Использование знаний и жизненного опыта учащихся в процессе формирования у них познавательной и трудовой активности.
статья на тему

     С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи  предмет включен в списки вступительных экзаменов, в-третьих, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Знания и жизненный опыт учащихся формируют у них познавательную и трудовую активность на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

по технологии

на тему:

«Использование знаний и жизненного опыта учащихся в процессе формирования у них   познавательной и трудовой активности»

Выполнил: учитель технологии

МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

Агеев Олег Владимирович

 «Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети                                    в классе, как мыслит каждый  его ученик, что будет ему                                   легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и                                   методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»

П.Н.Чернов.

С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи  предмет включен в списки вступительных экзаменов, в-третьих, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, Интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывают школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной занимательной, и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся, а также их трудовую активность.

По своей психологической природе учащихся можно разделить на три группы: одним достаточно посмотреть, другим – послушать, а третьим необходимо обязательно попробовать что-то сделать, чтобы понять смысл происходящего. Проблема заключается в том, что неизвестно кто из учащихся к какой группе относится. И чтобы это выяснить, учителю необходимо при объяснении материала использовать и визуальные, и звуковые, и тактильные приёмы, чтобы выявить этих учеников, и уже в дальнейшей своей работе уделять им должное внимание. Важно также иметь всё необходимое оборудование, инструменты и материалы, чтобы в полной мере охватить весь изучаемый материал для более продуктивного его усвоения всеми обучающимися.

Ещё одной важной, на мой взгляд, проблемой является возможность находить практически любую информацию в сети Интернет. Так, при подготовке какого-либо сообщения, ученик скачивает материал, не задумывается над тем, что в нём, отражает ли он заявленную тему, а в некоторых случаях ученик узнаёт о его содержании только тогда, когда читает своё сообщение в классе. Такой подход не способствует развитию познавательной активности и является большей частью пассивным, хотя ученик мог какое-то время потратить на поиски соответствующей информации. Совсем другое дело, когда, выбирая тему своего сообщения, ученик детально подходит к проработке темы, подключает свои знания и жизненный опыт. В таких случаях ученик может вовлечь в эту тему других товарищей-одноклассников и вызвать у них развитие познавательной и трудовой активности, особенно если дело касается какого-то интересного изделия или проекта. Возможность находить информацию в Интернете создаёт у обучающихся видимость того, что они всё знают (ведь в любой момент можно найти информацию и прочитать её), на самом деле информация находится в Интернете, а не в их голове, поэтому интерес к изучаемому теряется. И ещё один отрицательный отвлекающий от процесса обучения факт – это наличие практически у каждого ученика мобильного телефона, планшета или другого подобного устройства. Ученики, даже находясь в школе и за её пределами, много времени проводят за мобильными играми, и интерес познавать что-то новое у них теряется. «Зачем делать какое-то изделие на уроке, когда нужно пройти какой-то уровень в игре», - такая позиция у многих современных учеников.

Таким образом, проблем при передаче знаний современному ученику достаточно много, а учителю необходимо добиться образовательного результата, учитывая эти проблемы.

Все ученики разные, у каждого из них имеется круг интересов и склонностей, родители учеников также работают совершенно в разных сферах. И при первом знакомстве со своими учениками  в 5 классе на уроках технологии я, как учитель, стараюсь получить информацию о склонностях и интересах своих будущих учеников, иногда удаётся выяснить, насколько широко развит их кругозор, кто что читает, чем интересуется, чем занимается в свободное время. Эта информация помогает мне в дальнейшем находить правильный подход к ученикам, говорить с ними на языке их интересов, широко использовать их знания и жизненный опыт. Например, изучая темы «Выжигание по дереву» или «Выпиливание лобзиком» выясняется, что некоторые ученики уже давно занимаются этим в домашних условиях и сами предлагают какие-то необычные рисунки для выжигания или изделия для выпиливания. Их знания увлекают других учеников, им хочется научиться делать также, а это в свою очередь, способствует формированию у них познавательной и трудовой активности. Задача учителя в таких ситуациях – не погасить огонь знаний однообразием действий, необходимо предлагать новые идеи, но в первую очередь стараться добиваться того, чтобы эти идеи исходили от самих учеников, то есть учитель должен играть роль помощника в затруднительных ситуациях, а решение должны искать сами ученики. Только в этом случае знания, полученные учениками, будут продуктивными, и, как следствие, они будут получать удовольствие от результатов своего труда.

Бывает так, что родители или родственники учеников занимаются столярным делом. И им удалось приобщить к этому занятию своё чадо. Ясно, что с такими учениками, знающими инструмент, умеющими правильно работать с ним, очень интересно и продуктивно заниматься, особенно если на этом примере удаётся вовлечь других учеников в эту работу. Также немаловажен тот факт, когда ученик по разным причинам вообще никогда никакой инструмент в руках не держал, а после курса технологии научился неплохо разбираться в инструментах и делать что-то правильно. А ещё, если он применит свои знания дома, цены не будет такому человеку. Самое главное, чтобы ученик всё делал технологически правильно и с интересом. А без знаний и жизненного опыта это практически невозможно. Поэтому правы те родители, которые отдают своих детей в различные секции, кружки. Это способствует накоплению жизненного опыта и знаний. Ведь не будет развития без действия. Поэтому развивать способность активно действовать, познавать, трудиться – это важная задача, которую должны решать и родители, и учителя, и сами ученики. Ведь если нет желания трудиться, что-то делать, тогда ни о какой активности не может быть и речи. Учитель в этом плане – это актёр, который, принимая разные образы, применяя разные действия, пробуждает в учениках эту познавательную и трудовую активность.

Особенно приятно встретить среди своих учеников людей начитанных, причём бывает так, что читает ученик не обязательно техническую литературу, а что-то другое, интересующее его. В таких случаях при выборе темы проекта я стараюсь учитывать его интересы. Например, один ученик увлекался чтением энциклопедической литературы, и на страницах одной из книг мы обнаружили чертёж изготовления перископа, это изделие и стало в дальнейшем темой его творческого проекта.

Особенно часто знания и жизненный опыт учащихся им помогают, когда они сталкиваются с проблемой, искусственно созданной учителем на уроке. Например, в 8 классе при изучении различных ручных инструментов, прошу учеников угадать название науки, занимающейся изготовлением удобных ручных инструментов. Наталкивая учеников на использование ключевых слов «рука» и «технология», они приходят к правильному ответу - хиротехника. Даже иногда устраиваю мини-соревнование, какой 8 класс быстрее разгадает этот вопрос.

 Но даже у учеников с богатым жизненным опытом и багажом знаний в области технологии могут возникнуть некоторые вопросы, какие-то непонятные моменты в теме. И на данном этапе учителю необходимо вовремя сориентироваться и вовлечь учеников сначала в дискуссию, а затем в трудовую часть данного вопроса. Это может вызвать всплеск их познавательной и трудовой активности.

Также большое внимание следует уделять духу соревнования на уроке. Например, кто из учеников быстрее и качественнее изготовит изделие по технологической карте. Это также приводит к повышению трудовой и познавательной активности на уроке.

Таким образом, можно сделать следующие обобщающие выводы и практические рекомендации:

1.Успех в работе по развитию познавательной и трудовой активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

2.В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций как педагогического условия развития познавательной и трудовой активности.

3.Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.

4.Работая над развитием познавательной и трудовой активности учащихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.

5.Важным педагогическим условием развития познавательной и трудовой активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.

6.Для решения задачи развития познавательной и трудовой активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).

7.В комплексе педагогических условий и средств развития познавательной и трудовой активности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.

8.Для решения задачи развития познавательной и трудовой активности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.

9.Следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов. Успех в решении задачи развития познавательной и трудовой активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся

Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и...

Эффективное использование электронной интерактивной доски «SMART Вoаrd» в процессе формирования осмысленного чтения у младших школьников с дислексией.

Успешное овладение навыком чтения предполагает активное формирование как технически правильного, беглого чтения, так и осознанного, точного понимания читаемого. Понимание читаемого является целью проц...

Использование авторского пособия «Каша - матушка наша» в процессе формирования притяжательных прилагательных у детей дошкольного возраста

—Пособие предназначено для обогащения словарного запаса детей притяжательными прилагательными (манная, пшённая, перловая, гречневая, рисовая, геркулесовая) с опорой на зрительные и сенсорные ощущения....

Развитие творческих способностей учащихся в процессе формирования предметных компетенций

Компетентностный подход, предметные и ключевые компетенции стали в настоящее время актуальными для мировой педагогической науки и практики понятиями. Они не всегда были привычными в системе обучения. ...