Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывания взаимоотношений (из опыта работы классного руководителя)
статья

Курманбакиева Любовь Алексеевна

На самой первой лекции полколледжа наш преподаватель сказал нам следующие слова «Я вас еще не знаю, но уже люблю», затем добавил «Если вы решили стать учителем, вы должны запомнить первое золотое правило педагога». Эти слова мне врезались в память и я по сей день стараюсь следовать этому правилу. 

Почти все, кто трудится сегодня в школе, отмечают: "С детьми стало работать сложнее". Верное наблюдение. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка, нет. Просто они стали другими. А вот методы нашей работы с ними порой отстают от развивающейся педагогической действительности, "вечно зеленого древа жизни" - растущего ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Доклад на МО «Гуманитарного цикла»:

Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывания взаимоотношений (из опыта работы классного руководителя)

Учитель: Курманбакиева Л. А.

Панаевск, 2016

Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывания взаимоотношений (из опыта работы классного руководителя)

На самой первой лекции полколледжа наш преподаватель сказал нам следующие слова «Я вас еще не знаю, но уже люблю», затем добавил «Если вы решили стать учителем, вы должны запомнить первое золотое правило педагога». Эти слова мне врезались в память и я по сей день стараюсь следовать этому правилу.  

Почти все, кто трудится сегодня в школе, отмечают: "С детьми стало работать сложнее". Верное наблюдение. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка, нет. Просто они стали другими. А вот методы нашей работы с ними порой отстают от развивающейся педагогической действительности, "вечно зеленого древа жизни" - растущего ребенка.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами и детьми. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов и детей.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. В психолого-педагогической литературе в этом смысле говорят о коммуникативных способностях учителя, важных для осуществления плодотворной педагогической деятельности.

Общение, сотрудничество ребенка с взрослым и сверстниками - необходимое условие детского развития.

Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.

Учитель - это тот, кто учит самому ученью, учит не столько действовать, сколько планировать, и обосновывать будущее действие и искать способы его реализации. Этими способами открытия нового знания учащиеся овладевают при совместном выполнении заданий детьми, а так же - детьми и взрослыми.

Педагогическое общение - особое общение. Это система органичного социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Таким образом, педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психологическим состоянием.

Ученики ценят в учителе доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но более всего они ценят в нем человечность. Учитель должен оставаться для учеников старшим товарищем, потребность в котором у них велика. И учителю не следует надевать на себя маску бесстрастности и равнодушия. Ученики должны видеть, что учитель, как и все, может радоваться и огорчаться, гневаться и страдать. Проявление учителем человеческих чувств, естественное поведение сближает его с учениками, формирует подлинно человеческие отношения между ними. Поэтому учителю следует по возможности чаще общаться с учениками - разговаривать, спорить, играть. Отношение учителя к ученику должно носить не просто официальный, но и товарищеский, дружеский характер. Чисто деловые отношения воспринимаются учениками как казенные, бездушные, а часто и как враждебные им. Человечность же учителя вызывает ответную человечность учеников, которые начинают понимать, что учитель так же, как и они переживает, радуется и огорчается.

Учитель иногда повышает голос на ученика, оскорбляя при этом его достоинство, унижая. Получаемый при этом педагогический эффект - послушание, наведение дисциплины - в его глазах оправдывает это средство. Учитель обязан относиться к каждому ученику как к личности. Неуважение к личности ученика может привести к самым неожиданным последствиям. Мера требовательности учителя к ученику – это своеобразная мера уважения к нему. Требовательность учителя должна быть доброжелательной требовательностью друга, заинтересованного в судьбе ученика. Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой, понятной ученикам.

Особая сторона педагогического сотрудничества – это сотрудничество самих детей в коллективе. «Сотрудничая» или общаясь со своими сверстниками, дети учатся говорить, выражать свое мнение, думать и четко оформлять свои мысли, давать оценку событиям, делать выводы и обобщения. Общение с одноклассниками дает детям моральные ценности. Ребенок идет в школу учиться наукам и учиться сотрудничать, то есть жить в согласии и взаимодействии с другими детьми.

Характер ребенка, его поступки непредсказуемы. Порой дети в своих суждениях и оценках беспощадны. Поэтому всегда рядом с детьми должен находиться старший наставник и не дать ребенку проявлять злобу и ненависть по отношению к таким же незащищенным детским душам.

Каждый раз, когда вы входите в класс, помните несколько так называемых заповедей педагогического общения:

  • Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми.
  • При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач. Очень важно строить общение с детьми не "от себя", а "от них".
  • Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся.
  • Помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией - информацией.
  • Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение "по вертикали", снизу вверх. Помните, что даже малыш стремится в какой-то мере отстаивать собственную самостоятельность и значительность  во взаимоотношениях.
  • Учитель должен уметь выдерживать "паузу ожидания" между своим вопросом и ответами учащихся. Как показывает практика, эта "мелочь" является одной из важнейших задач, которые стоят перед учителем.
  • Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе - без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен.
  • Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей.
  • Умейте слушать детей. Надо выслушивать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени.
  • Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение.
  • В процессе педагогического общения могут возникать разнообразные конфликты. Решение конфликтной ситуации во многом зависит от выбора стиля поведения. Одним из эффективных стилей является стиль сотрудничества.
  • Если в процессе общения с учащимися возникает потребность в дискуссии со школьниками, старайтесь не обидеть оппонентов.
  • Будьте инициативны в общении с детьми; помните, что инициатива в общении поможет вам успешно управлять познавательной деятельностью, организовать сотрудничество.
  • Избегайте штампов в общении с детьми, старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам.

Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский ученый-психолог Д. Карнеги:

  1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
  2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
  3. Давайте четко и  искренне признавать хорошее в других.
  4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
  5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе  - это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевлять их мечтой о будущем, научить их утверждать в настоящем идеалы будущего.

Помните: ребёнок – это всего лишь маленький взрослый и общение с ним также требует определённых навыков. Помните, дети делают не то, что вы говорите, а повторяют то, что вы делаете. К чужим детям в школе, магазине, на улице следует обращаться на «Вы», это поднимает их самооценку и возвышает вас в их глазах.

Не стоит давать понять ребёнку, что вы сильнее даже чисто физически, иначе со временем сами «напоритесь» на такой же аргумент. Выслушивайте детей до конца, не перебивайте его со словами: «я так сказала, мне виднее». Дети имеют право на защиту своей точки зрения.

И самое главное правило в общении с детьми – это всегда старайтесь находить с ними общий язык. Из любой ситуации есть выход, который устроит обе стороны, просто нужно потрудиться и найти его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сотрудничество педагогов и обучающихся как основа складывания взаимоотношений Курманбакиева Л. А.

Слайд 12

Заповеди педагогического общения: Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми. С троить общение с детьми не "от себя", а "от них". Т очно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся. О бщение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией - информацией. Н е организуйте общение с детьми "по вертикали", снизу вверх. Учитель должен уметь выдерживать "паузу ожидания" между своим вопросом и ответами учащихся. Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Умейте слушать детей. Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение. Эффективный стиль поведения в решении конфликтной ситуации - сотрудничество. В дискуссии со школьниками, старайтесь не обидеть оппонентов. Будьте инициативны в общении с детьми. Избегайте штампов в общении с детьми.

Слайд 13

Технология общения по Д . Карнеги: 1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! 2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. 3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. 5.Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Сотрудничество педагога и обучающихся, как основа складывающихся взаимоотношений.

Выступление на МО классных руководителей на тему: "Сотрудничество педагога и  обучающихся, как основа складывающихся взаимоотношений."...