Выступление на МО классных руководителей "Как избежать насилия в школе"
консультация по теме

Богодухова  Ольга Витальевна

Папка "Выступление на педагогическом совете "Как избежать насилия в школе" содержитт текст выступления и презентацию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы к Мо классных руководителей

Как избежать насилия в школе,

или поговорим о мерах профилактики насилия в детской среде

Образовательное учреждение несет ответственность за создание в школе безопасных условий для ребенка, его жизни и здоровья. Для этого в школе выделяется ряд направлений деятельности, направленных на обеспечение безопасности учащихся.

Это, во-первых, осуществление деятельности школы в строгом соответствии с нормами САНПиНа, касающихся различных сторон школьной среды: режиму образовательного процесса, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации общеобразовательного учреждения, к  оборудованию помещений и т.д.

Во-вторых, школа должна быть пространством, защищающим ребенка от любых проявлений жестокости и насилия. Родителям и педагогам, безусловно, хочется, чтобы каждый день пребывания  в школе запомнился ребенку только радостными событиями.

Слайд №1

Насилие в школе - проблема, о которой долгое время было не принято говорить. Ее как бы и не существовало вовсе. Но вот общество вроде бы очнулось. И вся психолого-педагогическая общественность заговорила о фактах жестокости и агрессии, которые, увы, имеют место и в наших учебных заведениях. К сожалению,  тема насилия в последнее время  приобретает все большую актуальность в нашей жизни. В 2013 г. зафиксировано свыше 600 нарушений прав несовершеннолетних, от насилия родителей пострадало 4 тысячи детей. За год в России совершено 100 тысяч преступлений против детей. Насилие  становится  фактом нашего бытия. И, как следствие этого, насилие среди детей и подростков, тема, которая не может не волновать.

Школа должна быть местом, где детям комфортно и  безопасно. В реальной жизни мы все чаще становимся свидетелями обратной ситуации.

Не всегда взрослые способны оградить ребенка от сложных жизненных обстоятельств и тогда ребенок вынужден находиться в кризисной для него ситуации один.  Какой будет исход, сможет ли ребенок справиться со своими насильниками в одиночку, какой ущерб будет нанесен его физическому и психическому здоровью - непредсказуемо. 

Слайд №2

Невозможно решить данную проблему за счет каких - то одномоментных воздействий (ужесточение дисциплины, отстранение обидчика или насильника от учебы, организация психологической поддержки или сопровождения жертвы). Любая стратегия вмешательства при возникшей проблеме должна быть направлена на процесс и ситуацию насилия в целом.

Как правило, необходимая помощь от взрослых приходит с большим опозданием. К сожалению,  чаще всего, взрослые (педагоги, психологи, администрация, правоохранительные органы и т.д.) которые призваны по долгу своей деятельности защитить ребенка от насилия, предупредить его, сталкиваются с последствиями ситуаций насилия, когда  ребенку уже нанесена травма.  И тогда  очень трудно бывает оказать своевременную помощь, защиту и поддержку, и очень много времени требуется на  восстановление, на реабилитацию, на полноценное возвращение к жизни.

Можно ли в условиях образовательного учреждения предупредить насилие и избежать его пагубные последствия на развитие личности ребенка? Делать это, безусловно, можно и нужно! Посильный вклад в  профилактику  насилия в образовательной среде должен и может вносить каждый участник образовательного процесса.

Слайд №3

Изменить ситуацию может специально разработанная система педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы:

  • диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;
  •  консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;
  • консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;
  • информационно-образовательная работа с детьми;
  • мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества.

Слайд №4
информационно-образовательная работа с детьми

  • включить в план работы с классным коллективом беседы на этические темы, в том числе обсуждение материалов периодической печати, видеороликов и т.д.;
  • проводить сюжетно-ролевые игры с учащимися;
  • составить и обсудить памятки поведения учащихся в школе и общественных местах;
  • пресс - центру школы освещать  в школьной прессе проблемы насилия;
  • сделать стенд с памятками для детей, ставших жертвами насилия.

Основным результатом проведения классным руководителем профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива.

Слайд №5

мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества

  • активнее вовлекать учащихся в школьное самоуправление, активизировать деятельность штаба дисциплины и порядка;
  • организовывать совместные выходы на природу, в бассейн, в кинотеатр, музеи;
  • чаще проводить коллективные творческие дела, стараясь вовлечь всех учеников класса.

Особо выделяются действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными. Они имеют огромное значение для создания безопасной образовательной среды.

При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и работа с потенциальными жертвами (те же группы). Третьим важным блоком в этой системе должна стать деятельность по формированию психоэмоциональной среды в классе, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.

В классе целесообразно возродить систему коллективно-творческой деятельности, ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.

Одновременно классному руководителю в практику необходимо вводить новые педагогические технологии, такие, как деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Особенно эффективны в этом плане ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор (порой очень мучительный) и принимать решения. Распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений - все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.

Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных учащихся и классного коллектива в целом.

Слайд №6

В результате происходит резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков и повышение рейтинга педагогов, слияние группировок и размывание их границ, уменьшение количества «отверженных», смену «лидеров» на социально более позитивных.

Слайд №7

Сделать мир менее жестоким, а детство более безопасным, хотя бы в рамках нашей школы, - это задача, которая под силу только нам, педагогам.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАСИЛИЕ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ- ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Слайд 2

КАК ИЗБЕЖАТЬ НАСИЛИЯ В ШКОЛЕ, или поговорим о профилактике насилия в детской среде

Слайд 3

Система педагогических действий по профилактике насилия в школе консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества.

Слайд 4

И нформационно-образовательная работа с детьми в ключить в план работы с классным коллективом беседы на этические темы, в том числе обсуждение материалов периодической печати, видеороликов и т.д.; п роводить сюжетно-ролевые игры с учащимися; с оставить и обсудить памятки поведения учащихся в школе и общественных местах; п ресс - центру школы освещать в школьной прессе проблемы насилия; с делать стенд с памятками для детей, ставших жертвами насилия.

Слайд 5

М ероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества а ктивнее вовлекать учащихся в школьное самоуправление, активизировать деятельность штаба дисциплины и порядка; организовывать совместные выходы на природу, в бассейн, в кинотеатр, музеи; ч аще проводить коллективные творческие дела, стараясь вовлечь всех учеников класса.

Слайд 6

ВСЕГДА ПРЕСЕКАЙТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ НАСИЛИЯ. НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ.

Слайд 7

Сделать мир менее жестоким, а детство более безопасным, хотя бы в рамках нашей школы, - это задача, которая под силу только нам, педагогам.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

раздаточный материал "Как избежать насилия в отношении детей"

Данный материал рассчитан на самую широкую ауди­торию. Они полезны как взрослым, так и детям, потому что являются простыми рецептами, как выйти из опасной ситуа­ции, сохранить себе здоровье и жизнь....

Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"

Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...

Выступление на МО классных руководителей "Взаимодействие семьи и школы"

Выступление на МО классных руководителей "Взаимодействие семьи и школы". Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, ду...

Классный час «Буллинг как разновидность насилия в школе»

Классный час «Буллинг как разновидность насилия в школе»...