Современный урок
статья на тему

Лаптева Нонна Артуровна

Семинар, выступление на методической неделе учителей-предметников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremen_urok_semirarlapteva.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методической неделе.

Семинар «Современный урок»

Руководитель МО, учитель технологии Н.А. Лаптева

учитель русского языка и литературы И.В. Гутникова

Цель семинара: показать модель современного урока, характер взаимодействия «учитель–ученик» в современном образовании, провести сравнительную характеристику традиционного и современного уроков.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Сегодня стартует методическая неделя учителей-предметников, которая пройдёт под темой: «Какой он, хороший урок?» от имени всей нашей команды, разрешите Вас поприветствовать на нашем первом семинаре. В рамках методической недели вашему вниманию будут представлены: семинары, мастер-классы, творческие мастерские, открытые уроки, завершится неделя круглым столом, за которым мы подведём итоги нашего мероприятия и будем рады услышать, ваши замечания и предложения, советы и рекомендации, и просто тёплые и приятные пожелания.

Разрешите представить вашему вниманию нашу визитную карточку: наше творческое сообщество состоит из 11 учителей: 1 педагог имеет высшую кв. категорию, 10 человек первую кат. Наш девиз: «Не стоять на месте, вперед и только вместе» Работает МО над темой: «Повышение качества обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья путём использования разноуровневой индивидуализации и дифференциации».

Цель: Создание условий для повышения качества образовательного процесса в целом, осознание общих и частных задач, которые стоят перед каждым участником образовательного процесса.

Чтобы поставленная цель была достигнута, необходимо не стоять на месте. За последние годы в жизни России произошли большие изменения: укоренился новый социальный строй, в основе экономики лежат рыночные отношения. Изменения охватили и систему образования. В результате предъявляются новые требования к новым специалистам, а ныне и к обучающимся. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества. Главным становится  не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне самореализацию и успешную социальную адаптацию обучающихся.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Что такое урок? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, наука.

Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени. Учитель в среднем дает более 25 тыс. уроков…

Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.

 Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании.

Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

  1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
  2. Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.

Что значит современный? Это  и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок, который закладывает основания для будущего, помогает ребёнку социализироваться и адаптироваться в современном мире, формируя его социальные компетенции.  

 Мы провели небольшой опрос среди обучающихся нашей школы. что по их мнению означает хороший урок? Обработав и обобщив их ответы, получились вот такие результаты…

В ходе общения, индивидуальных   бесед с родителями, школа и современный урок для них это…

И вот сейчас, прежде чем продолжить своё выступление,  нам хотелось бы услышать  мнение педагогов, что, по-вашему, современный урок?  Вы видите перед собой школу, современную школу, но в ней не хватает кирпичиков для прочности, мы предлагаем вам достроить её своими высказываниями,

СИНКВЕЙН

Спасибо, благодарим за работу.

Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое  содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.

При этом все же отметим, что модель традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного урока. Она существенно меняется,  но в основе остается классическая педагогика и методика.

Так может и не стоит ничего менять?

 Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками стихотворения поэта Н.Рыленкова

 Хоть выйди ты не в белый свет,

 А в поле за околицей, —

 Пока идешь за кем-то вслед,

 Дорога не запомнится.

 Зато, куда б ты ни попал

 И по какой распутице,

 Дорога та, что сам искал,

 Вовек не позабудется.

Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.

  • научить учащихся учиться,
  •  научить определять проблемы и решать             стандартные жизненные ситуации,
  •  научить ориентироваться в мире ценностей,
  •  подготовить к профессиональной            деятельности.

Время «готовых» уроков постепенно отходит. 

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, как строить урок, чтобы развивать у школьников умения, навыки и весь набор ключевых компетенций, которые они смогут применить в различных жизненных ситуациях. И чтобы найти путь к каждому ученику, учитывая  его индивидуальные возможности и особенности психофизического здоровья - раскрыть его способности, помочь адаптироваться в новых жизненных условиях (обрести уверенность в жизни). Следуя этому, в своей профессиональной деятельности учителя нашего МО стараются  учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса не забывая и коррекционную составляющую образовательного процесса необходимую нашим воспитанникам.

Современные технологии, которые  применяются на уроках:

  • Личностно-ориентированного обучения
  • Проблемного обучения
  • Коррекционно-развивающего обучения и воспитания (Е. Д. Худенко)
  • Технология учебного проектирования
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии и арт-технологии
  • Интегрированного обучения
  • Информационные технологии

Методы и приёмы, которые используются на общеоразовательных уроках имеют свои особенности:

  • Методы и приемы должны иметь коррекционную направленность;
  • Методов на одну порцию материала используется количественно больше, чем в массовой школе. Обязательным считается сочетание слова, образа и практического действия;
  • К методам предъявляются дополнительные требования (изложение короче по времени, деление на четкие смысловые единицы);
  • Иное соотношение методов (на начальном этапе используется больше наглядных и практических методов

Применяется наглядно-действенный характер обучения, который является самым важным методом для восприятия информации обучающихся с нарушенным слухом.         Применение ИКТ

в образовательном процессе, практическая направленность общеобразовательных уроков, Самостоятельная работа

на уроке имеет не мало важное значение, При любом методе обучения учащийся должен проявлять определенную степень самостоятельности (в мышлении, восприятии, суждении, умозаключении), применение элементов арт-технологии  на уроке, позволяет

  • будить воображение;
  • развивать образное мышление;
  • заставляют детей проживать изучаемый материал;
  • расширяют кругозор учащихся;
  • умственное воспитание переплетается с социальным, эстетическим.

Использование метода проектов также позволяет делать урок разнообразным, творческим и познавательным, используя уже имеющийся практический опыт детей.

Общеобразовательный урок строится исходя из следующих дидактических принципов:

  • Системность и последовательность;
  • Доступность и посильность
  • Индивидуальный подход
  • Наглядность
  • Прочность
  • Активность
  • Связь теории с практикой

Не мало важной составляющей является мотивация к учению  -это

  • Обучение на фоне положительных эмоций.
  • Постановка законченных инструкций.
  • Включение в урок материалов сегодняшней жизни..
  • Проблемные задания, познавательные вопросы
  • Применение игровых методик.
  • Создание   условий  для   зарабатывания,   а не получение оценки.

Благоприятные условия для урока являются:

  • Занимательная ситуация.
  • Дозированное домашнее задание.
  • Познавательная игра.
  • Использование элементов соревнования.
  • Концентрация внимания на промежуточных
  • успехах учащегося.
  • Креативная минутка.
  • Оценка достижения учащегося
  • на родительских собраниях.
  • Громкая демонстрация итогов
  • деятельности ученика .
  • Проблемно-поисковая ситуация.
  • Опора на анализ жизненных ситуаций.

Применяя все методы, технологии и принципы в обучении мы должны заложить Основу для  формирования  базовых компетентностей современного человека:

  • Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
  • Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
  • Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
  • Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать с информацией.
  • Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
  • Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения, нести ответственность.
  • Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Выпускники учебных заведений с нарушенным слухом должны не только получить образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, к профессиональной и социальной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах, как глухих, так и слышащих.

Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...