модель профессионализма старшей вожатой
методическая разработка на тему

Анохина Светлана Вячеславовна

Материал для выступления на методическом объединении старших вожатых.  Содержит разделы: "Роль взрослых в детском объединении", "Ориентиры для вожатых (руководителей)",  "Критерии успешности работы старшей вожатой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_professionalizma.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО старших вожатых по теме

«Модель профессионализма старшей вожатой»

Март, 2015 год.

Анохина С.В., МОБУ «НОШ № 11»

Роль взрослых в жизни детского объединения.  Роль взрослых не сводится ни к руководящей, ни к  пассивно-наблюдательной. Они являются равноправными жителями объединения.

Старшие  вожатые выполняют роль советника в органах самоуправления.

 Позиция вожатого в детско-подростковых коллективах.  В своей практике вожатый общается с постоянными, временными (например, Совет дела), разновозрастными, профильными, и т.д. детско-подростковыми коллективами. А так как в основе каждого коллектива – общий интерес, общие цели, общие дела, сплачивающие ребят постоянно или временно, то его можно назвать объединением.

     В каждой школе постоянно действует 5 видов объединений, диктующие вожатому свои особенности, связи с ними, работы с их членами и руководителями, отличающиеся взаимоотношениями детей и взрослых, входящих в эти объединения.

     Это следующие объединения:

     - классно-урочные – строго одновозрастные, по классам, обязательные для ребят, во главе их – учителя, определяющие место и систему внутри коллективных отношений по своим программам, допускающие помощь со стороны вожатых по мере необходимости;

     - факультативно-кружковые – возможно разновозрастные, создаются на основе свободного выбора учащихся, но в целом зависимы от взрослых руководителей, более свободны в своих связях с вожатым (особенно кружки), могут выполнять заказы вожатого, а отдельные кружки могут вести сами вожатые;

     -клубные – также разновозрастные, объединяют ребят на основе не только свободного выбора, но и общего интереса, часто диктуемого взрослыми организаторами клуба, более приближены к общественным; вожатые могут опираться в своей работе на эти объединения, использовать их в своих делах, входить в клуб в качестве одного из руководителей или помощников в его делах или просто рядовым членом;

     общественно-организационные – возможны как одна из форм школьного ученического самоуправления, например, школьная республика, город творцов, ученический совет и т.д. – разновозрастные, с активным участием взрослых, в основном – педагогов школ, в том числе и вожатых, выступающих помощниками, наставниками актива этих объединений, несущих полную педагогическую ответственность за последствия деятельности этих объединений; вожатые часто выступают организаторами и ответственными от педколлектива за работу этих объединений;

свободно образующиеся – общественные, независимые от педколлектива образовательного учреждения, представленные в нем старшим вожатым - координатором, руководителем, организатором или помощником этих объединений.

Организаторская роль вожатого в школьных объединениях разная, в зависимости от характера этих объединений. Общее то, что вожатый любому объединению помогает при составлении планов работы, в подготовке и проведении отдельных дел, в обучении актива.

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/07/sotsialnaya-rol-starshego-vozhatogo-v

Ориентиры для руководителя (вожатых). Для руководителя нет более важных стимулов для улучшения работы, чем личное знание персонала. Это дает возможность оценить качество индивидуального труда, как детей, так и взрослых; оказывать им помощь и содействие в нужный момент. Кроме этого, знающий руководитель будет иметь расширенные возможности для общения с людьми разного характера и шанс предупреждения проблем. Такое взаимодействие дает руководителю возможность делить как радости, так и сложности жизни в лагере.

Существуют некоторые принципы, которые могут помочь руководителю, имеющему небольшой опыт руководства другими людьми:

1. Доверие. Этот фактор является основным в установлении значимых взаимоотношений с персоналом, как для выполнения им работы, так и для личного взаимодействия. Члену персонала необходимо знать, что руководителю можно доверять с тем, чтобы справляться с проблемами и вести обсуждения объективно и без эмоций. Он должен также знать, что руководитель может решать задачи, привлекая других, и рассматривая различные стороны личных проблем и забот. Член персонала также должен знать, что обсуждение качества его работы с руководителем не будет передаваться по всему лагерю и останется конфиденциальным.
Чтобы сохранить такое доверие в отношениях с персоналом, руководителю следует показать, персоналу, что он ценит и уважает персонал независимо от качества работы. Иногда для руководителя может оказаться сложным сохранение такого отношения, но такое поведение должно проистекать от внутреннего уважения члена персонала, которое помогает преодолеть различия или личные конфликты.

2. Сочувствие. Важна способность руководителя быстро устанавливать связи и свободные отношения с персоналом, который не привык к руководству или если его утомляют контролирующие рамки. Кроме веры в способности персонала нужный климат в коллективе может создать истинное желание общения с разными людьми и навыки человеческих взаимоотношений.

3. Разделение озабоченностей. Руководитель должен культивировать привычки разделения беспокойства члена персонала, индивидуально или коллективно, оценки выполненной работы. Регулярные похвалы за выполненные работы также помогают подготовить члена персонала к принятию критики, когда в этом возникает необходимость. Полезно также руководителю иметь привычку время от времени уделять внимание группам или определенным видам работы для наблюдения за их жизнью или реализацией. Если персонал поймет, что это делается из лучших побуждений, то постепенно он привыкнет к этому и станет менее обеспокоен таким прямым наблюдением. Поддержка со стороны руководителя и его оценка могут не ощущаться другими, если это не выразить словами или скрывать под маской благожелательности.
Если ранее не был установлен процесс контроля за персоналом, то элементы этого процесса следует обсудить совместно с группой во время процесса обучения. Полезно также высказывать идеи общих ожиданий и критериев, которые будут использоваться для оценки работы. Если замечания в письменном виде с конференции руководства необходимо подшивать в личные дела, то персоналу следует сказать об этом.

Критерии оценки успешности работы вожатого. В процессе работы в детском лагере вожатый должен проявить знания в области педагогики и психологии, методов работы с детьми разного возраста, умения применять теоретические знания на практике.

Администрация оценивает следующие умения:
* использовать на практике знания психологических и возрастных особенностей детей и подростков,
* выполнять требования охраны труда и техники безопасности, 
* проводить диагностику,
* привлекать детей («застенчивых», «одиноких», «закомплексованных» и др.) к досуговой деятельности,
*  разрешать нестандартные ситуации,
*  подчиняться решению администрации,
* проявлять свои способности в объединении детей,
*  планировать и реализовывать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с детьми,
*  принимать ответственность на себя,
* проводить самоанализ и самооценку совместной деятельности.

http://forum.planerochka.org/index.php?showtopic=1652

Исходя из перечисленного выше, можно представить такую модель профессионализма старшей вожатой:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

ПЛАН РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ

Программа деятельности детской организации ....

Методическая разработка раздела программы по организации работы со старшими вожатыми

Методической  разработке показано разнообразие форм работ РМО старших вожатых...

Должностная инструкция старшего вожатого

В данном документе содержится должностная инструкция старшего вожатого школы...

Анализ работы старшей вожатой

Анализ работы старшей вожатой учебный 2011-2012 год...

МОДЕЛЬ профессионализма педагога (доклад)

Профессиональные компетенции педагого ДО...