Профессиональная компетентность педагога
статья на тему

Умнова Виктория Михайловна

текст выступления на заседании методического объединения по проблеме компетентности педагога в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnaya_kompetentnost_pedagoga.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             МО  учителей русского языка и литературы

                  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

  ПЕДАГОГА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА

                                   

                                  ОБРАЗОВАНИЯ

                                      Умнова Виктория Михайловна

                                      МБОУ «СОШ  № 6  г.Новозыбкова»

                            г. Новозыбков

                                                2013

        Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, который полностью зависит от качества образования учащихся.

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение  исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта и формирование его профессиональной компетенции, согласно новой парадигме образования и методологии. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

         Проблема становления и развития профессионализма педагогов является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность педагога  — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Что же называют компетентностью?

Компетентность – это осведомленность, авторитетность, обладание компетенции- ей, знаниями, позволяющими судить о чем-либо; качество человека, обладающего все-сторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и лично-стных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуально-сти, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в ме-няющейся педагогической среде. К основным составляющим профессиональной компе-тентности относятся:

     ¬интеллектуально-педагогическая компетентность

     –умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

     ¬коммуникативная компетентность

     –значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимо-действия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.

     ¬информационная компетентность

     –объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.

     ¬рефлексивная компетентность

     –умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способ-ность к рефлексии, стрессоустойчивость

   Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, новых форм и методов преподавания, поиски эф-фективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, про-ходившие в обществе и информационном поле преподавания предмета, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работа-ющему педагогу.  Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной ком-петентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и пер-спективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обще-стве, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А сво-бодно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий об-разовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, твор-чески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать лич-ность в современном, динамично меняющемся мире.

В профессиональную компетентность педагога входят:

 - предметная компетентность (знания в области специальности)

 - надпредметная компетентность

 - профессиональная культура, личностные качества педагога.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

  --педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

  --педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

  --педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач;

  --педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу,

  --педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.

Кроме того, важными качествами профессионально компетентного педагога являются

-интерес и любовь к детям,

-увлеченность педагогической деятельностью,

-дисциплинированность,

-психолого-педагогическая зрелость,

-педагогический оптимизм,

- организаторские способности.

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совер-шенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повы-шению своей квалификации, профессиональному развитию.

Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необ-ходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества

образования в целом

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах;
  • исследовательская деятельность;
  • освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного педагогического опыта;
  • использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Существует несколько основных направлений самообразования, которыми компетентный педагог может и должен следовать:

  -профессиональное

  -психолого-педагогическое

  -методическое

  -эстетическое

  -в области ИКТ-технологий

  - в области здоровьесбережения

  - политическое

  -языковое

Профессиональное  самовоспитание, самообразование и самовыражение – это необходи-мые условия для формирования компетентности и авторитетности педагога.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформиро-вания образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта ко-торого зависит качество образования.

 Педагог – это всегда образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на образец. Отсюда следует, что несомненно важную часть профессиональной компетентности  составляют личностные качества педагога. Профессиональная компете-нтность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств лич-ности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития ребенка)

Педагог  должен обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
  • быть активным;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма (специальная, ме-тодическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обуче-ния) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становится очевид-ным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколе-ние. Важно помнить,  что косность, упрощенчество, неумение идти в ногу со временем – это для педагога прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию, которого я и желаю всем учителям в преддверии 1 сентября.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Одним из показателей качества образовательного процесса  является уровень профессиональной компетентности педагогов.         Из всех компетенций, необходим...