Смысловое чтение на уроках музыки
методическая разработка (5 класс) на тему

Выступление на МО по применению смыслового чтения на уроках музыки в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc109 КБ
Файл smyslovoe_chtenie_na_urokah_muzyki.pptx118.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Филиал МКОУ «Шамарская СОШ №26» - «Горная СОШ»

Методическая разработка: «Дидактические материалы, по формированию навыков смыслового чтения к урокам музыки в 5 классе»

                                                                               Курзина Т.Е. учитель музыки I квалификационная категория

Гора 2015

Пояснительная записка

          Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.  С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся.

В настоящее время в нашей школе большое внимание стало уделяться смысловому чтению.

          Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами, что очень важно на уроках музыки. Человек сам устанавливает соотношение между собой, информацией и окружающим миром.

         Урок музыки, построенный  с позиции формирования  смыслового чтения, помогает обучающимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией. Новые знания оказываются  не чем-то отстранённым, что надо выучить на отметку, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается интерес к предмету и мотивация пятиклассников, при изучении предмета «Музыка».

           В данной методической разработке осуществлена подборка приёмов, которые направлены на формирование всех групп  УУД.

         На основе этих приёмов автором данной работы, созданы  упражнения «Музыкальный текст, с пропусками слов» , для обучающихся 5 класса. С помощью этих упражнений можно выявить у детей уровень усвоения новых знаний, а также оценить их.

          В данной таблице отражены темы уроков музыки в 5 классе и наличие к ним упражнений  «Музыкальный текст, с пропусками слов».

№ урока

Тема урока

Наличие упражнения

Что роднит музыку с литературой.

Вокальная музыка.

+

Русские народные песни.

+

Вокальная музыка.

+

Фольклор в музыке русских композиторов.

+

Фольклор в музыке русских композиторов.

+

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

+

Вторая жизнь песни.

Вторая жизнь песни.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Творчество Фридерика Шопена.

+

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Творчество В.А.Моцарта

+

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

+

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

+

Музыка в театре, кино, на телевидении.

+

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

+

Мир композитора.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Небесное и земное в звуках и красках.

Звать через прошлое к настоящему.

Звать через прошлое к настоящему.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Творчество Н.Паганини

+

Волшебная палочка дирижера.

+

Волшебная палочка дирижера.

Застывшая музыка.

Полифония в музыке и живописи. Творчество И.С.Баха.

+

Музыка на мольберте.

Импрессионизм в музыке и живописи. Творчество К.Дебюсси.

+

О подвигах, о доблести и славе...

В каждой мимолетности вижу я миры… Творчество М.П.Мусоргского.

+

34

Обобщающий урок. Повторение разученных песен.

Примеры  приемов по  формированию коммуникативных  и регулятивных  УУД

 1.Постановка вопросов к теме урока

ТЕМА: Опера   

-Что такое опера?

-Где и когда она появилась?          

-Какие виды искусства участвует в опере?

2.Постановка простых и сложных вопросов к тексту: «Вопрос другу»

 ТЕМА: Образы живописи в музыке.

Назови музыкальные произведения, навеянные природой или другими изображениями →

 Какой приём передаёт ощущение музыкального пространства? →

 Какие понятия из области  изобразительного искусства перешли в музыку? →

 Какие признаки отличают музыкальный пейзаж у композиторов - импрессионистов?  →

Приемы формирования познавательных УУД

3.«Текст  с историческими ошибками»

В парах или группах ученики составляют 2 -3 предложения с музыкальными ошибками и задают друг другу.

ТЕМА: Балет 

Балет  в переводе с итальянского означает пою.

Зарождение балета- 20 век, Италия.

В создании балета участвует только композитор.

4. «Музыкальный текст, с пропусками слов» Учащимися составляются  тексты и   слова для справок  для индивидуальной  работы.

ТЕМА: « Русские сезоны» в Париже».

 « Русские сезоны» это гастроли русской _________ и _________

1908 и _____ годах. Они превратились в настоящий _________

отечественного балета  и показали всему миру его __________

уровень.  Таков был результат содружества выдающихся композиторов, ___________ и ___________. Среди великих создателей « сезонов» композиторы _________________________,

солисты ________________, художники _______________________.

5.Формулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная  или парная работа)

Составить два суждения «Верно ли, что…»

Верно ли, что одним из ярких событий « Русских сезонов» стал балет И. Стравинского « Петрушка»?

Верно ли, что балет это яркое средство выражения образов, поэтому он никогда не вводится в действие опер?

6. «Три подсказки» (парная работа, ответы на карточках сдают учителю)

Он родился на Урале

Девять опер сочинил

 Есть альбомы о природе и детей он не  забыл.

                                      ( П.И.Чайковский)

Инструмент, как пианино, но гораздо меньше он.

Вместо струн внутри пластины, слышен звонкий перезвон.

Если клавиш,  кто коснётся, как же инструмент зовётся?

                                        ( Челеста)

Написание творческих заданий. Продолжить рассказ использую полученные знания на уроке.

На фоне праздника Масленицы развёртывается драма Петрушки, влюблённого в Балерину. Но красавица равнодушна к нему, предпочитая…

Упражнения  «Музыкальный текст, с пропусками слов», согласно тематическому планированию.

 Учащимися составляются  тексты  и   слова для справок  для индивидуальной  работы.

1.Тема урока: «Вокальная музыка»

   ………………….  песней  убаюкивает  ……….  младенца. Незатейливые детские песенки сопровождают …………………  человека повсюду-…….  и в школе,  ………………………… и в учёбе. Песня - …………  народа. Нельзя однозначно сказать, что важнее в ………………..  -  ум или …….,  а в песне – слова или  …………..

Слова для справок:  мелодия, сердце, душа, развлечения, дом,  маленький, мать, колыбельная.

2.Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Анатолий Константинович  ………………  (1855-1914),  ученик  ……………   композитора-сказочника Н.А. ……………………………………, создал  несколько симфонических  ……………..   на сюжеты русского  ……………….   , сказочной фантастики.  Среди них: картинка к русской  ……………….   сказке   «Баба-……….», «Кикимора».

Слова для справок:  Яга, народная, фольклор,  миниатюра, Римский-Корсаков, известный, Лядов.

3. Тема урока: «Жанры инструментальной и вокальной музыки»

   ……..  – так называется  концертное  …….    для пения  с инструментальным  ………………………  Песни без  …….   это небольшие  ……………………..  пьесы  лирического  ………………  Немецкий ……………….   19 в. Феликс ……………….  сочинил цикл фортепианных  …….    под   названием   «…………    без слов».  Песни в жанре  ………………..  – песни на воде.  

Слова для справок: баркарола, пьеса, Мендельсон, композитор, характер, инструментальные,  слова,  сопровождение, произведение, вокализ.

4. Тема урока: «Творчество Фридерика Шопена»

…………………..   композитор Фридерик Шопен (1810-1849) был  прекрасным  ……………….  О нём говорили, что «клавиши под его  ………………..  начинают  ………….  Ноктюрны и ……………….  , вальсы и …………………, полонезы и …….. .……  не полный перечень  ……………., в которых композитор оставил свой  яркий  ……..  Судьба распорядилась  так, что он ……………  и  творил на …………………...  Тело Шопена покоится вдали от  ………………….  , в Париже.

Слова для справок: Родина, чужбина,  жил,  след,  жанры, баллады,  мазурки,  прелюдии,  петь, руки,  пианист,  польский.

5. Тема урока: «Творчество Вольфганга Амадея  Моцарта»

Вольфганг  ……………   Моцарт (1756-1791) – великий ………………….  композитор 18 в. Многочисленные  ……………….  сложены о его …………….  и  …………..  Дымкой тайны окутано  ……………….   гениального  ……. ………….. – с первых детских опытов  ……………. музыки  мальчиком- ………………….  до последнего сочинения – «……………………». Реквием – музыкальное  произведение  ………………….. характера для хора с ……………..

Слова для справок: оркестр, траурный, реквием,  вундеркинд,  сочинение,  музыкант, творчество, жизнь, смерть, легенды, австрийский, Амадей.

6. Тема урока: «Опера»

Опера - это слово имеет  ………………………..   происхождение и переводится как ………….., дело,………………….. Возникла опера в …………………….   на рубеже 16 и 17 вв. и первоначально называлась   ……………. на музыке. В опере на основе литературного ………………..   соединяются  …………….., драматическое  действие,  сценическое и изобразительное   ……   ……. – краткое изложение сюжета оперы,…………,  мюзикла.

Слова для справок: балет, либретто, искусство, музыка, сюжет, драма, Италия, труд, сочинение, итальянское.

7. Тема урока:  «Опера-былина «Садко».

Былина о ……………..   - отважном путешественнике-………………..,  певце-  ………………….., торговом посланце    Великого  ……………….  -  волновала с юности композитора Николая Андреевича ………………………………….. (1844-1908). Реальные персонажи ………………...   охарактеризованы    композитором ………………..   вокальными  мелодиями,  фантастические  образы - ………………………..    темами. Каждый из ……………….. – Варяжский, Индийский, Веденецкий – поет свою  ………………….

Слова для справок: песня, гость, инструментальные,  опера, Римский-Корсаков,  Новгород, гусляр, мореплаватель, Садко.

8. Тема урока:  «Балет»

Балет – слово ………………………..  происхождения, а на латинском языке означает  ………………….  Первоосновой балетного  …….   является либретто. В создании балетного спектакля участвуют  ………………-солисты, …………………., симфонический  …………………, балетмейстер, режиссер,  ………………,   художники по костюмам и ………….……….  Благодаря творческому союзу  ……………., хореографии, ……………….., драматического и изобразительного  ……………………... появляется незабываемое зрелище  -   балет.

Слова для справок: искусство, литература,  музыка, декорации, дирижёр, оркестр,  кордебалет,  танцоры, спектакль, танцую, французский.

9. Тема урока:  «Музыка в театре, в кино, на телевидении»

Спектакль и фильм создаются га основе литературного  ……………….. , который напоминает  ……..  к опере или балету. Музыка в  …………..,  в кино и на телевидении может выполнять   разные  ……………….:  иллюстрировать  …………………..; играть одну из главных  ………………..;  подчёркивать эмоциональное состояние,  ……………………….   героев.

На заре кинематографии, когда еще не умели записывать  ……, немые фильмы сопровождались музыкой, которую исполняли ………………… - музыканты-аккомпаниаторы.

Слова для справок: таперы,  звук, роли, настроение, действие, роли,  театр, либретто, сценарий.

10. Тема урока:  «Мюзикл»

Мюзикл – слово …………………….   происхождения – музыкальная …………..…….. – развлекательное  …………………….., в котором  соединяются различные ………………… искусства – эстрадная и  …………….   музыка, ………………….  и современный  ……………..  Мюзиклы пришли к нам из  ……………….…  в 60-е гг. 20 в. Среди наиболее известных мюзиклов – «Моя прекрасная  …………..…» Ф.Лоу,  «……………..   музыки» Р.Рождерса , «Юнона и Авось», «Волк и семеро ………………….. на новый лад» А.Рыбникова и др.

Слова для справок: козлята, звуки,  леди, Америка, танец, хореография, бытовая,  жанры,  представление,  комедия, английского.

11. Тема урока:  «Творчество Никколо Паганини»

Никколо Паганини (1782-1840) – имя этого  ………………………..    композитора   и  …………...- виртуоза 19 в. известно всему  ……………….  Его мастерство   ……………   на скрипке было настолько совершенно и  ……………………….., что ходили  ……………...., будто исполнять сложнейшие  ………………..    своих произведений ему помогает    ………..…….    сила. Одним из самых …………………    сочинений стал …….. № 24.

Слова для справок: Каприс, известные, нечистая, пассажи, слухи, неподражаемо, игра, мир, скрипач, итальянский.

12. Тема урока:  «Творчество Иоганна Себастьяна Баха»

Творчество великого   ……………………..  композитора 18в. И.С.Баха (1685-1750) можно сказать словами поэта: «Есть …………. ….  с голосом глубоким и ………………………..».  Наследие композитора включает в себя   ………………..……     разных жанров. Среди них мессы, ………..……,  хоралы, произведения для  ……., клавира,  …………….…….   сочинения, пьесы для   ……  Монументальность   звучания в сознании …………. ……   была связана с такой формой выражения чувств и ……………..….., которая получила название   ……………………….

Слова для справок: полифония, мысли, композитор, дети, вокальные, орган, кантаты, включает, призывный, люди, немецкий.

13. Тема урока: « Импрессионизм в музыке и живописи»

В изобразительном искусстве есть   ……………….…., которое  оказало большое ……………….   на музыку, - это ………………………  (впечатление). Клода Дебюсси (1862-1918), выдающегося  …………………….……   композитора, называют …………………….   импрессионизма в ………………………….  Его музыка основана на зрительных ………………………..,  наполнена  игрой  светотени, прозрачными, как бы невесомыми  ………………….., которые дают …………. …….  звуковых пятен. Понимание  того, как ……………………  может  нарисовать  живописные   ………………………, пришло к композитору от русского композитора Н.Римского-Корсакова.

Слова для справок: картины,  оркестр, ощущение,  краски, образы, музыка, основоположник,  французский, импрессионизм, влияние,  направление.

14. Тема урока: «Музыкальная живопись Мусоргского»

«Рассвет на Москве-реке» - знаменитое  …………………. к опере  «Хованщина»   ……………………….     русского композитора 19в.  Модеста   Петровича  ……………………….……..  (1839-1881). Это  ……………………..   произведение    всегда  вызывает у ……………………..….. яркие   ………………….      картины.  Таков был замысел    …… ……………   -  открыть    ………….    светлым и чистым ……………….   Руси. Фортепианная  ……………..   «Картинки  с ……………………….….» создана  под впечатлением от выставки  ………………….…  В.Гартмана.

Слова для справок: вступление, великий, Мусоргский,  музыкальное,  слушатели,  композитор, зримые, опера, образ, сюита, выставка, художник.

Список литературы

  1. Музыка. 5 класс.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, - 6-е изд.М.:Просвещение,2010.-159с.

  2. 47-irk.edusite.ru/DswMedia/programmasmyislovogochteniya...


      3.pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысловое чтение на уроках музыки Формирование универсальных учебных действий через смысловое чтение и работу с текстом на уроках музыки в 5 классе Курзина Татьяна Евгеньевна филиал МКОУ « Шамарская СОШ №26» – «Горная СОШ» учитель I квалификационной категории

Слайд 2

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. ( Дени Дидро)

Слайд 3

В России создана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Срок реализации программы- 2007-2020гг. « Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности» (ФГОС).

Слайд 4

Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. понимание содержания и смысла читаемого.

Слайд 5

Чтение - это качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы : - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Слайд 6

Приемы формирования коммуникативных и регулятивных УУД Постановка вопросов к теме урока ТЕМА: Опера -Что такое опера? -Где и когда она появилась? -Какие виды искусства соединяются в опере?

Слайд 7

Приемы формирования коммуникативных и регулятивных УУД Постановка вопросов к теме урока ТЕМА: Мюзикл Что такое МЮЗИКЛ? Где и когда он появился? Какие особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров отличают мюзикл от оперы?

Слайд 8

Приемы формирования познавательных УУД «Текст с историческими ошибками» В парах или группах ученики составляют 2 -3 предложения с музыкальными ошибками и задают друг другу. ТЕМА: Балет 1.Балет в переводе с итальянского означает пою. 2.Зарождение балета- 20 век, Италия. 3. В создании балета участвует только композитор.

Слайд 9

Приемы формирования познавательных УУД «Музыкальный текст, с пропусками слов» Учащимися составляются тексты и даются слова для справок для индивидуальной работы. ТЕМА: «Балет-сказка «Щелкунчик» В основу либретто балета _________положен сюжет сказки________________ Балет был поставлен на сцене______________________театра Завершает балет_______________,прославляющий красоту, весну и любовь Слова для справок: «Вальс цветов», П.И.Чайковский, Мариинский театр,Э.-Т.-А.Гофман

Слайд 10

Приемы формирования познавательных УУД Формулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная или парная работа) Составить два суждения «Верно ли, что…» 1)музыка в театре, кино и ТВ играет одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи? 2)для создания М/фильма и К/фильма не требуется сценарий?

Слайд 11

Приемы формирования познавательных УУД « Три подсказки » (парная работа, ответы на карточках сдают учителю) 1.Он родился на Урале 2.Девять опер сочинил 3.Есть альбомы о природе и детей он не забыл. ( П.И.Чайковский) 1.Инструмент, как пианино, но гораздо меньше он. 2.Вместо струн внутри пластины, слышен звонкий перезвон. 3.Если клавиш, кто коснётся, как же инструмент зовётся? ( Челеста)

Слайд 12

Приемы формирования познавательных УУД Написание творческих заданий. Продолжить рассказ, используя полученные знания на уроке. Действие балета-сказки «Щелкунчик» происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Смысловое чтение на уроках английского языка

Презентация к выступлению на районном методическом объединении....

Смысловое чтение на уроках английского языка

В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чте...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...