Самообразование педагога в информационно – коммуникационном пространстве взаимодействия
статья по теме

Елена Геннадьевна Титова

Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы способствуют развитию педагога как личности и профессионала, но, безусловно, ключевая роль в обеспечении непрерывного процесса образования принадлежит самообразованию педагога.  

 В настоящее время наиболее популярными среди виртуальных объединений и сетевых сообществ педагогов являются: Интернет-государство учителей (intergu.ru), Педсовет.org (pedsovet.org), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru), Открытый класс (www.openclass.ru), Сеть творческих учителей (it-n.ru), Центр образовательного законодательства (lexed.ru), Российское образование. Федеральный портал (edu.ru), Федеральное агентство по образованию (ed.gov.ru), ЕГЭ (ege.edu.ru), сайт Всероссийских олимпиад (lit.rusolymp.ru), Федеральный институт педагогических измерений (fipi.ru).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kak_informacionno.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Самообразование педагога в информационно – коммуникационном пространстве взаимодействия»

Выступление Титовой Е.Г.,

заместителя директора «ФЦДО», методиста.

 Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто  желает к ним приобщиться, должен достигнуть  этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

 Адольф Дистервег.

         В нашей стране образ Педагога всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает педагога, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня его подготовки.

 Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы способствуют развитию педагога как личности и профессионала, но, безусловно, ключевая роль в обеспечении непрерывного процесса образования принадлежит самообразованию педагога. Традиционное самообразование - это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики.

         Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно - коммуникационных технологий. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных направлениях человеческой деятельности. Например, при подготовке к постановке спектакля интернет - ресурсы позволяют побывать в музее писателя; просмотреть видеоряд его жизни, семьи, эпохи; изучить библиографию; заимствовать интересные дидактические материалы; привлечь обучающихся для обсуждения возникших проблем на свой сайт, чтобы осуществить быструю обратную связь в образовательной среде. Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

 Пристальное внимание проблеме самообразования педагогов с помощью информационно - коммуникационных технологий уделяется за рубежом. Международное общество информатизации образования (ISTE National Educational Technolody Standarts for Teachers - http://cnets.iste.org/teachers/t_stands.html) разработало стандарты профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Данные стандарты предназначены для всех педагогов и включают шесть компонентов:

  1. общие представления в области информационных технологий;
  2. планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;
  3. интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин;
  4. использование информационных технологий для оценки результатов обучения;
  5. использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции;
  6. понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.

         На основе стандартов Международного общества информатизации образования в каждой стране вырабатываются конкретные требования к формированию базовой информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, которая предполагает владение навыками использования ИКТ в своей практике не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития.

Эффективное использование ИКТ для самообразования педагога возможно при определённых условиях:

  1. Современная компьютерная база, программное обеспечение, свободный доступ в Internet; образовательные ресурсы, учитывающие возможности ИКТ, методическое сопровождение к ним;
  2. Курсы подготовки и переподготовки учителей, разработанные на основе личностно-ориентированного, деятельностного, уровневого подхода; дальнейшее сопровождение деятельности педагога тьюторами; адекватная возникающим педагогическим затруднениям педагогическая поддержка с помощью дистанционных образовательных технологий; сетевое взаимодействие практикующих учителей и экспертов для выработки новых идей;
  3. Диагностика, позволяющая производить измерения и оценку результатов самообразования педагогов средствами ИКТ, диагностика качества цифровых образовательных ресурсов, отражающих уровень профессиональной компетентности педагогов; система зачётов по курсам, ориентированная на самообразование посредством ИКТ; система премирования по результатам работы: за издание методических пособий, разработку цифровых образовательных ресурсов, проектирование учебных занятий с их применением и др.

Всё выше перечисленное мотивирует педагога на самообразование посредством информационно - коммуникационных технологий, поможет ему овладеть сетевой культурой.

У педагога должен быть высокий уровень развития пользовательских навыков, умение эффективно работать с информацией, как получая из интернета, так и размещая в Сети. Сетевая культура определяется умением грамотно подать материал в форме Интернет - ресурса. Прежде всего, конечно, оценивается образовательная и научная польза ресурсов, их художественная ценность, но не менее важно выбрать удачную композицию, внести гиперссылки и переходы, создать удобное меню, выдержать стиль.

 Поэтому самообразование целесообразно вести по нескольким направлениям: формирование интеллигентности в широком смысле слова; пополнение предметных знаний и знаний в области современных технологий образования; развитие навыков уверенного пользователя различных коммуникационных сервисов, формирование умений для создания собственных информационных ресурсов; включение в сетевые профессиональные сообщества.

Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения  педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.

 В настоящее время наиболее популярными среди виртуальных объединений и сетевых сообществ педагогов являются: Интернет-государство учителей (intergu.ru), Педсовет.org (pedsovet.org), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru), Открытый класс (www.openclass.ru), Сеть творческих учителей (it-n.ru), Центр образовательного законодательства (lexed.ru), Российское образование. Федеральный портал (edu.ru), Федеральное агентство по образованию (ed.gov.ru), ЕГЭ (ege.edu.ru), сайт Всероссийских олимпиад (lit.rusolymp.ru), Федеральный институт педагогических измерений (fipi.ru).

  1.  Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Но самообразование как стихийный процесс, очевидно, будет неэффективным. Самообразование - это самостоятельный познавательный процесс со всеми присущими ему компонентами: потребностями, интересами, мотивами, способностями, собственно деятельностью. Целесообразно начать с анализа затруднений, сформулировать проблему, изучить психолого-педагогическую и методическую литератур по выбранной проблеме, спрогнозировать результаты, спланировать этапы работы над темой самообразования. Затем проверить новые методы работы на практике, произвести их отбор и анализ. В итоге оформить результаты по теме, презентовать материалы перед коллегами. И наконец, педагог начинает использовать собственный опыт в работе и заниматься его распространением. (http://www.openclass.ru/community/107156  СООБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ ДОД  ХМАО – Югра)

         На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься самообразованием.

Использованная литература:

 Бражник А.В. "Культура видится на расстоянии. И по Сети...". Научно-практический электронный альманах "Вопросы информатизации образования" №17.

 Владимирова Л.П. "Современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии в образовании". RELARN-2007.

 Волкова О.В. "Самообразование педагога". Журнал "Справочник заместителя директора школы" №2, 2011 года.

 Ганин Е.А. "Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей". "ИТО-2003".

 Статирова О. И. "Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования педагогов в системе повышения квалификации". Научная электронная библиотека "Веда".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная психолого-педагогическая диагностика образовательного и развивающего эффекта программы интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы.

Программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы, отражает инновации в процессе обучения и ориентирует его на  личностные структуры, такие как, разв...

Методическая разработка Тема «Интерактивное взаимодействие с учащимися и коллегами средствами информационно-коммуникационных сетей»

В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Это и электронная почта, и поисковые системы, которые...

Индивидуальный план по самообразованию «Применение информационно-коммуникационных технологий в учеб¬но-воспитательном процессе учителя химии и биологии»

Учить чему-нибудь других — значитпоказать им, что они должны сделать, чтобы научиться тому, чему их учат.Г. Фрон...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Информатизация общества, образования кардинально изменила подходы к самообразованию. Учитель сегодняшнего дня – учитель информационного общества, игнорировать место ИКТ в развитии личности ребенка про...

Программа самообразования по теме: «Применение информационно-коммуникационных технологий в систематизации, презентации собственного опыта работы»

Этот материал адресован работникам системы дополнительного образования. Уровень современного педагога дополнительного образования должен неустанно расти, необходимо непрерывное самообразование, к...

План самообразования на 2018-2019г.г.: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство; Основные направления деятельности: изучение информационно-коммуникационных технологий с целью пов...