Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии
статья на тему
Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии.сл1
Как строить урок , чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету?(сл2)
С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Ученик не может стать высококлассным исследователем без прикладного исследования, также как летчик не может стать высококлассным пилотом без реальных полетов в небе. Когда, в каком возрасте надо обучать исследовательским навыкам? Ответ на этот вопрос прост: чем раньше, тем лучше. Следом возникает другой вопрос: как организовать исследовательскую деятельность, чтобы ее результаты были практически значимыми.сл3
Основы исследовательского обучения представлены в трудах таких специалистов, как Н.Г. Алексеев, М.В. Кларин, Р.И. Кузьмин, А.С. Обухов А.Н. Подьяков А.И. Савенков, И.П. Павлов.
В настоящее время педагоги многих стран осознали необходимость реформирования национальных систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Как показывает опыт, наиболее эффективно решить эту задачу можно, используя методы обучения, позволяющие моделировать поведение учащихся в конкретной ситуации. Лучше всего для этого подходит применение исследовательского метода [сл4]
На уроках географии, считаю, что необходимо применять активные методы обучения, в том числе исследовательский, который формирует у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов. Назначение исследовательского метода – приобщение учащихся к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала.
Сл5
Стандарты второго поколения определяют что, в возрасте от 11 до 14 – 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий,сл6 обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение увидеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение, умения и навыки проводить эксперимент, умения делать выводы и заключения. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.[1, с.4]
Применение исследовательского метода:сл
-деятельность учителя заключается в подборе заданий, в управлении деятельностью учащихся;
-деятельность учащихся – самостоятельный поиск новых знаний.
Возможность применения:
1) наличие базовых знаний.
2) знания, приобретаемые на данном уроке, находятся в зоне ближайшего развития учащихся.
3) объем новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить нежелательно.
4) у учащихся должен быть навык подобной деятельности.
5) учащиеся должны владеть методами научного познания.
Достоинства:
-развитие мышления,
-развитие творческих способностей,
- развитие коммуникативных навыков (при групповой работе),
- обеспечивает овладение методом научного познания в процессе поиска,
- формирует черты творческой деятельности,
- дает полноценные , осознанные знания.
Недостатки: требуется много времени на получение результата.
В проекте стандартов второго поколения дается общее число учебных часов за четыре года обучения-238, из них 34 ч.( 1ч в неделю) в 6 классе и по 68 ч(2ч в неделю) в 7,8, 9 классах.сл
Таким образом, возникает противоречие между применением исследовательского метода как основы развития творческих способностей у учащихся и сокращением учебных часов по параллелям.
Исследовательская деятельность учащихся невозможна без эксперимента. Эксперимент – это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Например, при изучении темы: « Реки» в 6 классе можно изготовить макет «Реки»: деревянная рейка длиной 1 метр с углубление посередине. Верхняя часть макета приподнимается на подставке, нижняя опускается в поддон. Вопрос: «Сделайте предположение, почему у одной реки течение медленное, спокойное, а у другой быстрое, стремительное?» Для того, чтобы убедиться в наших предположениях, проведем эксперимент. Кладем кусочек пенопласта на верхнюю часть макета и льем воду. С помощью секундомера определяем скорость течения «реки». Она равна 1 метру в секунду. Верхнюю часть макета опустили на уровне нижней части и эксперимент повторили. Скорость течения воды 2 метра в секунду. Сделали вывод: течение быстрее, где уклон реки больше, т.е. на горных реках. Течение реки медленное на равнинных реках, так как уклона у реки нет. Результаты эксперимента ученики должны оформить по схеме: название эксперимента, оборудование, цель исследования, ход работы, рисунок, результаты исследования. В результате формирую такие навыки учащихся: выдвижение гипотезы, наблюдение, умение проводить эксперимент, умение делать вывод.
В 8 классе при изучении темы: «Реки» проводим экскурсию на реку Сюверня. Цель: «Формирование практических навыков использования знаний и умений». На реке проводим гидрологические измерения, для которых необходимы приборы: термометр (прибор для измерения температуры воды), кусочек пенопласта (для измерения скорости течения реки), рулетка, верёвка, белая крышка от кастрюли (диск Секки). Вопрос: «Можно измерить ширину реки, стоя на одном берегу?» Для определения ширины методом подобия треугольников потребуются четыре сухие ветки. Выбрать дерево у воды на противоположном берегу реки (точка А). Воткнуть ветку точно напротив дерева на своем берегу (точка В). Отойти на 40 шагов влево от линии АВ и воткнуть вторую ветку (точка С). Пройти в том же направлении еще 20 шагов и воткнуть третью ветку (точка D). Отойти, считая шаги, в противоположном от реки направлении так, чтобы оказаться на одной прямой с точками А иС и воткнуть четвертую ветку (точка Е). Расстояние DE будет равно половине ширины реки. Умножив DE на два, получим ширину реки в шагах. Вывод.
Вопрос: «Как можно измерить глубину реки? Что необходимо иметь, чтобы измерить глубину реки?» Для измерения глубины используем веревку с метками, единичный отрезок которых равен 1 см. На конце веревки привязан камень. Вывод.
Вопрос: «Как вы думаете, будет меняться температура воды на дне реки, у поверхности, у берега, посередине?» Для изменения температуры реки использовался обычный термометр. Вывод.
Предположите, можно измерить прозрачность воды в реке? Абсолютно прозрачной воды не существует. Способность пропускать свет зависит в большей степени от содержания того или много количества взвешенного вещества – или мертвого в виде ила, или живого в виде планктона. Нужно найти белый диск (для этого может быть использована крышка от кастрюли) диаметром около 30 см, прикрепить его к размеченной через 5 – 10 см веревке. Замер производится следующим образом: необходимо встать с теневой стороны
) и погрузить диск (называется такой инструмент диском Секки) до исчезновения. Затем, дав отдохнуть глазам 1 – 2 минуты, его поднимают. Показателем прозрачности считается среднее арифметическое двух глубин – исчезновение и появление диска. Вывод.
Как произвести измерения скорости течения воды? Необходимо узнать время, за которое какой-либо плавающий предмет преодолевает определенное расстояние. Для этого вниз по течению пускается поплавок (пенопластовая пластина, ветка и т.п.), а предварительно замеряется расстояние от одной точки до другой (примерно 10 – 20 метров). Отдельно выяснить скорость течения в середине реки и у берегов.[2.c65]
Итак, простейшие, но необходимые физические показатели состояния воды нами изучены. Результаты экскурсии учащиеся оформляют по схеме: название экскурсии, цель, задачи, название экспериментов, оборудование, ход работы, рисунки, таблицы, результаты исследования, вывод. При выполнении этой работы развиваю такие навыки учащихся: наблюденре, умения проводить эксперимент, умения делать выводы и заключения.
В 9 классе при изучении темы «Электроэнергетика» решается проблема: Западно-Сибирская равнина богата реками, но на реках равнины не построено, ни одной гидроэлектростанции. Ваши предположения по этому факту. Проведем эксперимент.
Для этого необходим: макет реки горной и равнинной, электростанция (на спице крепим барабан с лопастями), чашка Петри, стакан. На горной реке построили электростанцию. Она заняла площадь: ширина – 3см., длина-7см., глубина – 3см. Необходимо высчитать объем. Этот объем воды будет образовывать искусственное озеро. Воду выливаем в чашку Петри и в стакан. Где больше вода занимает площадь? В чашке Петри. Вывод. Так происходит в природе. На равнинных реках исскуственные водохранилища занимают большую площадь. При выполнении данной работы формирую у учащихся такие учебные действия: как умение увидеть проблемы, ставить вопросы, наблюдать, сравнивать, делать выводы, защищать свои идей.
Таким образом, считаю, что развивать у учащихся навыки исследования по географии целесообразно начинать с начала изучения дисциплины. Это позволяет формировать у учащихся следующие умения и навыки: наблюдать (измерять, фиксировать) знакомые и незнакомые явления природы, сравнивать собственные наблюдения с другими источниками информации, пользоваться измерительными приборами, уметь выражать и отстаивать свою точку зрения. Систематическая работа позволяет развивать в учениках такие приемы умственной деятельности как анализ и синтез, сравнение и обобщение, умение прогнозировать и моделировать.
Литература:
- Кондакова, А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. // М.: «Просвещение». - 2009.
- Крылов, А.В. О гидрологических работах. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 2.
- Стадник, А.Г. География 6-10 классы. Уроки исследования, дискуссии. // Волгоград Издательство «Учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)
в работе представлена особенность работы в классах спортивного профиля обучения...
Развитие исследовательских навыков учащихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ключевым условием эффективного процесса обучения является системно-деятельностный подход, который теснейшим образом связан с формирование...
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
Рассматривается ряд методических особенностей преподавания математики в профильных классах, в частности, опыт использования методик, позволяющих развивать е школьниках самостоятельность, аналитическое...

Методическая система Шеремет Е.А.: «Развитие исследовательских навыков учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»
В результате накопления педагогического опыта, создания и работы школьного научного общества, проведения регулярных педагогических исследований, посвященных анализу уровня познавательной активности шк...
Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся.
Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся....

Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии
Информация об опытеУсловия возникновения опыта. Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...
