Статья "Воспитательный потенциал приобщения гимназистов к изучению культурного наследия малого города!"
статья

Колесник Валентина Алексеевна

Позитивное развитие учебной, воспитательной, социально-значимой деятельности при активном личном участии педагогов, школьников и других сообществ, при  поддержке гуманистических взаимоотношений между ними  обогащают культурно-воспитательное пространство в самой  гимназии и оказывают влияние на подготовку образовательного сообщества к выходу в более широкий социум, являясь средством овладения личным опытом,  приобщения  и тех и других к общественной жизни и социальным ценностям культурно-воспитательной среды. В данной статье показан воспитательный потенциал приобщения гимназистов к изучению культурного наследия малого города.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал приобщения гимназистов к изучению культурного наследия малого города

Позитивное развитие учебной, воспитательной, социально-значимой деятельности при активном личном участии педагогов, школьников и других сообществ, при  поддержке гуманистических взаимоотношений между ними, как было показано в п.2.2., обогащают культурно-воспитательное пространство в самой  гимназии и оказывают влияние на подготовку образовательного сообщества к выходу в более широкий социум, являясь средством овладения личным опытом,  приобщения  и тех и других к общественной жизни и социальным ценностям культурно-воспитательной среды.

Основываясь на главном законе жизнедеятельности коллектива «постоянного движения вперёд» (А. С. Макаренко), мы   определили дальнейшие перспективы развития  гимназии как субъекта воспитательного пространства малого города, введения учащихся в мир его культуры, изучения, использования и сохранения памятников истории и культуры.

Предметом дальнейшего исследования стал анализ опытно-экспериментальной работы по изучению, сохранению и использованию культурного потенциала малого города, как подсистема воспитательной системы гимназии, как подсистема системы «гимназия – малый город.

В контексте дальнейшего исследования представлена роль гимназического образовательного сообщества (коллектива) в изучении культурного наследия Псковщины и перспектив его развития с участием

населения города и общественных организаций. Возможности  его глубокого освоения отражены в программах и учебных пособиях регионального компонента школьного образования. Слабым звеном  оставался местный, локальный материал, по которому не было ни программ, ни литературы. Мы полагали, что окружение ребёнка, его малый город, его история расширяет и обогащает культурно-воспитательное пространство Псковщины за пределами гимназии.

Задача исследования состояла в разработке образовательным сообществом (коллективом) проекта и программы  изучения, использования и сохранения культурного наследия малого города в воспитательных целях; в разработке модели взаимодействия гимназии с субъектами культурно-воспитательного пространства  с опорой на достигнутое по изучению и использованию культурно -  исторического наследия нашего малого города:

- связи (с городским краеведческим музеем; с островскими поэтами -  литературные салоны,  творческие вечера с их участием, кружки обучения поэтическому мастерству; с художниками -  художественные гостиные, выставки местных художников);

-культурную деятельность учителей истории, классных руководителей знакомство с местным фольклором, изучение и исполнение  музыкальными и хореографическими коллективами народных произведений нашего края, используя  народные костюмы, сшитые в швейном цехе учащимися  гимназии; регулярное издание литературно – художественного альманаха «Островок», отметившее свой 10 – летний юбилей, в котором публикуются литературные и художественные работы гимназистов; создание «Красной книги исчезающих памятников истории и культуры города Острова», что привело к идее обращения к районной администрации о принятии мер по сохранению ценных историко-культурных объектов);

- работы гимназистов (рисунки и творческие работы о памятниках архитектуры; исследовательские работы гимназистов; изготовление в школьных мастерских гимназии изделий с элементами псковской резьбы; коллективная творческая деятельность; участие в работе школьного краеведческого музея).

Гимназисты активно участвовали в  исследовательской деятельности: проводили работу с информантами, аудио и видеозаписи, фотографии, зарисовки, сбор экспонатов и образцов в экспедициях по обследованию местности; работали с литературой и архивными источниками; получали консультации учёных, специалистов областного уровня (научно-производственного центр по охране памятников истории и культуры - НПЦО, археологического центра, педагогического и политехнического институтов, краеведческого музея); проводили социологические опросы населения; систематизировали и популяризировали полученную информацию.

В результате исследований, проведённых на этом этапе, было собрано значительное количество  материалов по топографии и топонимии (гимназисты в этом направлении работы были первопроходцами в районе); было собрано около ста псковских преданий, что является значительным достижением при отсутствии специалистов, занимающихся их изучением; выявлены особенности и показано своеобразие декора псковского дома второй половины 19 – начала 20 века; изучалась судьба островичей, оставивших значительный след в истории города; по итогам работы были открыты для исследований более 20 тем и создана серия оригинальных графических работ.

Авторы выступали  с сообщениями на научно – практических конференциях разного уровня (отмечены 22 дипломами 1 степени, в том числе 8 дипломами, полученными на всероссийских конференциях «Шаг в будущее», «Отечество», на Российской молодёжной инженерной выставке и Международном конгрессе молодых исследователей). Дипломами 2 и  3 степени, а также дипломами лауреатов различных конкурсов награждены 12 человек.

Учащиеся средних и младших классов изучали его историю: встречались с интересными людьми, посещали музеи, совершали экскурсии, знакомились с историческими памятниками.

Старшеклассников интересовали исторические памятники архитектуры г. Острова, состояние которых вызвало тревогу у ребят, в частности, церковь Жен Мироносиц. По их инициативе, с их участием был создан документальный фильм «Храм», который был просмотрен и обсуждён всеми учащимися школы на уроках мировой художественной культуры и истории. Судьба храма глубоко взволновала ребят школы: они предложили отказаться от сладостей и сэкономленные деньги  направить на его восстановление.

Каждый класс в творческой форме  представлял результаты своей деятельности в городе Острове.

«Меня тронуло выступление учащихся 4а и 46 классов. Ребята в своей музыкально-поэтической композиции рассказали о героях Великой Отечественной войны, Островских молодогвардейцах, о партизанском движении. А сколько песен военных лет они исполнили! Это очень серьезная проделанная работа для 10-летних девчонок и мальчишек. А еще запомнилось выступление 3-а класса. Я и все сидящие в зале увидели, с какой болью ребята показали недостатки нашего современного города (отсутствие катков, детских игровых площадок, плохое оснащение больницы, состояние навесных мостов, загрязнение Горохового озера). И все же их выступление было проникнуто любовью к своему родному городу и вопросом к взрослым: «Что нам делать?» - из отзыва ученицы 10 класса Елены Роготовской.

Эмоциональное восприятие школьниками современного состояния города, равнодушного отношения взрослых к памятникам архитектуры, требовало реакции и помощи находящихся рядом взрослых. Храм Жен- Мироносиц можно было  спасти от дальнейшего разрушения. Около пяти лет назад Псковским центром по восстановлению памятников архитектуры была проведена оценка технического состояния, подготовлена проектная документация, выделена значительная сумма денег на реставрацию храма, которые должны быть освоены конкретной строительной организацией, после чего были возведены строительные леса и выполнена часть работ. Однако, всё «восстановленное» разрушилось в первую очередь.

Были приглашены  представители исполнительного органа местного самоуправления, депутаты районного собрания, руководители предприятий и учреждений, в гимназию на творческую  встречу по теме «Остров сегодня». Причём, сделано это с проявлением особого уважения, по договорённости с главой города: в конце  рабочего совещания директор гимназии выступила от имени всего школьного коллектива, помощники раздали пригласительные билеты с программой встречи и изображением  храма Жен Мироносиц. Приглашение было принято, и школьный автобус доставил актив города в гимназию. В большом актовом зале высоких гостей уже ждали гимназисты и педагоги.

Программа встречи включала в себя выступления детей по теме «Остров сегодня» в художественной форме, сопровождаемые их предложениями, просмотр и обсуждение созданного гимназистами фильма «Храм»,  угощение гостей.

  Присутствующие руководители  были тронуты заботой детей о судьбе города,  его достопримечательностях.  Результатом встречи была проявленная готовность участников выделить деньги на восстановление храма, на Руси сложилась традиция – почти все храмы раньше строились сообща.

  Встреча в гимназии стала началом совместной деятельности различных субъектов воспитательного пространства малого города.

 Началась кампания по сбору средств. После неоднократных публикаций в районной газете на счёт поступали средства на восстановление храма от предприятий, частных лиц,  и, конечно, от гимназии и лично от гимназистов и их родителей. Гимназистами был проведен концерт для населения, все вырученные средства от которого пошли на открытый счёт. Инициатива островичей была поддержана и на уровне областной власти, вследствие чего областной фонд также выделил существенную сумму на реставрацию церкви Жен Мироносиц.

Процесс восстановления храма, подталкиваемый возникшей группой инициаторов, в том числе будущих служителей церкви, был завершён, и в скором времени   храм был открыт для посетителей, радуя жителей ослепительной белизной и приятным колокольным звоном.

Гимназисты продолжали вносить посильный вклад в дальнейшее благоустройство: швейный цех изготавливал необходимое убранство; классные коллективы, коммунарская организация в течение многих лет проводила субботники по уборке прилегающей территории кладбища.

Воспитательный эффект такой деятельности гимназистов, проникнутой их внутренним побуждением и собственным отношением,  сопровождаемой педагогически целесообразным управлением, был очевиден. Складывались  отношения гимназии с городом, людьми, в нём проживающими, которые привели к созидательному объединению, позволившему, казалось, безвозвратно утерянному для города храму вновь обрести своё второе рождение.

Воспитанники овладевали  опытом практической деятельности по улучшению окружающей жизни, понимая значимость положительных изменений,  собственной инициативы, даже если она исходит от не очень взрослых людей, становились более  уверенными в себе.

Выдвинув гипотезу развития деятельности гимназистов по дальнейшему изучению и сохранению памятников истории и культуры, как наиболее актуальную, социально значимую и дающую большие возможности  для воспитания путём внесения положительных изменений в  воспитательное пространство города Острова, были сформулированы цели и задачи работы по сохранению и использованию архитектурного своеобразия города Острова и Островского района: изучить  памятники архитектуры города Острова и Островского района и их историю; пробудить внимание и интерес к ним у местного населения, особенно у школьников; затормозить процессы разрушения, где это возможно, и приложить усилия к восстановлению некоторых объектов, не нарушая архитектурное своеобразие города Острова и Островского района; развернуть экскурсионную деятельность, обеспечить её информационное сопровождение и материальную поддержку, способствовать включению города Острова в основные туристические маршруты; способствовать созданию проектов по превращению малого города России в зону эколого-исторического туризма и  созданию производств, связанных  с элементами псковской домовой резьбы, сувениров.

Таблица 4

Поэтапные задачи изучения и сохранения культурного наследия города

№ п/п

Этапы решения проблемы

Планируемый результат

1.

Систематизация имеющейся информации. Поиск утраченной и новой информации, её анализ и систематизация.

Накопление информации по проблеме и отдельным её компонентам.

2.

Популяризация собранной информации среди учащихся гимназии и других школ, населения города Острова и района.

Изменение отношения к проблеме и отдельным объектам.

3.

Самостоятельная практическая деятельность  по сохранению архитектурного наследия.

Изменение состояния некоторых объектов и отношения к ним.

4.

Взаимодействие с органами власти различных уровней и специалистами по проблеме: разработка оптимальной программы действий.

Привлечение внимания к проблеме, выработка программных действий.

5.

Деятельность по привлечению средств и усилий различных категорий населения  для решения проблемы.

Частичное или полное решение проблемы.

         

Создавались культурно-воспитательные ситуации, отражающие событийность предстоящих дел и способы их организации при непосредственном личном участии педагогов и школьников в решении разных задач.

В целях изменения сознания жителей города, включая школьников, необходимо было, наряду с учебной деятельностью,  организовать экскурсионную деятельность, обновить экспозиции школьного и городского музеев,  мини-экспозиции в  исторических местах, разместить в городе информационные и предупредительные таблички и др.

 Предусматривалась практическая деятельность по облагораживанию территории исторических мест,  сбору средств,  привлечению специалистов, компетентных лиц и др.

В русле педагогического эксперимента создавались культурно-воспитательные ситуации в учебной и внеурочной деятельности по созданию авторских творческих работ различных жанров (рефераты, доклады, фотовыставки, видеофильмы, коллективные творческие дела, работа музея).

В программу действий на ближайшую перспективу входили:

- Систематизация имеющейся информации по проблеме и отдельным объектам (паспорта, карты);

- Исследовательский поиск (работа с информантами, с литературой, в архивах, с консультантами);

- Популяризация краеведческого материала, как систематизированного, так и вновь созданного путём: издательской деятельности (буклеты, краеведческие книги, издание гимназической газеты); съёмки видеоматериалов, в перспективе – постоянная трансляция в городе; введения информации в школьную программу, внесения дополнений в экзаменационные материалы; создания экспозиций в своём школьном музее, во Владимирце и других исторических объектах, предоставления материалов в городской музей; использования средств массовой информации;

- Экскурсионная деятельность (разработка туристических маршрутов, организация экскурсий по ним для учащихся гимназии, в перспективе – для всех желающих).

Привлекалось внимание к проблеме в целом и к состоянию отдельных памятников через публикации в СМИ, фотовыставки, обращения к представительным органам. Практическая деятельность включала в себя организацию лагеря с краеведческим направлением; постоянную работу с памятниками (Владимирец, Симанское, кладбище у церкви Жен Мироносиц, территория островка).

Для реализации намеченных дел, включая поиск источников финансирования, создавались воспитывающие ситуации: проведение «телемарафона» на местном телевидении, благотворительных мероприятий (концерты учащихся гимназии, музыкальной школы, выставки, поэтические вечера, экскурсии и т. п.), целевой лотереи; установка ящиков для пожертвований при проведении  общегородских  мероприятий, в торговых точках, налоговой инспекции, рынке, банках.

Гимназисты занимали  активную позицию, планируя и организовывая самостоятельную деятельность, испытывая при этом чувство ответственности за решение серьёзных проблем города; между воспитателями, воспитанниками и жителями города складывались отношения общей творческой заботы о сохранении культурного наследия города, об улучшении окружающей жизни;  осуществлялось на равных сотрудничество взрослых и детей.

Прежде, чем приступить к конкретным действиям по осуществлению программы, было  решено организовать воспитательные ситуации по изучению мнения населения. В группах обсуждались вопросы: что нужно знать, приступая к работе? какую информацию надо иметь на старте? какими приёмами её  можно собрать? Социологической группой были обработаны результаты обсуждений,    определена цель и программа опроса:

- выявить отношение различных слоёв населения к проблеме сохранения культурного наследия города Острова и  изучить возможные варианты поведения островичей и его мотивов при сохранении культурного наследия,

-  оценить влияние сохранения культурного наследия на благосостояние города, выявить мнение населения по поводу возможностей решения этой проблемы,

- определить степень его готовности  к улучшению сложившейся ситуации.

Разрабатывалась анкета с возможными ответами, в которой предлагалось выбранные варианты  отметить  кодовыми цифрами, для облегчения взрослым  решения  серьёзной задачи, поставленной  детьми. Готовились печатные опросные листы, создавался бланк ответов опрашиваемых респондентов, собиралась и анализировалась информация  (см. приложение 5, с. 195-201).

Объектом обследования были различные слои населения города Острова: студенты, служащие, предприниматели, работающие, пенсионеры, военнослужащие. Ребята  опросили 700 человек.  Особое внимание было решено уделить объекту, представляющему собой значительную историческую ценность как памятнику русского инженерного искусства 19 века – висячим мостам, нуждающимся в срочном капитальном ремонте. Для этого было подготовлено обращение к островичам с просьбой поставить свою подпись, означающую согласие с необходимостью привлечения федеральных органов власти к проблеме капитального ремонта уникальных висячих мостов (см. приложение 5, с. 210-211).  В процессе работы было собрано 630 подписей в поддержку этой акции.

На вопрос, насколько понимаете глубину проблемы сохранения культурного наследия города, 10% респондентов ответили: «не имеет первостепенного значения», 12 % из них отметили незаинтересованность достопримечательностями города, отрицали необходимость восстановления  памятников и сохранения старинных обрядов и традиций   6-8 % опрошенных (см. ниже таблицу 8). Анализ этих данных  позволил определить отношение населения к проблеме как негативное, с преобладанием настороженного у 10 % населения.

Позитивное отношение к проблеме сохранения культурного наследия Острова у 80 % и нейтральное у 10 % населения  было определено исходя из ответов   8% респондентов на многие вопросы «затрудняюсь ответить»,  с учётом отмеченного в анкетах каждым  третьим  факта недостатка средств и указанных ниже  в таблице 9 ответов. Таким образом,  при анализе полученных данных определилось отношение населения к проблеме (см. рис. 2).

Рисунок 2

Однако, как следует из таблицы 5, более трети опрашиваемых считают проблему трудноразрешимой из-за недостатка средств:

Таблица  5

Отношение респондентов к проблеме сохранения культурного наследия

Количество выборов (в %)

Да

Нет

Трудноразрешимо из-за недостатка средств

Можно ли сохранить культурное наследие в городе Острове?

54

8

38

Нужно ли восстанавливать памятники, церкви, монастыри?

54

6

40

Нужно ли сохранять старинные  обряды, традиции?

58

8

                           34

При этом абсолютное большинство респондентов считают нужным сохранение и восстановление конкретных культурных объектов города и  знают их (см. таблицу 6):  

Таблица 6

Отношение респондентов к объектам культурного наследия

Количество выборов

(в %)

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1

Знаете ли что-нибудь о культурном наследии города Острова?

84

8

8

2

Как считаете, нужно ли восстанавливать крепость на островке?

78

10

12

3

Считаете ли нужным восстановление Симанского монастыря?

80

12

8

4

Знаете ли гражданские сооружения: висячие мосты, собор, церкви, вокзал и др.?

88

6

6

5

Как считаете, может ли наш город быть интересен?

81

12

7

Жители города отметили, что информацию о культурном наследии Острова они получают из литературных источников (45%), из частных бесед (30%), из экскурсий по музеям (30%).  Анализ этих ответов (см. ниже рис.3) утвердил нас в необходимости популяризации этой информации различными способами. В связи с тем, что эта работа была посильна школьникам, она существенным блоком вошла в программу действий. Уже на этапе её создания педагогами и школьниками сделана рабочая запись экскурсии по городу, снят фильм «Симанское»,  проведена  фотовыставка «Наша гордость и наша боль», продолжен видеофильм о судьбе церкви Жен Мироносиц, подготовлен к печати сборник островских преданий «Золотая цепь» и 5 буклетов, выпущен сборник научно – исследовательских работ учащихся гимназии «Островский край – древний и современный», изготовлены буклеты и публикации в СМИ по ремонту цепных мостов, проведены лекции в храме Александра Невского в г. Пскове с участием педагогов и учащихся гимназии.

Рисунок 3

Анализ полученных данных о  сегодняшнем состоянии города выявил мнение населения о том, что город Остров интересен и примечателен, это город будущего с богатой историей, большинство исторических объектов которого нуждается в восстановлении  (см. рис. 4).

Рисунок 4

 56% респондентов отметили, что каждый человек может своим участием внести вклад в решение проблемы сохранения культурного наследия города, 70 % считают, что развитие туризма может значительно поправить благосостояние города (см. рис. 5), 72 % опрошенных выразили необходимость реставрации и восстановления архитектурных памятных мест (см. рис. 6).

Рисунок 5

Рисунок 6

Результаты анкетирования населения и изучение выявленных  возможностей решения  проблемы  привёл нас к выводу о необходимости разработки и осуществления программы сохранения, изучения и использования культурного наследия, с учётом возможностей  её последующей корректировки, в зависимости от количества различных субъектов, вовлечённых в её осуществление.  

Дальнейшим этапом исследовательской работы  было создание практических воспитательных ситуаций, направленных на изучение культуры родного края.

 Ситуация Всероссийской акции «Я - гражданин России», в которой был проведен конкурс проблем и определены пути их разрешения по  сохранению культурного наследия Островской земли (приложение 5, с. 193-195).

Для того чтобы идеей сохранения культурного наследия нашего города овладели как можно больше участников образовательного процесса гимназии, чтобы заинтересовать и приобщить их  к данной деятельности, были проведены организационные мероприятия и ситуации «Педагогический совет»  с анализом результатов и перспектив совместной работы педагогов и учащихся гимназии в ходе акции « Я – гражданин России».

Ситуация  - Сохранение культурного наследия - знакомство  учащихся с результатами и перспективами работы членов коммунарской организации имени Ю. Юдина и научного общества по  проблеме «Сохранение культурного наследия города Острова и Островского района», активное включение их в работу по организации коллективной творческой деятельности по  сохранению культурного наследия города Острова и Островского района, в том числе: экскурсии учащихся гимназии по исследованным туристическим маршрутам; трудовые дела по благоустройству территории исторических мест; создание денежного фонда и открытие целевого специального счёта для сбора средств по решению проблемы и др.

Ситуация «Научно – практическая конференция учащихся гимназии с приглашением учащихся всех образовательных учреждений города» по теме  «Сохранение культурного наследия города Острова и Островского района».

Ситуация «Обсуждаем план работы» научно – методического совета по включению материалов о культурном наследии города и результатов исследовательской деятельности в  учебный план и учебный процесс гимназии и с перспективой на совместную деятельность с  другими образовательными учреждениями.

 Ситуация «Будем работать вместе» -  конференция учащихся гимназии с приглашением руководителей всех предприятий, учреждений и Администрации города, районных депутатов с целью вовлечения населения в работу по осуществлению программы действий по решению проблемы и заключение договора о сотрудничестве.

Вновь, как 5 лет назад,  руководители  предприятий и  учреждений города Острова, Администрация города Острова и Островского района и Районное собрание  депутатов по инициативе гимназии в её стенах обсуждали важные направления деятельности города. Учащиеся гимназии теперь уже  на научном уровне, конечно, с элементами художественного творчества представляли общую ситуацию в районе по состоянию культурного наследия. Фотовыставка «Наша гордость и наша боль», видеосюжеты давали представление о состоянии памятников в прежние времена и сегодня, представляли результаты уже выполненной работы гимназией  долгосрочной программы действий.

Лейтмотивом всей работы стали слова, которые теперь навечно вписаны в летопись гимназии: «Извечность мудрости, опирающейся на традиции и опыт, устремлённой в будущее, станет основой возрождения Псковщины ».

Взрослые убедились, что даже дети смогли внести практический вклад не только в изучение, но и в сохранение, перспективное видение и планирование путей решения проблемы (см. приложение 5, с.201-202).

Участникам были выданы бланки с  вопросами: Как вы оцениваете работу гимназии по проблеме изучения, сохранения и использования культурного наследства Островской земли? Предусматриваете ли Вы свое участие в дальнейшем решении данной проблемы?  Готовы ли уже сегодня сказать, в чем?

95 % присутствующих  положительно оценили работу гимназии и выразили готовность сотрудничать в реализации конкретных действий, в том числе пожертвовать для этого определённые суммы.

Администрации города направила в гимназию   благодарственное письмо, в котором выразила готовность сотрудничать по предложенной программе действий (приложение 5, с.201). 

Участники форума поддержали подготовленное гимназией по инициативе педагогов и учащихся гимназии обращение к жителям города Острова и Островского района, приняли и опубликовали в газетах «Островские вести» и «Псковская правда» (приложение 5, с. 202-203).

Так, образовательное сообщество гимназии расширилось  субъектами малого города в совместной деятельности, общении, отношениях. Каждый его представитель  получил реальную возможность самореализации, творческого самовыражения в проявлении заботы о сохранении культурного наследия города, об освоении и совершенствовании культурного пространства города, о развитии культурно-воспитательной среды не только  гимназии, но и за её пределами. Создавались условия для приобщения к общекультурным ценностям, воспитания человека культуры, проявления и формирования личного опыта  духовно-нравственного развития.

В ходе Всероссийской акции возникла длительная воспитательная ситуация лагерной жизни на финале акции в  ВДЦ «Орлёнок», где команда  гимназии  в качестве победителя областного конкурса и отборочного тура Всероссийской акции «Я – гражданин России» в числе 50 лучших проектов представляла проект «Сохранение и использование культурного наследия Островской земли», в результате чего стала победителем.

 Команда гимназии была награждена призами и  Почётной грамотой  Министерства образования РФ за проект «Сохранение и использование культурного наследия Островской земли», качественно подготовленный и профессионально представленный в рамках финала Всероссийской акции «Я – гражданин России», руководители проекта – дипломом Министерства образования РФ за подготовку команды-победительницы и благодарственным письмом, в котором указано: «Ваша личная заинтересованность в детях России, профессионализм и личная гражданская позиция позволили на высоком уровне провести финал Всероссийской акции «Я – гражданин России».

Члены команды гимназии получили Свидетельство участника Всероссийской акции «Я – гражданин России», в котором указано: «Среди многих участников Всероссийской акции «Я – гражданин России» ты признан одним из лучших и удостоился чести встретиться с победителями конкурса в финале, потому что разработанный тобою социальный проект подтверждает активную жизненную позицию гражданина, размышляющего о проблемах нашей Родины – России.

Твоё стремление быть полезным малой родине – уверенный шаг в будущее, которое зависит от наших совместных усилий, от той истинной любви к России, которая позволяет восхищаться её историей, знать её законы и выражать свою преданность в общественно-полезном действии.

Твоя работа над проектом доказала умение мыслить по-государственному и уже сегодня своим непосредственным участием изменять жизнь к лучшему».

Реализуя накопленный опыт, команда гимназистов в ходе работы над национальным проектом  привлекла представителей всех делегаций из различных регионов России к  обозначенной нами проблеме. Был выработан пакет документов, совместное обращение к Президенту и Правительству РФ,  создана ассоциация школьников, интересующихся проблемами культурного наследия. Предложения участников национального проекта по проблеме сохранения культурного наследия России даны в приложении 5, с. 203-207.

Чувствуя ответственность за полученную по нашей инициативе от жителей города поддержку в виде 630  подписей о необходимости привлечения федеральных органов власти к проблеме капитального ремонта Островских мостов, у гимназистов в лагере «Орлёнок» родилась идея вместе с разработанными Предложениями национального проекта «протолкнуть» реализацию проекта своего малого города и направить письмо Президенту РФ. Проект письма был совместно подготовлен педагогами и гимназистами, распечатан и подписан большинством делегаций из разных уголков России. При этом сыграло роль признание и тёплое отношение школьников разных делегаций к нашей команде. Мы это чувствовали в ситуациях после своих выступлений и выхода на сцену в сопровождении особо громких аплодисментов. Объективным подтверждением этому являлся приз зрительских симпатий,  отданный островской команде.

Мы поняли, что приобрели единомышленников и новых друзей. Поэтому естественным  в русле сложившихся традиций  было наше  предложение в Острове  провести в ноябре 2003 года, в год 150-летия наших уникальных мостов, Всероссийские сборы по проблеме культурного наследия с приглашением новых друзей, с которыми мы в течение лагерной смены сотрудничали, общались, отдыхали.  Получив одобрение своего проекта сохранения культурного наследия, мы посчитали необходимым и возможным отчитаться перед ними за проделанную в течение 2001 – 2003 года дальнейшую работу, поделиться своими достижениями. И, конечно,  мечтали, чтобы ознаменовать юбилейную дату осуществлением ремонта мостов. Мы полагали, что выделение денег из федерального бюджета станет первым и очень важным шагом по осуществлению национального проекта.

Результаты воспитательной деятельности были выражены в письме президенту: «Обмениваясь идеями, практическими результатами, мы учились и убеждались в том, что мы не должны готовиться к будущей активной жизни, а уже сейчас, в юношеском и подростковом возрасте, можем проявлять активную жизненную позицию и делать полезные дела на благо нашей Отчизны. Пока взрослые заняты решением насущных задач, мы, дети, можем  «проталкивать» решение важных проблем, до которых у взрослых не доходят руки».

Важным результатом работы гимназистов по изменению воспитательного пространства своего малого города, достигнутое в данном виде деятельности, следует считать тот факт, что «впервые в целевой программе «Культура Островского района в 2001 – 2005 годах» появились подпрограммы, цель которых – обеспечение сохранности памятников истории и культуры и развитие туризма с созданием условий для инвестиционной привлекательности и социально-экономического развития Островщины» - из газеты «Островские вести» от 27.09.2001 г. (см. приложение 5, с.207).

Таким образом, мы показали, что в процессе целостной организации различных видов учебной, внеурочной, социально-значимой деятельности по сохранению культурного наследия малого города, состоящей из серии воспитательных ситуаций, объединились усилия педагогов и учащихся гимназии, других субъектов города, а также учеников различных уголков России, на принципах гуманизма и творчества.

Активное участие субъектов образовательного сообщества в социально значимой деятельности обогатило культурно-воспитательное пространство гимназии, позволило учащимся ощутить результат личного участия в обогащении культурно-воспитательного пространства города, приобрести социально значимый опыт, что сыграло определённую роль в личностном становлении.

Выявленные и реализованные возможности   позитивного влияния гимназии на формирование и личностное развитие учащихся в процессе воспитания гражданской позиции по сохранению культурного наследия малого города и художественно-эстетического воспитания представлены в виде схемы-модели взаимодействия гимназии с субъектами воспитательного пространства:

Схема 3

Модель взаимодействия гимназии с субъектами воспитательного пространства малого города по изучению и сохранению культурного наследия малого города

Мы полагаем, что предложенный нами  подход к развитию образовательного учреждения и его воспитательного пространства можно применить и к другим видам воспитательной деятельности. Вместе с тем, опираясь на опыт сотрудничества с другими школами на базе ВДЦ «Орлёнок», выразившийся в их поддержке нашей деятельности, принятой за основу общего национального проекта,  приходим к выводу, что сохранение культурного наследия можно рассматривать одним из важнейших условий развития этих учреждений и самих воспитательных пространств малых городов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. «Поликультурные традиции в культурном наследии современного города»

Педагогическая мастерская. Методическая разработка открытого урока ....

Тема: Культурное наследие малой Родины « Исторические хроники» (исследовательская деятельность)

Воспитание русской народной культуры – одной из основных ценностях нашего государства, гражданственности и патриотизма, формирование системы жизненных ценностей и приоритетов юных музыкантов на конкре...

Тема: Культурное наследие малой Родины « Исторические хроники» (исследовательская деятельность)

Воспитание русской народной культуры – одной из основных ценностях нашего государства, гражданственности и патриотизма, формирование системы жизненных ценностей и приоритетов юных музыкантов на конкре...

Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»

Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»...

Рабочая программа элективного курса «Культурное наследие величайших городов мира»

Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям,...

Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»

Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»...

СЕВЕРНОЕ МНОГОБОРЬЕ КАК КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МАЛЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

в данной статье северное многоборье рассмотрено в качестве культурного наследия малых народов севера, где описана краткая история появления данного вида спорта, какие виды туда входят, в каких региона...