НОД "Богатыри земли русской"
методическая разработка на тему

Демченко Елена Сергеевна

НОД по познавательному развитию расчитана на старший дошкольный возраст. Я попыталась в доступной форме познакомить ребят с богатырями, рассказать об их одежде. Показать, как сложно им было защищать Родину от врагов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_1.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи.

· Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.

· Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

· Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.

· Воспитывать интерес к истории России.

Тип занятия: Интегрированная учебно-воспитательная деятельность по образовательным областям: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, здоровье, безопасность.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная презентация.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада снова вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются.

 Хотите узнать, как? (Ответы детей).

   Вот, например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила, и пожать руку - значит приветствовать, а не сломать пальцы.

Давайте с вами поприветствуем друг друга по-разному, как вам запомнилось. А я, тоже пройду по кругу и поздороваюсь с вами, пожелаю вам здоровья и успехов на занятии.

    Обращаю внимание детей к карте России. (Рис.1)

1.Ребята, вы обратили внимание, что находится на доске? Давайте посмотрим на нее внимательнее.

Много разных стран на Земле, но для нас Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина -значит родная, как отец и мать.

Давайте рассмотрим карту.

2. Мозговой штурм.

 Посмотрите, какая она Россия?

Наводящие вопросы (в случае затруднения)

Как вы думаете, что нарисовано зеленым цветом, коричневым, голубым?

Фиксирую ответы детей на доске: леса, горы, моря и реки, озера (Рис. 2).

Педагог совместно с детьми обобщает знания детей по данной теме:

Молодцы. Вы хорошо ответили на все мои вопросы.

Россия самая большая страна в мире. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса.

3. Малоподвижная игра «Волны». Небольшая физкультминутка, объединяющая воспитанников.

В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце.

Практическая деятельность в ходе знакомства с новым материалом.

Ребята, вот мы с вами рассмотрели карту, как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Сегодня мы с вами будем говорить не просто о Родине, а о прошлом нашей Родины. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы.

Вопрос: Какие пословицы о Родине вы знаете?

Землю, на которой издревле жили отцы и деды, называли Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали болота, издревле на этой земле жили славяне. Более 1000 лет назад славяне основали свое государство-Русь. На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей.

Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.

Вопрос: Как вы думаете, как их называли?

Правильно называли их богатырями. Они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах русский народ слагал сказки и былины. Богатыри-защитники нашей Родины в древности.

Вот как они выглядели. (Слайд )

На чем передвигались?

 Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град,

Спасает бедных и детей

И стариков, и матерей!    

Вопрос: Отличаются ли богатыри от наших защитников Отечества?

Чем? Как вы считаете?

О подвигах богатырей складывались былины. Былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин являлся народ. Они не имеют авторов, как художественные произведения. В былинах говорится  о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов.

О богатырях сказывали не только былины, но их изображали на картинах великие художники. И вот одна из таких картин «Три богатыря» Васнецова. (слайд  )

Вопрос: Какие впечатления у вас вызвала картина Васнецова «Три богатыря».

Давайте с вами рассмотрим богатырей.

Интересная на них одежда, и незнакома нам.

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Показывая на картине педагог разъясняет элементы одежды (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук) слайд

Собираясь, на подвиг ратный, богатыри просили благословения у отца, и матери. Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву.

Контроль усвоения знаний. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

А теперь давайте поможем богатырю собраться в дорогу, на подвиг героический. Выберите ту одежду и оружие, которые необходимы богатырю.

Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.

Физкультминутка:

1,2,3 – Мы теперь богатыри

Руки вверх мы поднимаем

На заставу мы шагаем       

Богатырская застава

Смотрит влево, смотрит вправо.

Ни в морях,   

 Ни в небесах  

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу   

Пусть уходит враг с дороги….

 

Ребята, наше знакомство с прошлым подходит к концу.

Понравился вам рассказ о богатырях?

Какие были русские богатыри?

В древней Руси родовым деревом считался дуб. (слайд ) Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков.

   Мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз.

Сейчас я подарю вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе.  Желаю, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. И еще я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили.

НОД на тему:

«Богатыри земли русской»

в старшей разновозрастной группе

Воспитатель: Демченко Елена Сергеевна

март 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

"Святые земли Русской!"

Урок памяти Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря на Волоколамской  земле, соратника и ученика Сергия Радонежского...

Внеклассное мероприятие "Гений земли Русской"

Внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. Форма проведения -устный журнал....

Классный час в 6 классе : « Сыны Отечества. Защитники земли русской».

Этот классный час был проведен в 6 классе. Он посвящен маршалу Г.К.Жукову. Интересен подготовительной исследовательской работой....

НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЕ БОГАТЫРИ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ...

сценарий праздника для 2 класса к 23 февраля...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»

Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные:    1.способствовать выявлению учащимися особ...