ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ
статья по теме

Козловских Екатерина Валерьевна

Информатизация общества, образования кардинально изменила подходы к самообразованию. Учитель сегодняшнего дня – учитель информационного общества, игнорировать место ИКТ в развитии личности ребенка просто невозможно, а значит, их необходимо применять на всех этапах педагогической деятельности, в частности, на этапе самосовершенствования. В статье автор делится опытом по использованию ИКТ для самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление преподавателя процесс непрерывный. Оно происходит не только во время базовой подготовки специалиста, но и во время обучения в организациях системы повышения квалификации. Курсы повышения квалификации (КПК), профессиональные конференции, мастер-классы, практические семинары и лекции, конкурсы профессионального мастерства способствуют профессиональному росту педагога. Однако ключевую роль в процессе непрерывного образования преподавателя играет самообразование педагога.

В силу природы деятельности преподавателя этот процесс должен носить непрерывный характер. Для педагога знакомство с передовым педагогическим опытом коллег, чтение статей и пособий по профильным дисциплинам, широкое тиражирование собственного педагогического опыта, изучение актуальных вопросов психологии и методики преподавания  есть необходимое условие для профессионального роста.

Информатизация общества, образования кардинально изменила подходы к самообразованию. Учитель сегодняшнего дня – учитель информационного общества, игнорировать место ИКТ в развитии личности ребенка просто невозможно, а значит, их необходимо применять на всех этапах педагогической деятельности, в частности, на этапе самосовершенствования.

Сегодня применение ИКТ в самообразовании неизбежно в силу качественных изменений в структуре познавательной деятельности личности.  ИКТ сделали общедоступным  огромный объём информации.

Особое внимание к проблеме самообразования преподавателей с помощью ИКТ уделяется во всем мире. Так, Международное сообщество информатизации образования разработало стандарты профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, включающие следующие компоненты:

  • общие представления в области информационных технологий;
  • планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;
  • интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин;
  • использование информационных технологий для оценки результатов обучения;
  • использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции;
  • понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.

На основе стандартов Международного общества информатизации образования в каждой стране вырабатываются конкретные требования к формированию базовой информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, которая предполагает владение навыками использования ИКТ в своей практике не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития.

В нашей стране в профессиональном стандарте педагога компетенциям в сфере информационно-коммуникационных технологий отводится значительное место. Профстандарт определяет три разновидности ИКТ-компетенций, которыми необходимо владеть каждому работнику образования:

  • общепользовательскую;
  • общепедагогическую;
  • предметно-педагогическую.

Очевидно, с обучающимися должны работать преподаватели, знающие компьютер и его технические возможности, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения обучающихся к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий на качественно новом уровне. Программа подготовки будущих педагогов уже предусматривает такую подготовку (возможно – не достаточно, но динамика есть), а как быть педагогам – стажистам? Ответ опять на поверхности – самообразование с  использованием возможностей  ИКТ.

Существует ряд проблем, с которой сталкивается современный процесс информатизации образования, одна из них - существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием электронных информационных ресурсов в обучении. Многие педагоги ставят под сомнение педагогические возможности  названных средств. Часто  такая позиция объясняется поверхностным знакомством с содержанием процессов информатизации образования.

          Нередко,  внедрение ИКТ в учебный-воспитательный процесс воспринимается как банальное транслирование известного педагогу содержания и его представление с помощью мультимедиа обучаемым. Конечно, что такой подход оставляет неиспользованными колоссальные возможности активизации наглядно-образного и теоретического образного мышления студентов.

Один успешный человек сказал: «никакая технология никогда не заменит учителя. Что мы можем сделать – так это облегчить некоторые из тягот обучения. И мы можем воспользоваться технологиями, которые позволят учителям тратить больше времени на вещи, которые делают педагогический процесс более человечным и более творческим». Но технологии необходимо осваивать, результатами делиться, вопросы обсуждать, ошибки анализировать, рекомендации распространять. Для практикующего педагога все это нужно делать без отрыва от профессиональной деятельности.

Изучая мнения коллег по вопросу самообразования, столкнулась с любопытным опросом на страницах Сообщества учителей Intel Education Galaxy: «Должен ли кто-то учителя учить ИКТ?» [1]

C:\Users\Dana\Desktop\Безымянный.png

 Опрос проводился в 2013 году, удивительно как быстро вопрос утратил актуальность! Сегодня нужно учить обучающихся и учиться самим с помощью ИКТ. И возможности применения ИКТ для самообразования – безграничны. Одной из таких возможностей – участие в работе сетевого профессионального сообщества, целями работы которого являются: создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; организация формального и неформального общения на профессиональные темы; обмен опытом; распространение успешных педагогических практик; поддержка новых образовательных инициатив, обсуждение проблем.  Социальные сети нужны для открытости образовательного процесса всем его участникам – обучающимся, родителям. Возможность сетей позволяет продолжить учебный процесс во внеаудиторное время, организовать обсуждение, консультацию, проектную деятельность.

В. Путин отметил: «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду».

Профессиональная сеть позволяет выстроить систему тьюторства, включающую в себя мастер-классы, мастерские, презентации опыта, экспертизу и рецензирование материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации – все то, что часто нам не доступно в живом общении. Широкий охват преподавательской аудитории, совместные творческие проекты обеспечивает вхождения российских педагогов в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ.

Еще одной хорошей возможностью для самообразования с помощью ИКТ являются дистанционные курсы повышения квалификации (ДКПК). Дистанционное обучение, наравне с такими формами обучения как очное и заочное, пользуется огромной популярностью во всем мире. Еще в 1836 году Лондонский университет осуществлял заочное обучение для учащихся и студентов, которые не могли учиться традиционным - очным способом.

Преимущества очевидны – работать дома, в удобное для себя время, выбрать именно нужный курс, минимизировать расходы на обучение, все это делает дистанционное обучение очень привлекательным. Так, узнав о готовящемся профессиональном стандарте педагога,  в 2014 году я записалась и прошла курс «Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога» (MOOC МИГ), который позволил мне разобраться с требованиями профстандарта, усовершенствовать свои ИТ-навыки и освоить новые. При выполнении заданий курса использовались учебные материалы порталов Умное ПодмосковьеИнтуитЭлектронный гражданин Самарской областиMicrosoftСправочное руководство программы Intel® Education Сегодня эти материалы я предлагаю своим обучающимся для самостоятельной работы.

Всего для участия в онлайн-курсе зарегистрировались 470 человек из различных регионов России, Белоруссии, Казахстана и Украины. В MOOC приняли участие: учителя, преподаватели колледжей и вузов, работники дошкольных учреждений, библиотекари и администраторы, методисты ресурсных центров.

В возрастном диапазоне преобладали участники старше 30 лет. 52% от числа ответивших на вопросы анкеты составляли слушатели в возрасте 41-50 лет.

382 слушателя приступили к обучению на курсе, а 132 человека закончили курс с успеваемостью не ниже 70%.[2] Вывод однозначный – качественно освоили материал лишь 35% курсантов.

ДКПК требуют времени и хорошей мотивации, по собственному опыту участия в этом курсе - от 3 до 10 часов в неделю на освоение учебного материала и выполнение заданий. Но считаю этот опыт очень полезным для себя как для преподавателя.

Особое место для педагога в его работе занимают так называемые облачные технологии,  занимающие лидирующие позиции в Интернет-технологиях. С их помощью педагоги и школьники могут эффективно реализовать себя не только в социальном, но и образовательном сетевом пространстве. Наиболее распространенной системой сервисов на основе технологии облачных вычислений, применяемой в образовательном процессе, является Google Apps. Это web-приложения, предоставляющие участникам образовательного процесса инструменты, использование которых призвано повысить эффективность общения и совместной работы. В пакет входят популярные веб-приложения Google, в том числе Gmail, Google Диск,  Google Календарь и Google Документы. Использование электронной почты, форума позволяет обмениваться информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, проводить проверку домашней работы обучающихся, консультировать их по проектам и рефератам. Эти приложения помогут педагогу и в освоении дистанционных курсов для повышения квалификации, для участия в дистанционных конкурсах, конференциях. Многие преподаватели работают каждый день за несколькими компьютерами сразу. Например, дома один ПК, на работе — другой, еще есть ноутбук или смартфон, а может, еще и планшет. Синхронизировать данные в таком случае становится очень сложно — нужные файлы приходится по много раз отсылать на почту, пользоваться ISQ или скайпом, подключать USB-накопители или переписывать все на диски. Это очень неудобно, на помощь приходят все те же облачные системы хранения данных – безопасно, удобно, просто.

Сегодня все больше преподавателей понимают важность освоения и применения ИКТ в профессиональной деятельности и для самообразования.

Проведенный опрос «Используете ли Вы ИКТ для самообразования?» на ресурсе «Профобразование» однозначно определяет осознание педагогами необходимости использования ИКТ для профессионального роста:

Но прикладываем ли мы для этого достаточно усилий? Организует ли руководство учебного заведения доступную информационную среду для педагогов и обучающихся? C:\Users\Dana\Desktop\Безымянный.png

Современный педагог не может жить вне информационного поля хотя бы потому, что его воспитанник большую часть времени проводит в нем. А значит, нужно быть как минимум « в теме», а в идеале владеть ИКТ так, что бы удивлять, воспитывать, убеждать. Поэтому диплом учителя – это не окончание обучения, а лишь небольшая перемена.


[1] https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=4050&st=22

[2] http://education-events.ru/2014/07/28/olga_miheeva-about-development-of-mooc/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога в информационно – коммуникационном пространстве взаимодействия

Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы способствуют развитию педагога как личности и профессионала, но, безусловно, ключевая роль в обеспечении непрер...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство повышения качества образования в рамках ФГОС»

Повышение качества обучения и уровня коммуникативных компетенций  учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путем использования инфрмационно - коммуникационных технолог...