Моё педагогическое открытие «Исторический танец, как "проводник" в мир истории».
опыты и эксперименты на тему

Пермина Оксана Александровна

Моё педагогическое открытие «Исторический танец, как "проводник" в мир истории».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_pedagogicheskoe_otkrytie.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Моё педагогическое открытие

«Исторический танец, как "проводник" в мир истории».
Так уж устроен человек, что в течение всей своей жизни он совершает массу открытий: больших и маленьких, радостных и не очень. К своему открытию я шла долго. В школе я увлекалась танцами, и свою жизнь мечтала посвятить этому прекрасному искусству.  Но в  9 классе я поменяла свое решение твердо решила поступить на исторический факультет. Но любимое занятие  никогда не оставляла. Учебу университете я совмещала с работой во Дворце Культуры. Там я преподавала танцы детям. Работа с детьми всегда была для меня чем-то особенным, может быть, потому, что, общаясь с детьми, мы сами возвращаемся в мир Детства, такой чудесный и такой теперь далёкий.

Время шло… И вот я уже дипломированный специалист.  В сентябре 2012 года пришла работать в школу учителем истории.  Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не любить.  История – это проявление души народа, его золотой запас. Но и занятие танцами я не забросила. Теперь я веду танцевальный кружок в школе. Как-то я задумалась: «Можно ли совместить два моих любимых дела?». Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом, социально- бытовыми условиями. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающего мира.  Исторический танец как "проводник" в мир истории культуры, способ почувствовать себя человеком другой эпохи, другого мировоззрения, другого мира. На внеурочных занятиях мы с ребятами стали изучать различные народные танцы. Народный танец - это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. Изучая танцы и историю вместе мы можем сделать выводы, почему возникли именно такие движения, как появились те и ли иные элементы костюмов, ведь они зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. Например, украинские женщины во время танца скрещивают руки на груди, чтобы придерживать многочисленные бусы, поднятые руки вверх ладонями означают обращению к солнцу. (Ведь Украина –страна с теплым климатом.)

Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев. Костюмы и музыкальные инструменты также являются источником при изучении материальной и духовной культуры.

На уроках Краеведения при изучении темы «Культура и быт Южного Урала», ярким примером может стать башкирский и татарский танец.

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями. В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Женские танцы исполнялись скромно. Башкирская женщина танцует, прикрывая лицо платком. Она не смеет открыто взглянуть на зрителя, ее взгляд обращен вниз. Улыбка, радость, даже легкие прыжки запрещались. Танец исполнялся медленным и легким шагом. Большое значение в женском танце придавалось движениям рук, плеч. Руки как бы выполняют женскую работу: прядут, сбивают масло, приготавливают кумыс, айран, обрабатывают шерсть. Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образно передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. Эти движения сопровождаются различными дробями. Подобные пляски в прошлом являли собой инсценирование охоты или боя. 

Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древнего и скотоводческого мира. Из овчин шили теплую верхнюю одежду (шубы, тулупы), мужские головные уборы. Снятая шерсть употреблялась для войлока и шерстяных тканей. При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы.

Широкое использование в костюме металлических пластин и монет, кораллов - характерная особенность народной художественной культуры последнего тысячелетия. Она была свойственна в первую очередь населению Южной Башкирии, оренбургских и приволжских степей, челябинского и курганского Зауралья. Серебро и кораллы, иногда в сочетании с вышивкой, применялись не только в оформлении верхней одежды, но и головных уборов, обуви. Они использовались для создания самостоятельных украшений: нагрудников, наспинников, перевязей, ожерелий и др.

Предки татар были кочевниками, то это обстоятельство нашло отражение и в народных татарских танцах, которым присущи свобода движений, широта и простор. Народные танцы татар подчеркивают их гордость и смелость, их деятельность - причем, как трудовую, так и военную. Однако, в большинстве своем, татарским танцам характерны светлые и добрые замыслы. Это связано с тем, что танец создавался прежде всего для разнообразных празднований, например, для свадеб, для приезда гостей, даже для покупки нового коня или постройки жилища. Многие танцы Татар являются небольшими театральными зарисовками значимых исторических событий, которых было очень немало в истории татарского народа. Обязательным атрибутом народных татарских танцев являются соответствующие костюмы. Причем, для каждого танца подбирается свой костюм. Праздничным танцам характерны яркие, красочные, насыщенные тона. Это создает атмосферу радости и веселья. 

Татарский костюм, как общенациональная форма, одежды сложился в середине XVIII-начале XIX вв. Это, прежде всего, свободные рубахи - кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешметы, прямоспинные чекмени, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркских народов. Это относится и к заостренным кверху, закругленным головным уборам из войлока, меха и ткани, а также узорной кожаной обуви, просуществовавшим до начала XX века. В национальном костюме нашли отражение и элементы восточной одежды, связанные в основном с мусульманской культурой, такие как чапан, жилян, чалма. Раньше костюм свидетельствовал о сословном, возрастном и семейном положении.

Изучение народных танцев в контексте с историей – это и есть мое педагогическое открытие. И я счастлива, что могу работать  над этим в своей школе. Я люблю свою работу, люблю своих учеников. Их неисчерпаемая энергия заряжает, и желание работать и творить появляется снова и снова. Я знаю, что в жизни меня ещё ждёт масса открытий, однако своё главное педагогическое открытие я уже совершила – я стала школьным учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. и учебнику А.А. Леваандовского и Ю.А. Щетинова «Ис

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009...

Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Обухова.Л.И., учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 г. Тамбова.

Несколько лет назад  на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их  произнесла слова:Храни огонь родного очагаИ не позарься на огни чужие.Таким законом наши предки...

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

Открытое занятие «ТАНЕЦ ПРОШЛЫХ ЛЕТ. ТВИСТ.»

Конспект открытого занятия по хореографии....

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....