Специфика программ дополнительного образования научно-познавательной направленности
учебно-методический материал ( класс) на тему

Статья рассматривает особенности разработки дополнительных образовательных программ научно-познавательной направленности на примере детско-взрослых лабораторий Тверского суворовского военного училища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx57.79 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика программ дополнительного образования научно-познавательной направленности

Основное общее и дополнительное образование несут две взаимодополняющие, но разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором качеств, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности.

Современную систему дополнительного образования, согласно целям ее существования, можно считать наиболее приспособленной для реализации инновационных образовательных моделей дополняющего характера научно-познавательной направленности. Интенсивное же развитие современного естествознания, представлений об окружающем мире, техники и технологий требуют разработки новых образовательных моделей, которые окажутся эффективными в системе дополнительного образования, которая позволит обучающимся сделать не только  правильный выбор профиля обучения, но и в дальнейшем  выбор профессии.

         Таким образом,  возникла потребность в разработке научно-познавательной модели  системы дополнительного образования.

Представляемая на рисунке 1 образовательная модель предопределяет создание комплексной системы, включающей 4 области развития (далее - блоки):

1. Образовательный блок.

2. Интеллектуально-творческий блок.

3. Блок научных исследований и изобретательства.

4. Блок «Самосовершенствование».

Рисунок 1

Разделение на блоки произведено в соответствии с тем, как обычно приходится действовать при проведении научных исследований. Сначала необходимо получить некоторые основные знания в интересующей теме (образовательный блок). Затем следует стадия закрепления новых знаний, их адаптация и знакомство с современными технологиями в рассматриваемой области (интеллектуально-творческий блок), после чего следует этап постановки новых вопросов и поиска ответов на них (блок научных исследований и изобретательства).

Блок «Самосовершенствование» не может быть отделен даже условно, т.к. представляет собой ту платформу, на которой базируется интеллектуальное развитие суворовца и отражается общий уровень развития личности. Высшей формой самовыражения в таком ряду становится научное творчество.

  Основная задача такой образовательной модели - развитие у суворовца потребности в самостоятельной постановке задач, выборе методов их решения и анализе результатов.

 Таким образом, целью блока образовательной деятельности  является реализация инновационных образовательных программ и технологий.

  Задача интеллектуально-творческого блока - перевести новые знания обучающихся в умения применять эти знания на практике.

Если говорить об исследовательской деятельности, следует разграничивать два понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

          Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. 

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

В таблице 1 представлены этапы  развития исследовательских навыков обучающихся:    

Таблица 1                                                                              

Универсальная последовательность этапов исследовательской работы

Развиваемые на данном этапе навыки ученика-исследователя

осуществление выбора темы исследования, обоснование актуальности темы

способность ориентироваться в современных тенденциях науки

постановка цели и задач исследования

умение ставить перед собой цель и последовательно продвигаться к её достижению

изучение литературных данных по избранной теме (посещение библиотек города,  поиск в сети Интернет)

широкое использование информационных ресурсов, самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний

составление схемы исследований

логичность и абстрактность мышления

выбор и освоение наиболее подходящих методов исследования

объективность в оценке допустимой сложности исполнения и погрешности методов

проведение исследований и компьютерная обработка результатов

уверенная работа с лабораторным оборудованием и программным обеспечением, трудолюбие и наблюдательность

формулирование выводов

умение кратко и логично представить полученные в ходе исследования результаты

оформление научного отчета и презентации

логичность отображения хода исследования, творческий подход к оформлению работы

защита исследовательской работы на заседании НОУ, различных  научно-практической конференциях

личная ответственность за полученные результаты, дружественное восприятие аудитории и членов жюри в качестве опытных наставников

Любому творческому процессу в научных исследованиях и изобретательстве сопутствует гигантская амплитуда эмоциональных переходов от восторга до ощущения полного крушения, что закаляет волю и формирует субъективный опыт юного человека, делает его сильнее и мудрее. Поэтому научные исследования и изобретательство вырабатывают у суворовцев высокие волевые, моральные, интеллектуальные качества, а также ориентируют их на достижение успеха.

В настоящее время в училище разработаны  показатели, которые позволяют определить уровень сформированности познавательной компетентности на основе использования ИКТ для разных возрастных групп суворовцев.

       Показатели сформированности познавательной компетентности на определенных этапах развития суворовцев представлены в таблице 2.

Таблица2

Показатели

5-7

классы

8-9

классы

10-11 классы

Знания, Умения

1. Знание основных способов и методов познавательной деятельности с применением ИКТ

+

+

+

2. Знание приёмов, способов и методов творческой познавательной деятельности с применением ИКТ

+

+

3. Умение применять ИКТ в познавательной  деятельности

+

+

4. Умение обрабатывать, систематизировать и передавать информацию с использованием ИКТ

+

+

5. Умение презентовать результаты познавательной  деятельности с использованием ИКТ

+

+

+

6. Умение решать задачи творческого и поискового характера с использованием ИКТ

+

+

Мотивация

1. Ситуативный интерес к процессу познания

+

+

2. Устойчивый  интерес к познавательной деятельности, ориентация на общественное признание.

+

+

3. Потребность в саморазвитии в сфере познавательной деятельности.

+

+

4. Ориентация на самореализацию и творчество в познавательной деятельности.

+

Деятель-ность

1. Пассивность в познавательной деятельности

+

2. Ситуативная активность в познавательной деятельности

+

3. Активность в познавательной деятельности, связанная  с интересами личностного роста

+

4.Творческая активность, направленная на самореализацию и передачу своего опыта другим

+

     Самостоятельные творческие шаги в исследованиях и изобретательстве должны сопровождаться корректировкой индивидуального творческого маршрута, что вырабатывает навыки систематической познавательной деятельности. В организации исследований и изобретательства крайне необходим игровой элемент. Тогда в жизни и развитии суворовца определяющими станут внутренние усилия, направленные на состоятельность как самостоятельной зрелой личности.

     Рассмотрим, как работает данная модель на практике.

     Так,  в рамках научного общества учащихся для 5-7 классов ведется работа по программе  «Школа юного исследователя».

     В ходе ее изучения с пятиклассниками  проводится работа по развитию логического мышления, воображения, умения осуществлять наблюдение, задавать вопросы. Основная цель в         5 классах – реферативная работа.

В 6-7 классах работа направлена на развитие логических связей, умение анализировать и выдвигать гипотезы, выявлять проблему, классифицировать объекты и понятия. К концу 7 класса суворовцы должны знать основы проектно-исследовательской. деятельности.

Надо отметить, что для нас приоритетными являются инженерное дело и фундаментальная наука, связанные с освоением новых технологий.

Поэтому начиная,  с 7 класса учащиеся участвуют в работе детско-взрослых лабораторий:

«3D моделирование»;

«Дополненная реальность»;

«3D стереография»;

«Основы радиоэлектроники»;

 «Научный альманах».

В ходе работы в данных лабораториях суворовцы учатся видеть новые траектории развития знаний и новые их формы, границы между знаемым и не знаемым, конфигурировать разные типы знаний при решении сложных проблем и задач.

Данное направление работы позволяет  учащимся к концу 9 класса сделать правильный выбор профиля обучения, а выпускникам определиться со своей будущей профессией.

И если в 7-9 классах учащиеся в основном занимаются учебно-исследовательской деятельностью в рамках училища, то начиная с 10 класса, упор делается на научно-исследовательскую работу. Руководителями данных работ являются специалисты высших военных учебных заведений.

В связи с этим уже второй год специалистами данных учреждений ведется работа по отбору среди суворовцев 8 - 11 классов ребят с инженерными задатками и осуществляется работа по их профессиональному ориентированию.

В рассматриваемой нами модели особое место занимает проработка блока «Самосовершенствование». В основе появления этого блока лежит процесс социализации суворовцев как результат личностного развития.

Актуальной на всех этапах развития личности в обществе является проблема поиска средств самовыражения. Особенно это касается суворовцев, интересующихся самостоятельными исследованиями, т.к. в этом случае они всегда выделяются из общей массы своих ровесников. Для таких суворовцев характерны устойчивый интерес к выбранным предметам и потенциальный интерес к новым курсам родственной тематики.

Диапазон возможных форм самовыражения огромен и может включать как традиционные, так и нестандартные формы (научные исследования и изобретательская деятельность в выбранных направлениях; участие в подготовке новых специальных курсов и образовательных проектов и т.д.).

Общая черта всех форм самовыражения - эмоциональная насыщенность, что связано с необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, а логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира. Вместе с тем развитие чувств необходимо суворовцам как средство формирования целостной картины мира.

        В заключение, хочется отметить, что практика применения разработанной образовательной модели научно-познавательной направленности в системы дополнительного образования показала целостное развитие личности воспитанников и появление интереса к научным исследованиям и изобретательству. Решение этой актуальной научной задачи требует не только концептуального выбора образовательной модели, но и поиска приемлемых технологий контроля качества образования, включающих критерии оценки научного, интеллектуального и личностного роста суворовцев и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Специфика программ дополнительного образования и внеурочной деятельности

Сравнительная таблица Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...