Консультация музыкального руководителя с педагогами ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА.
консультация по теме

Булгакова Елена Васильевна

Данный материал затрагивает одну из важный тем-  насколько важна роль воспитателя  в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_muz._rabotnika_s_pedagogami.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Консультация  музыкального руководителя с педагогами.

                    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

             МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  И ПЕДАГОГА.

Музыкальный руководитель отвечает:

- за музыкальное воспитание;

-организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера;

-выявляет музыкально-одарённых детей и занимается с ними индивидуально и в группе;

-участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений;

-обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-ой половине дня;

-проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

           НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ КРИТЕРИИ В РАБОТЕ            

              МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ:

1.Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учётом особенностей ребёнка (смущение, застенчивость и т.п.)профилактика возникновения у него негативных переживаний.

2.Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового и т.д. (используются дидактические игры, приёмы моделирования и пр.)

3.Формирование певческих способностей.

4.Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне,бубне,погремушке и пр.

5.Развитие музыкально-ритмических движений в  соответствии с характером музыки.

6.Учёт достижений ребёнка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.

7.Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре(совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей, организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.)

8.Приобщение ребёнка к мировой и национальной музыкальной культуре.

9.Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.

10.Знакомство дошкольников с произведениями народной музыки и песенного фольклора, организация прослушивания их исполнения,знакомство с частушками,колядками,хороводами,разучивание народных танцев,песен,игр.

11.Формирование  у детей представления о видах музыкального искусства (опере,балете и т.д.) и различных музыкальных жанрах (вальсе,марше,колыбельной и др.)

12.Знакомство детей с многообразием выразительных средств в музыке(ладом,мелодией,тембром,силой,темпом,высотой,длительностью звука и пр.)

13.Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство  с их внешним видом и звучанием).

14.Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляниям.

15.Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности, обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.

16.Проведение музыкальных занятий(слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах).Стимулирование и поддержка стремления ребёнка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос).

17.Поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пробуждение передать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.

18.Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения:музыкальных инструментов,роли,сюжетов,видов деятельности:пения,танца,ритмических движений и пр.

19.Создание условий для развития музыкального творчества у детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности:музыкальной,изобразительной,художественно-речевой,игр-драматизаций и т.д.

20.Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности(участие в музыкальных спектаклях концертах и пр.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учётом их возрастных особенностей.

21.Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.

22.Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности)хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием  взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей  и сотрудников ДОУ и т.д.

23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в том числе предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.

24.Постоянный учёт возможностей ребёнка с тем, чтобы

не допускать у него ощущения несостоятельности, оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.

25.Проявление уважения, к личности каждого ребёнка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.

26.Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.)

27.Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной  деятельности  и т.д.)

28.Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной-перед сном, весёлой музыки- на прогулке,  в процессе игры и занятий)

29.Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.

30.Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.

31.Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

32.Повышение своей  профессиональной квалификации.

     

        Рассмотрим роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
      Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребенка.

  Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно — воспитатель.

           Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных педучилищах будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания и т.д. В детских садах работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведет музыкальный руководитель.

            Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.
          Воспитатель обязан:
· развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;
· развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;
· углублять музыкальные впечатления детей путем слушания грамзаписей;
· знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;
· проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).
          Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание музыки и музыкально-ритмические движения, — игру на музыкальных инструментах.

     ОСНОВЫ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ.

     Основная форма образовательной работы с детьми- музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

           Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей.

           Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. 

           Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно.  

            Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей.

            Первый год жизни рассматривается как подготовительный этап к обучению, основанный на активном общении взрослого и малыша.

            Начиная со второй группы раннего возраста (и во всех последующих группах) музыкальные занятия проводятся сначала небольшими подгруппами, а затем со всеми вместе по 10 — 13 минут два раза в неделю.

           Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада. 

          Остановимся на некоторых общих вопросах, раскрывающих содержание занятий. На музыкальных, как и на других занятиях осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д) чего нет, скажем, на занятиях по рисованию, лепке, математике и др. Отметим, что физкультурные занятия тоже включают различную детскую деятельность — упражнения гимнастического типа, игры перестроения, но они направлены только на развитие движений.Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, -различные по тематике, настроению. Другая трудность — последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается. Аналогичен процесс обучения ритмике — в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные ее элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ ЗАНЯТИЙ.

         Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара, преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.

РАССМОТРИМ ЭТИ ТРЕБОВАНИЯ.

        Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку. Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий. 

            В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности.

            В начале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2—3 песен.

            Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно.

Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена какая-либо определенная тема, например, знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы, которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятий можно назвать тематическим.

            И наконец, еще один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача («знакомство с космосом», «проводы зимы», «родная армия» и т. д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребенка. Структура занятия должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.

             Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для МО классных руководителей." КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ."

Помощь классному руководителю при разрешении конфликтных ситуаций....

Авторская программа "В мире Олонхо" для педагогов дополнительного образования, для руководителей кружков и внеклассной работы классных руководителей.

Программа направлена на то, чтобы дать детям широкий круг представлений, знаний и умений в области материальной и духовной культуры народа саха; выявление и описание символов родной культуры, содержащ...

План взаимодействия классного руководителя с психологом и социальным педагогом

Взаимодействие классного руководителя, психолога и соц. педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения коррекционной работы для оказания помощи и пре...

Примерная структура теоретической подготовки учителей физкультуры, руководителей физического воспитания, тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования по направлению «Боевые искусства (спортивно-боевые единоборства) и самооборона»

Боевые искусства (БИ) и спортивно-боевые единоборства (СБЕ) - популярные направления в дополнительном образовавнии и внеклассной работе. Помимо практических умений и обще-педагогических представлений ...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...