Главные вкладки

    Работа с одарёнными детьми
    материал ( класс) на тему

    Умнова Виктория Михайловна

    выступление для МО о работе с одаренными детьми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа с одаренными детьми.  

    И снова мы возвращаемся к вопросу о системе работы с одаренными детьми.

    Что же понимается под термином «одаренность»?

    В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

    Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

    Система  работы с одаренными детьми должна включать в себя следующие компоненты:

            выявление одаренных детей; 

            развитие творческих способностей на уроках;

            развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

            создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

           Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

    В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Существует система развивающих задач-минуток, которые можно предложить учащимся в качестве разминки в начале урока. В зависимости от возраста это может быть игра «Третий лишний» с объяснением своего ответа, лингвистические задачи, игра «Вопрос-Ответ», когда учащиеся задают вопросы друг другу, проверяя изученную на прошлом уроке тему и др.

    Здесь могут помочь методические пособия

    1. А.Н. Журинский  Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии. М., «Индрик» 1995
    2. М.В.Козулина Занимательные упражнения по орфографии 5-9 кл.  Саратов / ОАО  «Издательсто «Лицей» 2004
    3.  Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. Книга для учащихся 5-7 классов средних школ. /М., Просвещение, 1989

                              Основные принципы работы с одаренными детьми: 

    1. реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
    2. использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
    3. психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
    4. развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности; 
    5. целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся; 
    6. максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; 
    7. увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми; 
    8. индивидуализация обучения; 
    9. дифференциация обучения; 
    10. совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

    В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми мы выделяем:

    1. Дифференцированность обучения, основанная на учебном стиле, на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения). 
    2. Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника. Она обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их отношение к учебной работе. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализация обеспечивает гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы школы к уровню развития каждого учащегося. Индивидуализация обучения обеспечивается через индивидуальный образовательный план, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.
    3. Воспитывающая среда. Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса школы является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности. 
    4. Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
    5. Сотрудничество с родителями. Система работы школы позволяет родителям стать не только заказчиками, но и субъектами образовательного процесса, на которых возложена ответственность за качество образования их детей.
    6. Психолого-педагогическое сопровождение. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое обеспечение способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся. 
    7. Специальным образом подготовленные педагогические кадры.

                                           Формы работы с одаренными детьми: 

    В обучении

    Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети должны иметь возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы должны устанавливаться цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. В копилке каждого учителя должен быть накоплен Банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана основной школы. Эти задания я использую на уроках закрепления, на зачётных и контрольных уроках в качестве индивидуальных заданий.

    Элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение элективных курсов в основной школе предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Учителями разработаны и проводятся элективные курсы для обучающихся  7-9 классов.

    Проектно-исследовательская деятельность. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы учащиеся представляют в виде индивиду-альных проектов: рефератов, сценариев, литературно-музыкальных композиций, твор-ческих вечеров, которые могут быть представлены на школьном или классном уровне.  

    В воспитании

    Особым образом организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы. Возможные формы воспитательной работы:

    1. Школьное идеологическое сообщество «Ломоносовцы».
    2. Конкурс «Ученик года».
    3. Номинации «Открытие года», «Самый интеллектуальный ученик».
    4. Конкурс «Отличник – отличный от других».
    5. Персональные выставки художественных и фоторабот.
    6. Продвижение в СМИ (газета «Ломоносовец», «Ломоносовское радио»).
    7. Конкурс читателей «Книга для всех и на все времена».
    8. Творческие конкурсы «Народный артист» и «Авторское произведение».
    9. День самоуправления.
    10. Рейтинг успешности учащихся старшей школы.
    11. Традиционные общешкольные дела и акции.
    12. Портфолио достижений школьника.

    Такие формы предлагает методическое пособие «Одаренные дети. Система работы в школе» (компакт-диск)   Издательство «Учитель», 2007.

    Из рекомендаций по развитию одарённых детей можно предложить:

     - работу по индивидуальному плану с большим объёмом учебных заданий

     - предоставление учащимся большей самостоятельности (на уроках учащиеся могут сами объяснять темы, подбирать задания к заданным темам, изучать темы самостоятельно)

    - требование выполнения задания  нескольких вариантах.

         Такие методы предлагает методическое пособие Н.К.Федотовой «Из опыта работы с одаренными детьми» / Вестник НГУ/ Серия Педагогика/ Новосибирский университет 2008

          Как помочь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности?

     Для этого необходимо:

    — создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение
    и воспитание;
    — включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению 
    предметов школьной программы;
    — формирование и развитие сети дополнительного образования;
    — организация научно-исследовательской деятельности;
    — организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных 
    олимпиадах, научно-практических конференциях.

    Немаловажным фактором работы с одаренными детьми является поощрение одаренных детей . Это может быть

    Публикация в СМИ;
    — Премия администрации   ОУ «Ученик года»;
    — Увеличение каникулярного времени;
    — Стенд «Лучшие ученики школы»;
    — Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;

    Я много беседую с талантливыми ребятами и   большое внимание уделяю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу.  Но по-прежнему важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады.  Предметные олимпиады школьников являются в настоящее время одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы, одним из видов дополнительного образования, а также являются важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов. Выполняя целый ряд функций (обучающую, интегративную, коммуникативную, мотивационную и др.), олимпиады способствуют формированию у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные эмоции.

    Система работы по подготовке наиболее заинтересованных учащихся к предметным олимпиадам предусматривает различные формы работы, предполагающие различные виды деятельности как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности:

    - дифференцированную индивидуальную работа (задания разной сложности, творческие задания, задания исследовательского характера, рефераты, доклады, сообщения, презентации);

    - групповую (дискуссии об исторических процессах в языке, совместные исследовательские проекты);

    - занятия-консультации;

    - массовую работу (встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях).

    В системе подготовки к олимпиадам как на уроке, так во внеурочной деятельности можно использовать ряд методических приемов:

    1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи.

    2. Обмен опытом: работа в парах, обмен возникшими идеями и критика их.

    3. Мозговой штурм: обсуждение решений.

    4. Подсказка.

    5. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей, которые уже не раз участвовали в олимпиадах и имеют опыт в решении сложных лингвистических задач.

    6. Консультация преподавателя.

    При подготовке детей к олимпиадам следует особое внимание обратить на такие темы, которым мало отводится времени на уроках. Это прежде всего развитие языкознания, история русского литературного языка.

    Для подготовки детей к олимпиадам можно использовать следующую литературу:

    1. А.М. Камчатнов «История русского литературного языка XI – первая половина XIX в.» Москва, Издательский центр «Академия» 2005
    2. «Русский язык. Всероссийские олимпиады» под ред. А.М. Камчатнова. М., Просве- щение 2008
    3. Н.В.Воронина, Т.В.Егорова «Олимпиады по русскому языку 9-11 кл./ М., Русское слово, 2006
    4. М.М. Казбек-Казиева «Школьные олимпиады»/ М., Айрис-пресс, 2005

       В данное пособие включены рекомендации по проведению олимпиады по русскому языку, рассмотрены различные подходы к составлению текстов, проверке и оценке олимпиадных заданий, а также образцы олимпиадных заданий с подробными ответами

     5.  М.М. Казбек-Казиева  Подготовка к олимпиадам по русскому языку 5-11 кл/ М., Айрис-пресс, 2010

       Данное пособие содержит полезные советы и рекомендации для подготовки к олимпиадам разных уровней. Тренировочные упражнения подобраны по принципу «от

    простого к сложному». Подробно разбираются типичные задания.

    А также издательство «Аркти» предлагает книгу «Готовимся к олимпиаде по литературе: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов» , куда включены задания, варианты ответов, критерии оценивания и методические рекомендации педагогам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

    Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

    Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

    Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

    Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

    Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

    Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

    Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

    Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

    Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

    Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

    Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...