Статья на тему "Развитие воспитательного потенциала"
проект ( класс) по теме

Ермакова Елена Юрьевна

Материал в рамках краевого конкурса среди учреждений дополнительного образования Хабаровского края (диплом 3 степени)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей г. Хабаровска

«Детский экологический центр «Косатка»

Тема: Развитие воспитательного потенциала

Актуальность

В связи с социальными, экономическими, культурными изменениями, происходящие в современном российском обществе, возникла необходимость развития ответственной и высоко нравственной личности. Однако, процессы глобализации привели к тому, что культурные ценности в сознании современных подростков расшатываются, снижается уровень их патриотической и экологической воспитанности.

Деятельность МАУ ДОД ДЭЦ «Косатка» включает вовлечение обучающихся в природоохранный процесс, формирование экологически ориентированного сознания, а также персональной ответственности за состояние окружающей среды и памятников культурного наследия.

Актуальным является вовлечение обучающихся в природоохранный процесс, формирование экологически ориентированного сознания, норм здорового образа жизни, а также персональной ответственности за состояние окружающей среды, приобщение детей к культурному наследию. Региональный компонент  реализован через изучение природы и культурного наследия родного края, города.

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, отношение человека к миру, к живой природе, памятникам.

Цель деятельности

Формирование гражданско – патриотического, духовно-нравственного и экологического воспитания обучающихся через активизацию деятельности детских и подростковых объединений, приобщение детей к культурному наследию.

Задачи деятельности

1.Создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации.

2.Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.

3.Обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания обучающихся.

4.Формирование у обучающихся экологического мировоззрения и бережного отношения к объектам природы и культурного наследия.

Задачи:

  • Коммуникативные - сплочение подростков для выполнения социально - значимых задач, привлечение подростков и взрослых к личному участию в решение проблемы твёрдых бытовых отходов, уборки и озеленению территорий микрорайонов.
  • Развивающие - развитие логического и абстрактного мышления через призму экологических компонентов, навыков проектной деятельности личности в окружающей среде.
  • Социальные - формирование у старшеклассников осознания своей роли в природоохранной деятельности, экологического мировоззрения и бережного отношения к объектам природы, к здоровому образу жизни.
  • Просветительские - информирование и вовлечение общественности в природоохранную деятельность, в участие в экологических акциях и уборке от мусора территории питомника им. А.М. Лукашова.

 Значимость деятельности: научить обучающихся бережно относиться к окружающей природе, культурному наследию, своему здоровью. Расширить знания обучающихся о А.М. Лукашове, видах ТБО и способах их вторичного применения. Проблема, раскрываемая учреждением, ранее в Хабаровске не рассматривалась. Учреждением используются методики по экологии для детей среднего и старшего школьного возраста.

        Новизна деятельности: получение знаний о селекционере-дальневосточнике А.М. Лукашове, о видах ТБО и способах применения ТБО. Включение обучающихся в общественные и природоохранные процессы. Мотивация внутренней активности саморазвития детских и подростковых объединений.

Формы и методы деятельности

Включение обучающихся в социально-значимую деятельность подразумевает активность трех категорий субъектов: обучающегося, команды обучающихся и педагогов, действующих в рамках определенной последовательности операций — логически взаимосвязанных шагов: изучения общественного мнения; формулировки социальной проблемы, выбор проблемы наиболее значимой для подростков; изучения собственных возможностей, позволяющий обучающимся понять внутренние возможности своей команды; определения цели и задач своей работы; составления плана работы; составления рабочего графика; определения обязанностей и распределения их внутри команды; определения необходимых ресурсов; составления бюджета в соответствии с планом работы; определения критериев и показателей, на основе которых можно оценить результаты работы; формирования общественного мнения; составления предложений по деятельности, которые позволят составить резюме для переговоров с партнерами; поиска деловых партнеров; проведения официальных переговоров;  получения необходимых ресурсов; проведения плановых мероприятий;  оценки и контроля выполнения плана; корректировки хода реализации деятельности; анализа результатов деятельности; информирования общественности о результатах деятельности.

Формы деятельности:

  1. Анкетирование обучающихся (вводное, промежуточное, итоговое), соц. опрос населения.
  2. Поиск методической литературы.
  3. Обработка и издание рекомендаций для педагогов.
  4. Оформление и раздача информационных буклетов, плакатов.
  5. Оформление информационных стендов.
  6. Проведение встреч, информационных часов, мероприятий, акций.

Методы деятельности:

- теоретические методы;

- эмпирические методы;

- методы самостоятельной работы;

- проектной деятельности.

Участники деятельности

Участниками деятельности являются обучающиеся от 10 до 18 лет. В деятельность вовлекаются педагоги, родители, жители микрорайонов Железнодорожного района города Хабаровска.

Перспективы реализации

Организация акции «Погоня за пластиком» и мероприятия «Мусорный фестиваль» ежегодно. Проводить информационную работу по раздельному сбору мусора. Продолжить проведение ежегодного природоохранного мероприятия по уборке территории питомника им. А.М. Лукашова, уборке территорий.

 Ожидаемые результаты

- практическая природоохранная деятельность обучающихся наполняется личностным смыслом;

- природоохранные ценности регулируют повседневное поведение обучающихся в решении общественно-значимых вопросов.

По итогам деятельности у каждого участника должны сформироваться следующие представления:

1. О том, что изучает экология.

2. О взаимодействии природы и человека.

3. О правах и обязанностях граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

4. О линии поведения, соответствующей законам природы и общества, нормах здорового образа жизни.

5. Об элементарных мерах охраны окружающей среды и культурного наследия.

6. О различных видах загрязнений и их влиянии на окружающую среду и здоровье человека.

7. О мерах предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

8. О важнейших глобальных проблемах и причинах их возникновения

Обучающиеся должны уметь:

1.Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом.

2. Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о природе, культурном наследии.

3. Оценить правильность отношения человека к природе.

4. Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы и памятников культурного наследия.

5. Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме.

Конечный результат деятельности:

1. Ежегодная акция по уборке территории питомника им. А.М. Лукашова и микрорайонов Железнодорожного района г. Хабаровска «Погоня за пластиком».

2. Выставки творческих работ обучающихся из пластика и ТБО.

3. Презентации социального плаката.

4. Рекомендации для педагогов по ознакомлению подростков с природоохранной деятельностью.

5. Систематизация литературного и иллюстрированного материала по природоохранной деятельности.

6. Рекомендации для родителей.

7. Ежегодное мероприятие «Мусорный фестиваль

Предполагаемые «приращения»:

  1. Новая информация.
  2. Новые практические приемы: составление реклам (антиреклам), слоганов социальной направленности, социальных плакатов.
  3. Проведение природоохранных акций.
  4. Социологические исследования.

Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с источниками информации;
  • самостоятельного принятия решений;
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
  • самоанализа и рефлексии.

Отчет о реализации деятельности

I этап. Погружение в проблему

Инициируется интерес к теме деятельности, опираясь на жизненный опыт, возрастные особенности и предпочтения обучающихся, формулируется проблема. Определяются цели и задачи, способы решения проблемы.

Проведен соц. опрос "Готовы ли Вы помочь очистить улицы города от мусора?". В опросе принимали участие 332 подростка. Результаты опроса выявили: считают, что экологическое состояние города зависит от нас самих 100% подростков (332 чел.). Считают, что их волнует состояние улицы, на которой они живут – 97,3% (323 чел.), не волнует состояние улиц всего 2,7% подростков (9 чел.) 99,4 респондента (330 чел.) готовы осуществить работу по благоустройству улиц города. Лишь 0,6 % (2 чел.) были против того, чтобы самим благоустраивать улицы города.  В этот период организуется информационно-просветительская деятельность. Обучающиеся собрали обширный материал о видах ТБО, способах переработки и применения ТБО, о деятельности ученого А. М. Лукашова на территории г. Хабаровска.

II этап. Организация деятельности

После выбора направления деятельности, обучающиеся делятся на группы по объединениям, к каждой группе выбирается ответственный, координирующий деятельность членов группы и осуществляющий взаимодействие с педагогом, определяются задачи и планируется работа. Деятельность каждой группы осуществляется параллельно и одновременно.

1 группа  осуществляет информационно-просветительскую деятельность. 

Цель: пропаганда разумного и бережного отношения к окружающей среде, здоровому образу жизни.

Этапы реализации.

1. Провести социологический опрос по теме отношения к экологической деятельности «Комплексная экологическая анкета для учащихся» по С. С. Кашлеву.

2. Собрать информацию об истории упаковочных материалов, видах твердых бытовых отходов (ТБО), видах их утилизации, подготовить доклад «Типы пластика, применяемые в упаковочных материалах», «Виды вторичной переработки ТБО», оформить презентацию и выступление на тему «Пластик: вред или польза?», ознакомить обучающихся с этой информацией в виде информационного часа.  

3. Разработать вопросы и до информационного часа провести письменный опрос. Каждый участник заполняет таблицу с графами: «№ вопроса, «Ответ в начале беседы», «Ответ после беседы». В ходе беседы обязательно озвучиваются правильные ответы. Данные исследования позволят определить, что обучающиеся получили новую информацию.

4. Провести анализ опроса по классам, обобщить материал и подготовить электронную презентацию PowerPoint на мероприятиях «ЗОЖ-квест», «Формула здоровья», акциях «Погоня за пластиком», «Экодесант».

2 группа  обучающихся осуществляет социологическую деятельность.

Цель: провести исследования: «Место природоохранной деятельности в жизни современного подростка».

Этапы реализации.

  1. Разработка анкеты.
  2. Проведение исследования. Анкетирование должно носить добровольный и анонимный характер.
  3. Обработка результатов исследования и их обсуждение в объединении.
  4. Данные исследования оформляются в виде отчета, презентации на природоохранное мероприятие «Экодесант» и акцию «Погоня за пластиком» в виде электронной презентации PowerPoint.

В этот период проводилось социологическое исследование. Была использована «Комплексная экологическая анкета для учащихся» по С. С. Кашлеву. Всего опрошено 497 человек.

У обучающихся были выявлены виды потребностей для занятий экологической и природоохранной  деятельностью.

Подростки ответили на вопрос: «Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?»

Опрос показал, что большее количество подростков - 33,2%  (165 чел.) чувствуют потребность заниматься экологической деятельностью, т.к. хотят быть полезными. 28,6% опрошенных  ответили, что им нравится природа (142 чел.). На третьем месте ответ: «Интересуюсь экологическими проблемами» - 19,3% (96 чел.).  Не смогли ответить на вопрос 2,8% респондентов (14 чел.).

В ходе анкетирования были получены результаты на вопрос: «Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?»

В результате опроса выявлено: 86% опрошенных считают, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем (427 чел.). 10% считают, что в решение экологических проблем должна включаться не только деятельность каждого человека (48 чел.). 4% ответили, что деятельность по решению экологических проблем не зависит от конкретного человека (22 чел.).

Было выяснено на начальном этапе,  считают ли старшеклассники своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы). 70% опрошенных ответили, что считают своим долгом заниматься природоохранной деятельностью (346 чел.).

На вопрос: «Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?» 5% респондентов (27 человек) не посчитали своим долгом заниматься природоохранной деятельностью.

Подростки выяснили, какие экологические проблемы современности они знают. Большинство подростков  - 24% (122 чел.) основной экологической проблемой назвали утилизацию ТБО, на втором месте (112 чел., 22,5%) – парниковый эффект, на третьем месте – загрязнение почв, воды, воздуха (17,1%, 85 чел.).

Из опроса видно, что 64% обучающихся готовы с энтузиазмом участвовать в мероприятиях по природоохранной деятельности вне зависимости от материальных выгод (317 чел.).

3 группа обучающихся осуществляет деятельность социальной направленности.

Цель: Стимулирование интереса к природоохранной деятельности и здоровому образу жизни.

Этапы реализации.

  1. Разработка вариантов социальной рекламы, пропагандирующей природоохранную деятельность, здоровый образ жизни (плакаты, речёвки, песни).
  2. Разработка вариантов реклам, антиреклам, социальных плакатов  (плакаты, речевки, флайеры).

Агитационные материалы готовятся пресс-группой на материалах программы, прошлых экологических акций, собственной фантазии. Листовка - два листа формата А4 (они могут быть развернуты или сложены книжечкой до формата А5). Компьютерная верстка. Приветствуется оригинальность текста, доходчивость, убедительность, фирменный стиль.

3. Подготовка и проведение акций «Погоня за пластиком», «Экодесант» и представление подготовленных реклам (антиреклам) на акциях. Разработка массовых мероприятий, способствующих экологическому просвещению.

4. Подготовка отчета о проведении акций «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!», «Погоня за пластиком», «Экодесант» в виде электронной презентации PowerPoint.

Результат: шоу-программа «ЗОЖ-квест», «Формула здоровья», акция «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!» с представлением результатов проектной деятельности подростков, природоохранные акции «Погоня за пластиком», «Экодесант».

4 группа обучающихся осуществляет деятельность культурно-массовой направленности.

Цель: Воспитание потребности в природоохранной деятельности и здоровом образе жизни

Этапы реализации.

  1. Организация и проведение конкурса по сбору ТБО и макулатуры среди отрядов «Погоня за пластиком».
  2. Организация и проведение мероприятий «ЗОЖ-квест», «Формула здоровья»,  «Мусорный фестиваль».
  3. Разучивание лучших слоганов, речевок на тему ЗОЖ.
  4. Демонстрация речевок и слоганов на мероприятиях «ЗОЖ-квест», «Формула здоровья».

        5. Проведение конкурса социального плаката.

6. Проведение выставки изделий из ТБО.

5. Проведение массовых мероприятий.

6.Подведение итогов. Подготовка творческого отчета в виде электронной презентации PowerPoint .

5 группа обучающихся осуществляет творческую деятельность.

Цель: Пропаганда здорового образа жизни и природоохранной деятельности среди подростков

Этапы реализации.

  1. Сочинение или подбор слоганов, пословиц, афоризмов по данной тематике. Оформление плакатов, лозунгов (работа группы художников) для мероприятий «ЗОЖ-квест», «Формула здоровья», «Экодесант», «Погоня за пластиком».
  2. Проведение фотосъемки, оформление фотогазеты (работа группы фотокорреспондентов).
  3. Работа группы корреспондентов для освещения деятельности по проекту в СМИ.
  4. Подбор музыки и обеспечение музыкального сопровождения на  мероприятиях «ЗОЖ-квест», «Формула здоровья», финал акции «Погоня за пластиком», «Мусорный фестиваль».
  5. Организация и проведение мероприятия «ЗОЖ квест», «Формула здоровья», «Мусорный фестиваль» (группа ведущих).

6. Подготовка материала, отзывов на новостную страничку сайта центра «Косатка» и штаба ТОС «Новые горизонты».

III этап: Осуществление деятельности

Этап самостоятельной работы подростков. Данный этап самый длительный. На данном этапе закрепленные за определенной группой педагоги наблюдают, советуют, косвенно руководят деятельностью.

Подростки осуществляют:

  • поисково-исследовательскую деятельность: изучают литературу, осуществляют поиск информации, проводят консультации с педагогами, специалистами, уточняют, анализируют собранную информацию, обобщают, формируют выводы.
  • работу по типу творческой мастерской: рисуют, оформляют, сочиняют, фотографируют, разучивают и т.д.;
  • организационную деятельность по проведению запланированных мероприятий.

Чтобы обеспечить активное участие обучающихся и общественности учреждением были разработаны следующие принципы:

 • «Начинай с малого»: сначала новшество принимает относительно небольшая группа лидеров - «активистов» в соответствующей тематике, а затем постепенно втягиваются широкие круги общественности.

• «Начинай заранее»: население должно быть вовлечено и информировано уже в процессе принятия решений и выборе альтернатив по проведению природоохранных мероприятий на территории района.

• «Используй общественные организации» – предложите представителям природоохранных и других организаций войти в реализацию проекта, которые будут координировать проект и участие общественности в нем.

• «Сформулируй четкое позитивное обращение» – в нем население должно найти ответ на вопросы:

- зачем нужна вторичная переработка ТБО;

-  какую пользу она принесет конкретному микрорайону и его жителям;

- где и когда будет собираться вторсырье;

- как приготовить материалы к сбору.

 • «Начинай с себя». Не пренебрегайте важностью личного примера и используйте средства массовой информации для его распространения.

• Как можно реже меняй расписания, правила, условия и т.п.

• Будь внимателен к деталям – мелкие удобства или неудобства, могут сильно изменить степень участия.

• Работа с общественностью – процесс непрерывный. Участие населения в проекте должно постоянно подогреваться. Одной листовки или одноразового объявления по радио или ТВ будет недостаточно для вовлечения населения. Кроме того, в духе общей идеологии после какого-то периода работы с общественностью следует производить оценку проделанной работы и корректировать свою деятельность.

IV этап: Презентация результатов деятельности

Этап завершения деятельности, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, публичная демонстрация результатов - продукта деятельности каждой группы.

Презентация итогов осуществляется на программе «Мусорный фестиваль» в актовом зале для подростков, родителей и педагогов.

Подростки презентуют результаты своих исследований.

Презентуют рекламные (анти-рекламных) плакаты, используя их для оформления зала, доводят до зрителей результаты проведения акции: «Погоня за пластиком».

Организуют выставку социального плаката и поделок из ТБО.

Демонстрируют лучшие слоганы, речёвки экологической направленности, вручают распечатки  информационных буклетов участникам проекта.

Учащиеся в качестве продукта своей творческой деятельности представляют сценарий и проводят мероприятие «Мусорный фестиваль» и природоохранную акцию «Экодесант».

Достигнутый результат

Результаты деятельности учреждения в ходе проведения природоохранной акции «Погоня за пластиком»:

  • выпущено 500 шт. листовок  «Акция «Погоня за пластиком»;
  • выпущено 200 шт. листовок «Помоги питомнику сейчас!»
  • собрано 625 мешков с мусором;
  • собрано 119 мешков с пластиком;
  • высажено 126 корней садовых растений;
  • облагорожено 92 клумбы;
  • выпущена листовка о проведенном экодесанте в питомнике им. А.М. Лукашова (500 шт.);
  • снят сюжет по новостному каналу «Даль-ТВ» о проведении экодесанта в питомнике им. А.М. Лукашова.
  • в конкурсе социального плаката «Сохраним планету!» участвовало 23 плаката на тему использования ТБО;
  • написано в СМИ 18 статей по проблеме использования ТБО и решению природоохранных вопросов;
  • в конкурсе слоганов на экологическую тематику «Мы призываем!» лучшими стали 15 слоганов.

Обобщенные результаты анкетирования на начальном этапе выявили: среди участников проекта высокий уровень экологической культуры показали 63,8%. Средний уровень экологической культуры имели 30,6% участников проекта. Низкий уровень сформированности экологической культуры показали 5,6% .

На формирующем этапе у обучающихся проводились просветительские беседы, обучающие мероприятия с включением метода проектной деятельности.  Изучение формирующего влияния природоохранной деятельности с применением метода проекта показало, что высокий уровень сформированности экологической культуры составил уже 88,1%. Число подростков со средним уровнем экологической культуры на заключительном этапе деятельности сократилось и составило 9,5%, с низким – 2,4%. Результаты подсчитаны по каждому компоненту экологической культуры.

Таким образом, подростки в большей мере осознают многосторонность ценности природы для общества и человека, ее собственную самоценность.

На основании выше изложенного можно сделать заключение об эффективности проведения природоохранных мероприятий с применением метода проектной деятельности, направленного на формирование экологической культуры подростков.

Директор МАУДОД ДЭЦ «Косатка»                            О.Г.Прокошенко

Методист, педагог дополнительного образования        Е.Ю.Ермакова                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая лаборатория «Воспитательный потенциал дополнительного образования»

Сегодня правительством России уделяется повышенное внимание необходимости усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения. В национальной образовательной инициативе «Наша ...

Статья: "Воспитательный потенциал искусства"

Работая учителем,  преподающим искусство вот уже 27 лет,  хотелось бы поделиться с коллегами, да и со всеми, кого волнуют проблемы воспитания нашей молодежи своим опытом работы по МХК в стар...

Статья "Воспитательный потенциал этнокультурного образования на уроках музыки"

  Мордовское музыкальное искусство - важнейшая часть национальной культуры. В лучших произведениях композиторского и народного творчества воплощены типичные черты национального характера, ...

Статья "Воспитательный потенциал приобщения гимназистов к изучению культурного наследия малого города!"

Позитивное развитие учебной, воспитательной, социально-значимой деятельности при активном личном участии педагогов, школьников и других сообществ, при  поддержке гуманистических взаимоотношений м...

Воспитательное пространство МБУ ДО "ЦДТ Сормовского района" как форма интеграции воспитательного потенциала общества

В данной работе представлен опыт практической реализации основных направлений воспитательной работы в условиях УДО, опыт создания воспитательного пространства ЦДТ как формы интеграции воспитательного ...

Статья на тему : Воспитательный потенциал текстов ЕГЭ по русскому языку на III ступени обучения

В статье представлен опыт работы учителя с текстами ЕГЭ по русскому языку , этот материал может быть полезен учителям русского языка и литературы при подготовке к выступлениям по представлению педагог...