«Формирование установок на ведение здорового образа жизни»
статья на тему

Куликова Наталья Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

07.11.2014г.

«Комплексный подход к системе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся»

Тема выступления:

 «Формирование установок на ведение здорового образа жизни»

Докладчик: Куликова  Наталья Владимировна,

              учитель биологии  МБОУ Староюрьевской СОШ

Староюрьево – 2014

    Последую примеру нашего президента В. В. Путина и озвучу знакомую русскую народную пословицу, которая гласит:  «В здоровом теле – здоровый дух».  Она, верно, подчёркивает, что уровень качества и обученности непосредственно зависит от  здоровья учащихся. Чем здоровее ребенок, тем выше жизненный тонус и больше стремление что-то узнать, чему-то научиться. Поэтому, формирование установок на ведение здорового образа жизни,  это -  важное направление в работе педагога и воспитательной деятельности родителей.

Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты.

Таким образом,  понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности и т.д.

Английский ученый К. Томпсон, разработал  реалистичную модель обучения здоровому образу жизни он выяснил, что существенно влияют на формирование здорового образа жизни у человека  4 направления:

1) медицинское.

Оно построено на информировании людей. Часто ее еще называют  ЗОП – знания, отношение, поведение.

 

2) образовательное.

Суть состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение человека в отношении его здоровья. В его основу  легли представления о стадиях принятия решения о своем здоровье как ценности.

3) радикально-политическое.

 Оно основано на том, что часто нужно изменить внешние обстоятельства, чтобы содействовать правильному принятию решения о здоровье. К таким обстоятельствам могут относиться законодательные акты, которые создают среду обитания, способствующую здоровому образу жизни.

(К примеру,  в России запрещена реклама табачных изделий, алкоголя. Это положительно сказывается на принятии решений об осуществлении здорового образа жизни.)

4) самоусиление.

Суть его в том, что если обьединить достоверную медицинскую информацию, представляемую профилактической медицинской моделью, требуемые для принятия решения навыки, вырабатываемые образавательной моделью, и дающее психологическую поддержку окружение, поддерживающее здоровый образ жизни, обеспеченный радикально- политической моделью, то возникает модель самоусиления.

 В нашей школе есть определенный положительный опыт по формированию установок на ведение здорового образа жизни  учащихся и реализации здоровьесберегающих технологий.      

 В своей деятельности, я  как учитель и как классный руководитель придерживаюсь названной модели и осуществляю  свою работу по следующим, наиболее значимым направлениям:

  1. Организую урочную и внеурочную деятельность учащихся с соблюдением требований СанПиНа.

  1.     Внедряю здоровьесберегающие компоненты в образовательный процесс через современные педагогические технологии.  Как учитель по своему предмету определяю наиболее трудные темы и к ним с учетом динамики работоспособности в течение недели и учебного года подбираю так называемые «малые формы» физической культуры - комплексы физкультминуток, элементы релаксации в сочетании с дыхательной гимнастикой. Использую игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания, ввожу в урок исторические  экскурсы,  литературные и музыкальные отступления это позволяют снять эмоциональное напряжение.  

  1. На уроках и во внеурочное время формирую у школьников установки на ведение здорового образа жизни, формирую культуру отношения к своему здоровью. Обучение школьников здоровью провожу за счет интеграции данных о психофизическом здоровье человека, факторах, его формирующих, способах сохранения и коррекции средствами естественного оздоровления и физической культуры. Я веду предмет биологического цикла  и  это даёт мне широкие возможности для интеграции  данных о здоровье человека и способах его сохранения и укрепления. Можно сказать, что все темы могут включать полезную информацию о сохранении здоровья человека.

  1. Практическая направленность  предмета позволяет мне  на  уроках создавать оптимальные условия для повышения мотивации у детей к здоровому образу жизни. В курсе биологии учащиеся изучают особенности  организма человека, жизнедеятельность, высшую нервную деятельность и поведение;  зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины проявления и профилактику различных заболеваний,  роль иммунитета,  роль  витаминов, правильного питания для организма человека, изучают  правила рациональной организации труда и отдыха,  оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

   На практических и лабораторных занятиях ученики проводят разного рода исследования  состояния собственного здоровья и организма. Учатся  анализировать и оценивать воздействие факторов риска на собственное здоровье, последствия собственных поступков на организм. Учатся  распознавать  съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;  Изучают меры профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных  заболеваний.  Радует то, что большинство детей  умеют применить приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

5.  Технологии по укреплению здоровья детей применяются не только в процессе обучения, но и в воспитательной работе. Наблюдения за детьми показали, что у многих ребят есть вредные привычки, иногда не радуют и поступки. Проведение тематических праздников, диспутов, бесед, игр заинтересовывают ребят, дети стараются придерживаться норм поведения, узнают, как правильно заботиться о своем здоровье, постепенно отвыкают от дурных привычек. Важно обращать внимание детей на то, как вести себя, чтобы не навредить своему организму.

        Как классный руководитель я провожу мероприятия, где  рассказываю детям и родителям о профилактике различных заболеваний, профилактике детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях,

 веду пропаганду здорового образа жизни. Тесно  взаимодействую с родителями, считаю, что основа  оздоровление  и  формирования здорового образа жизни учащихся начинается именно с позитивного примера в семье,  с создания родителями комфортного, благоприятного психологического и гигиенического семейного климата.    

К сожалению (по статистике) здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы и родители будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование установки на ведение здорового образа жизни в средней школе.

В статье предложена система мероприятий, создающих комфортные условия для самореализации учащихся и развития их коммуникативной и здоровьесберегающей компетенции....

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...

Формирование мотивации подростков на здоровый образ жизни посредствам программы «Здоровье в твоих руках»

Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополуч...

"Создание условий для ведения здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ"

Социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении психического и социального здоровья обучающихся.Формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни....

Выступление на МО классных руководителей 28.03.2022 на тему: «Создание социально-психологических условий для формирования потребности ведения здорового образа жизни»

Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих техн...