Сообщение "Портфолио как одно из средств оценивания результатов обучения в школе".
методическая разработка ( класс) на тему

Петушкова Надежда Дмитриевна

В сообщении излагаются основные цели создания портфолио, основные подходы к формированию портфолио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Новая образовательная идеология заставляет пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют от профессионально-педагогического образования совершенствования подготовки   учителей. Важнейшим компонентом этой подготовки является контрольно-оценочная деятельность. Анализ научной, практической и методической литературы показал, что внимание психологов и педагогов к проблемам контроля и оценки учебно-познавательной деятельности школьников повышенное.

Контроль и оценка знаний представляет собой одну из ведущих задач, стоящих перед учителями страны.

Термин «контроль» в современной методической теории и практике обучения постепенно становится анахронизмом. Всё большее распространение получает новое  методическое понятие и его словесное выражение – современные средства оценивания степени сформированности компетенций учащихся.

В связи с этим современная система образования выдвигает требование: каждый педагог должен стремиться к повышению объективности оценивания, использованию наряду с традиционными средствами контроля и инновационных достижений педагогической науки. Сегодня в качестве инновационных средств используют самоконтроль, тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества,  Единый государственный экзамен, учебные портфолио.

Учебное портфолио. В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.

Под портфолио (в широком смысле слова) обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Данная форма оценки успешно применяется во многих странах мира. При этом портфолио обычно определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях», что позволяет использовать его в накопительной системе оценивания.
       Опыт использования портфолио у нас и за рубежом показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных (то есть отвечающих задачам образования и рассматриваемых в реальном контексте) индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.
       Особая ценность портфолио состоит в том, что при определенных условиях его использование позволяет получать интегральную оценку, характеризующую суммарный (комплексный) результат, который можно связать с достижением того или иного уровня компетенции, по крайней мере – в решении учебных и учебно-практических задач. Иными словами, портфолио позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретенные знания и умения. Тем самым эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, используемые при текущем, промежуточном (как правило, тематическом), рубежном и итоговом контроле (в том числе – на экзаменах), которые, как правило, направлены на проверку уровня освоения отдельных элементов системы опорных знаний и умений учащихся.
       В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. Благодаря этой особенности использование портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
       Еще одной особенностью использования портфолио является возможность с его помощью представить отчет по процессу образования каждого учащегося, отследить индивидуальный прогресс обучающихся в широком образовательном контексте.
       Опыт использования портфолио показывает, что это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

- обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения;

- формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.

      Эти и другие особенности портфолио позволяют использовать его для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ты способен.

Основная задача: проследить динамику учебного прогресса.

Основные подходы к формированию портфолио.
      Как уже отмечалось, портфолио благодаря своим особенностям в принципе может стать важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов обучения – предметных, метапредметных и личностных. Однако использование портфолио в этих целях возможно только при соблюдении ряда условий.
      Первым из важнейших условий является необходимость включения в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися следующих основных результатов обучения:


- формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.


       С этой целью в состав портфолио должны быть включены различные материалы, отражающие:
- дифференцированные оценки, характеризующие уровень и качество освоения учебных программ;

- интегральные оценки, характеризующие способность применять приобретенные знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;
- продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы с момента поступления в школу до ее окончания;
- индивидуальный прогресс и особенности личностного развития обучающихся в эмоциональной и познавательной сферах, в сфере саморегуляции.
       Второе условие обусловлено общими требованиями к системе оценки достижения планируемых результатов. Как известно, одним из принципов построения новой системы оценки является критериально-ориентированный подход. Следовательно, и портфолио должен строиться на критериальной основе. Это означает, что оценивание портфолио происходит, только если установлены критерии для оценки всех материалов портфолио в целом и для каждой его отдельной составляющей.
       Третье условие, тесно связанное с предыдущим, относится к возможности независимой перепроверки общей оценки портфолио и оценок составляющих его материалов иными лицами (например, администрацией образовательного учреждения, педагогами-коллегами, родителями, экспертами, инспекцией и др.).

             Четвертое условие обусловлено тем обстоятельством, что названные выше основные результаты образования достигаются как в школьной, так и во внешкольной деятельности учащихся. Поэтому В СОСТАВЕ портфолио должны содержаться материалы, характеризующие результаты, достигаемые обучающимися в ходе:
1.  школьной деятельности:
– учебных занятий (уроков, творческих мастерских, экскурсий и иных форм организации учебного процесса), проводимых традиционно в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы;
– групповых и индивидуальных занятий по выбору, проводимых образовательным учреждением в первой половина дня;
– общеклассных и/или общешкольных мероприятий, проводимых в рамках основной общеобразовательной программы (например, смотры, праздники, массовые выезды, культпоходы, субботники и т.п.);
2.  внешкольной деятельности:
– групповых и индивидуальных учебных занятий, реализуемых общеобразовательным учреждением во второй половине дня в рамках программы дополнительного образования;
– внеклассных и/или внешкольных мероприятий, реализуемых общеобразовательным учреждением в рамках программы дополнительного образования (например, районные и городские соревнования, смотры, выставки);
– свободно избираемой образовательной деятельности, реализуемой учеником и семьей в рамках программы дополнительного образования (в том числе – участие в конкурсах, изостудии, спортивных секций и т.п.);
– свободно избираемой социальной и/или трудовой деятельности, реализуемой учеником и семьей (например, работа на приусадебном участке, помощь семье, соседям и т.п.).
        Пятое условие превращения портфолио в важнейший элемент системы внутренней накопительной оценки связано с ожидаемой эффективностью разрабатываемого портфолио. Опыт показывает, что учителя будут применять этот инструмент только в том случае, если технология его использования не будет чрезмерна перегружена дополнительными по отношению к основным обязанностям учителя требованиями и процедурами, а также если сформированный портфолио будет реально сказываться на их деятельности.

        Первое требование к портфолио со стороны педагогического сообщества - оптимизация состава портфолио, в частности – его ограничение, по-возможности, теми работами учащихся, которые они реально выполняют в ходе учебного процесса. Еще одним следствием этого требования является технологизация сбора, накопления, фиксации и хранения материалов, желательно – с использованием информационных технологий.

       Второе требование – эффективности портфолио – также имеет два аспекта, которые условно можно обозначить как а) информационность материалов портфолио и б) задействованность портфолио в формальных процедурах оценки – прежде всего, в процедуре итоговой оценки обучающихся, а также в процедуре аттестации учителя.

       Опыт показывает, что о квалификации учителя в достаточной мере говорит его отношение к подбору материалов для портфолио и используемая для его оценки критериальная система.

Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.

Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий («электронный портфолио»).

Для нашего контингента обучающихся портфолио, наверное, очень условный критерий оценивания. тем более в качестве показателя степени обученности, уровня подготовки в таких предметах как арифметика, основы грамоты и письма, чтения.

Однако, насколько показательным становится потфолио для оценивания коррекции отдельных сторон психической деятельности, нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, коммуникативных навыков, степени сформированности социально-нормативного поведения и, в целом, адаптации к школьной и не только жизни.

Наши портфолио , в основном, представляют собой фотолетопись, которая позволяет увидеть, что дети становятся контактнее, эмоциональный фон более положительный, поведение более адекватное. Видно, как они взрослеют, становятся более самостоятельными.

        В портфолио я включаю и домашние фото. Это помогает выстраивать работу с родителями, дает информацию об атмосфере в семье, уровне участия родителей в воспитании ребенка.

В заключении, что же портфолио позволяет нам увидеть?

Это:

1. посещаемость (много фото, работ или мало);

2. физическое взросление;

3. активность обучающегося;

4. рост степени самостоятельности;

5. коррекция отдельных сторон психической деятельности;

6.коррекция эмоционально-личностной сферы;

7. развитие коммуникативных навыков;

8. адекватность поведения;

9. повышение мотивации;

10. информация о семье, работа с родителями;

11. сотрудничество с учителями-предметниками;

12. активность, заинтересованность учителя, а в целом, качество работы учителя и классного руководителя.

Поскольку портфолио структурировано по разделам, то можно определить какой  части школьной или внешкольной деятельности  учитель уделял меньше внимания, подвести итоги года.  Конечно, это возможно только при достаточной активности педагога в составлении портфолио. И при все сведения, собранные в портфолио способны помочь учителю в составлении индивидуальной образовательной программы.

ПОРТФОЛИО КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ

ОЦЕНИВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

                                                                                                               Петушкова Н.Д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Современные средства оценивания результатов обучения в ГБОУ НиСПО (балльно - рейтинговая система)"

Остро встаёт проблема разработки методологии и принципов оценивания результатов обучения. Для того, чтобы решить эту задачу я познакомилась с теоретическими основами балльно-рейтинговой системой оценк...

Презентация к выступлению по теме "Современные средства оценивания результатов на уроках русского языка и литературы"

Презентация помогает при проведении педсосетов, методических объединений, совещаний....

Современные средства оценивания результатов обучения

Из книги А.П. Чернявской, Б.С. Гречина  В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам оценивания результатов обучения, контрольный тест и задания для самостоятельной...

«Тестирование как средство оценивания результатов обучения"

В мастер-классе представлены материалы по теме  «Тестирование как средство оценивания результатов обучения». Здесь даётся определение термину "тест", а также описываются вид...

«Оценивание результатов обучения и воспитания школьников как средство формирования учебной мотивации»

Решение педагогического совета «Оценивание результатов обучения и воспитания школьников как средство формирования учебной мотивации»...

«Современные средства оценивания результатов обучения»

Из книги А.П. Чернявской, Б.С. Гречина  В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам оценивания результатов обучения, контрольный тест и задания для самостоятельной...

Современные средства оценивания результатов обучения

Формы и методы оценки образовательных достижений учащихся - оценка качества усвоения обучающимся содержания  учебных дисциплин "Обществознание" и "История....