 2012 года «Узость еще никогда не выводила на широкую дорогу познания».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии

    Данный материал представляет собой описание системы работы по формированию новых компетенций в условиях новых ФГОС при обучении химии...

    "Новые требования к образовательным результатам. Достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов."

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияч представыляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начально...

    Статья "Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихсяв процессе обучения географии"

    Статья может быть использована учителями географии на педагогических советах и методических обхединениях....

    Формирование личностной, метапредметной и предметной деятельности учащихся средствами УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»)

    Формирование личностной, метапредметной и предметной деятельности учащихся средствами УМК  «Английский в фокусе» («Spotlight»)...

    Личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся.

    Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего ...

    «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

    «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»...

    Системное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС.

    Система оценивания на уроках физической культуры, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального обще...