"Профориентационная работа с детьми с ОВЗ"
методическая разработка ( класс) на тему

Тютченко Вероника Валерьевна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota_s_detmi_s_ovz.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

МО старшего звена, март 2015 г.

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам с ОВЗ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционных классов, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Ребята моей группы стоят на пороге самостоятельной жизни, по окончании школьного образования им предстоит нелегкий выбор профессионального самоопределения,  именно это обусловило мой выбор темы по самообразованию: «Профориентационная работа с детьми с ОВЗ».

Цель данной темы:

  1. Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков 9 класса с ОВЗ;
  2. Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
  3. Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.

Были поставлены следующие задачи:

  • определить содержание и направления профориентационной работы;
  • изучить методическую литературу по данной теме;
  • исследовать уровень знаний воспитанников о профессиях, готовности учащихся к выбору профессии;
  • разработать и апробировать ряд мероприятий профориентационной направленности.

В своей работе по теме самообразования использовала следующие методы:

  • анализ учебных планов, программ;
  • анализ психологической и педагогической литературы;
  • систематизация и обобщение научных данных;
  • индивидуальные беседы с педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогами, классным руководителем, учащимися;
  • обобщение личного педагогического опыта на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 9.

Вначале работы были определены содержание и направления профориентационного работы,  была изучена и проанализирована специальная литература, совместно с  педагогом-психологом и социальным педагогом проведен мониторинг готовности воспитанников к выбору профессии и знаний профессий, доступных для детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволило спланировать практическую работу по теме самообразования.

Одной из важнейших задач при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка детей к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, их профессиональное самоопределение и полноценному включению в производительный труд.

С этой целью с детьми моей группы были использованы следующие формы работы: 

  • беседы,
  •  внеклассные мероприятия,
  • экскурсии.

Беседы.

Важно в процессе подготовки школьников к выбору профессии вооружить их современными знаниями о выборе профессии, ее социальных, экономических, нравственных, медицинских аспектах. Для этого необходимы различного рода профориентационные беседы, тренинги, игры и т.д.

На базе моей группы были проведены беседы под названиями:

Все это для того, чтобы ученик овладел знаниями о мире профессий, о самом себе, о правилах выбора профессии, о ситуации на рынке труда, о системе профессионального образования.

Экскурсии.

Для учащихся 9-х классов была организована экскурсия в Ивановское подразделение МЧС. Это дало возможность познакомить учащихся с профессией пожарного, получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах этой специальности. Знакомство учащихся с различными областями занятости поможет им в дальнейшем более осознанно подойти к выбору своей будущей профессии.

Внеклассные мероприятия.

Цель: ознакомление учащихся с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям.

Было проведено занятие «В мире профессий», направленное на расширение и закрепление знаний учащихся об особенностях различных профессий. Таких как врач, учитель, пожарный, полицейский, шахтер, библиотекарь, парикмахер, контролер, повар т.д.

Также после проведения анкетирования о предполагаемом профессиональном выборе учащихся 9 класса стало ясно, что почти все ребята выбрали профессию пекаря. В связи с этим вместе с воспитателем 9 А класса Буханцевой Ольгой Петровной было решено провести внеклассное мероприятие «Моя профессия – пекарь». Цель занятия: способствовать формированию представления о будущей профессии; осознанию правильности выбранной профессии; формировать знания и представления о будущей профессии.

В ходе занятия ребята познакомились с историей профессии «Пекарь», ее особенностями, с важными качествами личности, которые нужны при работе пекарем. Также вниманию учащихся был представлен видеоролик под названием «Профессия пекарь».

В ходе занятия учащимся было предложено и практическое занятие «Приготовь пирожки». Ребята налепили пирожков, попросили работников нашей столовой испечь их, а затем полакомились своей выпечкой.

Вся работа по профориентации была направлена для того, чтобы учащиеся смогли определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Работа именно в этом направлении дает возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа с детьми на тему Беседа «Кем быть? Каким быть?»

Беседа:  Кем быть? Каким быть? Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждо...

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"

Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...

Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

             Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке...

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...

выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".

    Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обуча...

Профориентационная работа с детьми ОВЗ

Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Чтобы ребенок осознанно...