ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКАМИ.
статья на тему

Марина Александровна Симбирская

Нормой общения педагогов и воспитанников  являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании воспитанниками авторитета педагога и его лидерства, что должно проявляться в стремлении воспитанников учиться у педагога, общаться с ним и подражать ему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКАМИ.

 «Если уважение к человеку будет заложено

                                                                в сердцах людей, они неизбежно придут

                                                                к созданию такой социальной, экономической,

                                                                политической системы, которая сделает

                                                                это уважение непреложным законом»

                                                                                  Антуан де Сент-Экзюпери

Этика — это философская дисциплина, изучающая явления морали и

нравственности.

Нормой общения педагогов и воспитанников  являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании воспитанниками авторитета педагога и его лидерства, что должно проявляться в стремлении воспитанников учиться у педагога, общаться с ним и подражать ему.

Приступая к какой-либо деятельности, педагог выдвигает определенные требования, от выполнения которых зависит успех. Но педагогическое требование - это не единственный метод, с помощью которого устанавливаются отношения с воспитанниками. Более того, не подкрепленное заманчивой перспективой, пробуждающей интерес к общему делу, требование легко может стать помехой на пути установления отношений. Важную роль в их создании играют опора на мнение  коллектива и имеющиеся в нем микрогруппы, объективная оценка знаний и поведения воспитанников. Ошибки педагогов в такой оценке чреваты особо тяжелыми последствиями для их отношений с воспитанниками. Большое влияние на становление взаимоотношений педагогов и воспитанников оказывает и личный пример первых, их убеждения, личные моральные качества и поступки. Рассмотрим отдельные ступеньки построения конструктивных взаимоотношений.

  Педагогический такт и авторитет педагога

Из всей совокупности взаимоотношений педагога с воспитанниками, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт. Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к воспитанникам, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними.

Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий педагога, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогом и воспитанниками, зарождается и крепнет дружба.

Личность педагога как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений

С первого дня пребывания ребенка в школе педагог становится для него непререкаемым авторитетом. Это положение сохраняется вплоть до перехода в старшие классы.

Известно, что на детей оказывают влияние не только знания педагога, но и сама его личность, качества его души. Более того, исследования показывают, что роль педагога как источника информации снижается из года в год. Влияние же личности не только не снижается, а, напротив, возрастает. Поэтому в структуре личности педагога наибольшее значение приобретают его ценностные ориентации. Являются ли интересы, склонности, способности, судьба воспитанников значимыми для педагога; является ли для него ценностью наука, основы которой преподает; профессия, средствами которой он служит обществу, и возможность совершенствоваться в ней.           Исследования показывают, что возраст и опыт педагога сами по себе не имеют значимости для воспитанников. Педагог должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе уважительное отношение. Младшие подростки считают, что педагог должен знать все и обо всем. Они более чем критически отзываются о тех своих педагогах, кому довелось признать, что они чего-то не знают. Поскольку младшие подростки в силу недостаточного жизненного опыта еще не могут отделить существенное от несущественного в работе педагога, то вполне возможно, а в отдельных случаях даже желательно, уделять внимание показным, рассчитанным на эффект действиям.

Уважение к личности воспитанника.

     Уважение к личности воспитанника предполагает, прежде всего, равенство, равноправие, партнерство  — несмотря на разницу в положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте и т.д. Препятствием для установления такого партнерства является объективно существующая зависимость воспитанника от педагога - одна из профессиональных особенностей их взаимодействия. Тем более важным и одновременно сложным выступает требование педагогической этики отказаться от ощущения, привычки, сознания этой зависимости или суметь переступить через нее. Другая сложность состоит в том, что каждый современный педагог и не думает отрицать роль и необходимость уважения к личности воспитанника - как само собой разумеющийся признак демократизма мышления и поведения. В чем же конкретно должно проявляться уважение к личности воспитанника?

     Проявлением уважения выступает, прежде всего, доверие, когда педагог видит в воспитанниках равных себе людей со своими взглядами и интересами и надеется, что и они воспринимают его так же. Когда он не притворяется перед ними, когда у него нет «двойной жизни»: личной - для себя и «воспитательной» - для «них». Это и означает доверие.

     Доверие сопряжено с интересом к личности воспитанника, выступающим другим проявлением уважения к ней, причем в данном случае речь идет о личности еще не сформировавшейся, находящейся в процессе становления, что особенно сложно.

     Интерес, как правило, начинается с терпимости: терпимости к самостоятельности мышления воспитанника, его взглядам, внешнему виду, его часто неординарному поведению. Педагог должен привыкать к тому, что сегодня не только волосы, но и мысли подростков нельзя «подстричь под одну гребенку», и относиться к этому следует спокойно. Более того, своим интересом, действиями, поддержкой педагог сам должен стимулировать в них стремление к проявлению собственной индивидуальности и самостоятельности.

     Ушло в прошлое то время, когда идеалом воспитанности был дисциплинированный подросток, поступающий «как все» и сидящий на уроках - «руки на парту». Для современного педагога желанной находкой должен быть «инакомыслящий» ученик, взгляды которого могут расходиться с мнением педагога и с положениями учебника. И терпимость педагога к самым «завиральным» идеям и каверзным вопросам такого ученика, к его скептицизму и желанию «дойти до самой сути» - это не только показатель педагогической культуры, но и залог формирования личности нового типа - свободной, раскованной, творческой. Интерес педагога к личности воспитанника имеет и другую этическую сторону - это, если можно так выразиться, «соискание» интереса воспитанника к себе - «заинтересованность в его интересе». Ведь психологической основой обучения и восприятия информации является интерес к ней, и потому дело нашей профессиональной чести - уметь этот интерес вызвать. Вместе с тем ориентация на заинтересованность воспитанников - это и проявление уважения к ним.

     Доверие к воспитанникам как возможная форма демократизации школьных отношений должно проявляться и в уважении их мнения о педагоге. Разумеется, речь идет не о том, чтобы обсуждать с воспитанниками достоинства или недостатки коллег-педагогов за их спиной: это не этично. Но открыто интересоваться мнением воспитанников о самом себе, изучать это мнение и использовать его для корректировки своей профессиональной деятельности и личных качеств — это не только установление педагогом «обратной связи» с воспитанниками (хотя и оно тоже), но и определенный воспитательный момент, форма доверия к ним.

     Еще одним проявлением уважения к личности воспитанника выступает недопустимость унижения его личного достоинства.

     Недопустимость унижения воспитанника криком, оскорбления словом или делом определяется, по меньшей мере, следующими обстоятельствами. Во-первых, это «использование служебного положения в личных целях»: ведь в этой ситуации педагог явно пользуется тем, что воспитанник, зависимый от него, не может ответить ему тем же. Во-вторых, это «вмешательство в личную жизнь граждан»: ведь понятно, что между воспитанниками, как в любой социальной группе, устанавливаются какие-то отношения симпатии и антипатии, дружбы, товарищества, первой влюбленности... В-третьих, это демонстрация опыта решения всех проблем «силовым методом»: что у кого власть - тому все позволено. В-четвертых, это одновременно и воспитание конформизма, приспособленчества! ибо основной метод воздействия здесь - страх, а не совесть. В-пятых, это, наконец, школа ненависти: в глазах воспитанника, на которого кричит педагог, - и обида, и страх, и злость, и унижение, но главное - ненависть. Возможно, это излишне резкая оценка крика как метода воспитания. Но ведь, как говорил А.П. Чехов,  «Распускать себя порядочному человеку не пристало».

     Вместе с тем уважение проявляется не только в том, чтобы никогда «не гладить против шерсти». Оно выражается и в требовательности к воспитаннику, которую можно представить так: я, педагог, с уважением отношусь к его мнению и знаниям, я верю в его силы и возможности и потому требую с него. Существуют некоторые этические «требования к требовательности».

- Требовательность должна быть доброжелательной и выражаться, скорее, в форме полу-вопроса, полу-совета, а не однозначного приказа!

- Требования должны быть понятными и потому воспитаннику всегда необходимо разъяснять, почему и для чего он должен выполнить именно это задание и как лучше его сделать.

- Требования должны быть реально выполнимы - нельзя забывать, что слишком большой объем или слишком сложное содержание работы вызывает обратную реакцию, и воспитанник, зная, что он все равно не справится с заданием, просто откажется его выполнять.

Заповеди педагога-мастера

1) Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

2) Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

3) Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

4) Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.

5) Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.

6) Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

7) Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

8) Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

9) Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

10) Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

11) Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.

12) Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.

13) Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: «А как вы думаете?».

14) Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

15) Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.

16) Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.

17) Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.

18) Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

Общение педагога с воспитанниками

- Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

- В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

- Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

- При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию развития.

- Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам.

- При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успешности развития детей.

- Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

- Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

- Педагог не злоупотребляет своим служебным положением.

- Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям  взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать воспитанникам свои взгляды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Презентация к уроку-проекту по теме погружения " Человек и природа: этика взаимоотношений"

Данная презентация предназначена для проведения уроков литературы в 5-6 классах...

Этика взаимоотношений в семье

Что такое семьяДля начала давайте определимся с тем, что же такое семья, чтобы далее было проще понять психологию семейной жизни. Семьей называют социальный союз, созданный на кровном родстве или супр...

Доклад «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками »

Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно п...