Главные вкладки
"ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
статья по теме
На каждом этапе решаются свои собственные задачи формирования и развития в ребенке личностных, метапредметных и предметных компетенций. Проводится работа по успешному овладению детьми новых форм поведения, усвоению более сложных норм и правил нравственности, которое будет происходить на последующей ступени. Ранее усвоенное становится фундаментом для дальнейшего развития поведения, чувств, сознания и самосознания в целом. Таким образом, каждый этап обладает своими методами и формами воспитательной работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 574.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Котунова Ирина Павловна
педагог дополнительного образования,
МОУ ДОД Дом детского творчества,
Россия, г. Красный Кут
Воспитательный процесс как единое целое – это органически связанные между собой этапы: дошкольное воспитание, воспитание в начальных классах, воспитание подростков, дополнительное образование и т.д.
На каждом этапе решаются свои собственные задачи формирования и развития в ребенке личностных, метапредметных и предметных компетенций. Проводится работа по успешному овладению детьми новых форм поведения, усвоению более сложных норм и правил нравственности, которое будет происходить на последующей ступени. Ранее усвоенное становится фундаментом для дальнейшего развития поведения, чувств, сознания и самосознания в целом. Таким образом, каждый этап обладает своими методами и формами воспитательной работы с детьми.
Между дошкольными учреждениями и школой должна существовать преемственность (внутренняя связь), которая является одним из главных условий, обеспечивающих непрерывность и эффективность воспитательных воздействий. Доказано, что нервная система ребенка может испытывать большие трудности при переходе из одних условий в другие, если эти условия резко отличаются от предыдущих. Этим и объясняется необходимость преемственности.
Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Чтобы сформировать ключевые компетенции, необходимо начинать развивать определенные навыки, способствовать вырабатыванию универсальных учебных действий уже с дошкольного возраста. То, что можно сформировать у дошкольника, используя преемственность, продолжают развивать дальше и формировать новые действия учителя в начальной, средней и старшей школе.
В дошкольный и младший школьный период у ребёнка развивается мотивационно-потребностная сфера, происходит развитие идеального плана, произвольности действий, и главным новообразованием является наглядно-образное мышление. Формируется личностная компетенция. Другими словами, происходит развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. Это выражается в подсознательном стремлении ребёнка к самостоятельности и новой социальной позиции.
Значимость предшкольного образования высока. Оно обеспечивает создание предпосылок к обучению в школе: преемственность дошкольного и начального образования; помощь ребенку в познавательном, речевом и личностном развитии, готовность ребенка к школьному обучению.
Поступив в школу, ребенок впервые начинает заниматься систематической общественно значимой деятельностью – учением и выступает как член большого детского коллектива. Здесь процесс формирования общественной активности, самостоятельности, нравственности ребенка приобретает новые черты. Подготовка к этому новому этапу перспективно ведется в детском саду.
Личностная готовность ребёнка к школе выступает одним из наиболее важных критериев успешности начального образования: это наличие учебных, познавательных мотивов, социальных мотивов; это коммуникативная готовность, то есть умение общаться с учителями, одноклассниками; это формирование самооценки, то есть осознание ребёнком своих умений, качеств, особенностей, и, конечно, – это эмоциональная готовность, то есть способность ребёнка регулировать своё поведение. Второй важный пункт начального образования – это формирование предметных компетенций, т.е. способности учащихся реализовывать сформированные знания в рамках изучаемого предмета, а также умение применять эти знания в условиях социально-образовательной практики.
Задача педагога начальной школы - посадить зернышко доверия к образовательному процессу, и с заботой и теплотой взращивать ростки будущей самостоятельной личности…
Преемственность между дошкольным и школьным воспитанием должна идти по линии усложнения содержания, поэтому помимо овладения личностными и предметными компетенциями немаловажно развивать в учащихся метапредметные компетенции.
Это очень важно сегодня, когда уже от выпускника начальной школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения определяет специфику метапредметной интеграции. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока.
Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет заново интерпретировать учебный материал с точки зрения деятельностных единиц содержания.
Под метапредметными результатами освоения предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.
Конечно, главная задача, которую ставят государство и общество перед школой, - сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. На это и направлено формирование и развитие в учащихся всех этих компетенций. Однако существуют проблемы, не решив которые невозможно выполнить этот социальный заказ. Это вопросы преемственности, которые были всегда, а сейчас в условиях введения и перехода на новые стандарты становятся наиболее актуальными. До сих пор эти проблемы не нашли своё решение, поэтому среди недостатков можно выделить:
- отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой. Сегодня в первом классе тратится до 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно;
- узко понимаемая преемственность и непрерывность между начальной и основной школой. Долгое время считалось, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, потому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Но многое зависит как от педагогов, так и от родителей.
Подводя итоги, отметим еще раз, что основным образовательным результатом считается формирование мотивированной компетентной личности, а главным предназначением стандарта - воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.
Список использованных источников:
- Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высш. образование в России: науч.-пед. журн. 2005. - № 2. - С. 3-11.
- Игнатьева, Г.А., Тулупова, О.В. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике/ Г.А. Игнатьева, О.В Тулупова- Н.Новгород, 2009.
3. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование №4, 2013 – с. 157-171
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование-2009-№2-с.58-64.
5. «Учительская Газета. Москва», №33 от 14 августа 2012 года «Узость еще никогда не выводила на широкую дорогу познания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный материал представляет собой описание системы работы по формированию новых компетенций в условиях новых ФГОС при обучении химии...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияч представыляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начально...

Статья может быть использована учителями географии на педагогических советах и методических обхединениях....

Формирование личностной, метапредметной и предметной деятельности учащихся средствами УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»)...

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего ...

«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»...

Система оценивания на уроках физической культуры, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального обще...