Проблема качества образовательного процесс
статья на тему

Фаюрушина Лилия Салаватовна

Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. Качество образования во многом определяется уровнем подготовки руководителей, учителей. Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость. Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности». Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_kachestva_obrazovatelnogo_protsess.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема качества образовательного процесс».

Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения  качества образовательного процесса.  С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. Качество образования во многом определяется уровнем подготовки руководителей, учителей.

Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость.

Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности». Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций.

Современная модель профессионального роста учителя в условиях быстрой смены различных    технологий предполагает

  •  осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта;
  • способность увидеть свой профессиональный труд  в целом;
  • быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями – овладевать новыми технологиями.

Компетентный учитель- это специалист,

овладевший профессиональными знаниями и умениями,

способный не только проектировать свою деятельность,

   но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.

Профессионализм педагога – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности

Содержание педагогической   компетентности    

Состоит из 3 блоков

  • Информационный (теоретический)
  • Операционный (практический)
  • Мотивационный (личностный)

Информационный компонент

            Профессионально-педагогическая эрудиция

  • Широкий кругозор, общая культура;
  • Психолого-педагогические знания;
  • Безупречное знание предмета;
  • Знание методики преподавания.

Операционный компонент

Владение

  • профессиональной культурой речи, общения и педагогическим тактом;
  • разными технологиями и методами обучения;
  • методами диагностики и мониторинга педагогической деятельности;
  • владение аудиторией,
  • профессиональная наблюдательность.

Мотивационный компонент

  • Любовь к детям
  • Требовательность к себе и детям
  • Доброжелательность и общительность
  • Увлеченность работой, способность привить интерес к своему предмету
  • Постоянное совершенствование педагогического мастерства

Уровни профессиональной компетентности (по разным источникам)

Критерии: 

                профессионализм,

                    творчество,

                        мастерство,

                                эффективность,

                                        оптимальность,

                                                индивидуальный почерк.

Уровень профессиональной компетентности учителя

  • Владение основами профессии,
  • применение известных а науке и практике приемов;
  • повседневные решения нестандартных задач ( открытия для себя);
  • положительная результативность и эффективность;
  • преимущественная ориентация на знания

Диагностика уровня профессиональной компетентности

      Обобщение и представление своего опыта работы 

  • Умение определять приоритетные направления своей профессиональной деятельности

     по методам, по форме, по содержанию

  • Постоянная работа в методических объединениях, творческих группах
  • выступления, мастер-классы, семинары, конференции
  • Публикации
  • Портфолио достижений

Профессиональная компетентность учителя определяется умением:

  • СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО СПОСОБАМ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ;
  • ОСВАИВАТЬ КРИТЕРИИ И АЛГОРИТМЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ;
  • ОВЛАДЕВАТЬ СПОСОБАМИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИИ – ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ –

          - выбирать и оценивать ИСТОЧНИКИ,

          - собирать ИНФОРМАЦИЮ,

          - разрабатывать И представлять В ПРЕЗЕНТАЦИОННОМ ВИДЕ,

          - ПОДГОТОВИТЬ ВЕБ-СТРАНИЦУ, ГДЕ В СТРУКТУРИРОВАННОМ

            ВИДЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ТЕКСТОВАЯ И ГРАФИЧЕСКАЯ

            ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ, ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ

Профессиональная компетентность учителя определяется умением:   

  • использовать цифровые образовательные ресурсы соответствующие поставленной учебной задаче,
  • организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов,
  • создавать собственные цифровые учебные материалы с учетом возможностей ИКТ и методики их применения на уроке,
  • формировать цифровое портфолио учащегося,
  • организовать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…),
  • дистанционно поддерживать работу учащихся,
  • получать информацию о новых цифровых ресурсах учебного назначения на компакт-дисках и в Интернет средствами ИКТ

Сегодня мы говорим о профессионализме педагога. Давайте представим себе учителя – профессионала.

а) Какими качествами, способностями он должен обладать?

Называются качества, присущие педагогам, которые записываются на доске:

  • тактичность; способность к творчеству; работоспособность;
  • способность к сочувствию, исполнительность; коммуникабельность;
  • адаптированность; уровень саморегуляции;
  • уверенность в своих силах и т.д.

В ходе обсуждения выберите из предложенного списка 3 наиболее приоритетные ценности которые характеризуют, по вашему мнению, педагога-профессионала. Аргументируйте, почему? (не менее 5 аргументов).

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Оценка профессиональной компетентности учителя, поиск эффективной модели обучения, в том числе и самих учителей, — эти проблемы перекочевали в новое тысячелетие. Слабым утешением может служить только то, что мы не одиноки — нет ни одной страны в мире, где образовательная система не испытывала бы серьезных проблем. Все реформы оказались несостоятельными, потому что истоки этих проблем — не столько социально-экономические, сколько морально-этические. Поэтому решать их следует иными средствами.

В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря этим учителям ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Этим людям удается не только сделать обучение и воспитание более эффективными, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие, как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.

На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие:

1 Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.
2. Благополучное психоэмоциональное состояние.
3. Позитивное самовосприятие.
4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.
5. Ответственность.

Все эти параметры можно выявить с помощью методики «Психологический портрет учителя», в основу которой легли представления авторов о хорошем учителе, подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями об эффективности преподавательской деятельности и собственным многолетним опытом работы в школе

Методика «Психологический портрет учителя» помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений

Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, и отметьте в соответствующей клетке крестиком или другим значком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...

Критерии и диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей "Танцевальная аэробика"

В материале представлены мною разработанные диагностические материалы (конкретные задания и упражнения) для определения степени развития у детей чувства ритма, координации движений, выносливости, гибк...

Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в образовательной организации (в том числе работа с родителями)

Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в образовательной организации (в том числе работа с родителями)2018-20192019-20202020-2021...

Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса

Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Науч...

Качество подготовки учебных занятий как основа качества образовательного процесса

Презентации к циклу из двух методических семинаров, посвященных качеству подготовки учебных занятий....