ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
статья на тему

О собрании учебных работ учащихся, как об альтернативном способе оценки, говорили многие отечественные авторы еще в начале ХХ века. Однако эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы. То, что находит распространение сейчас, - это главным образом заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом американском опыте. 

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИДЕИ ПОРТФОЛИО В ОБУЧЕНИИ 

Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с фотографиями для предъявления художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств или на строительный проект.

  •  (слайд 2) Появился в Западной Европе в ХV-XVI веках

Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы в ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.   

  • В 20-м веке стал заменять или дополнять традиционное «резюме»
  • Для оценки достижений организаций, состояния ценных бумаг, научной деятельности  работников и организаций.

В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире - как обозначение представленных достижений фирмы.  

  • В системе образования первыми попробовали учителя в США в 1983-1985 годах

В 80-х годах XX века в США возникла идея применения портфолио в школе, и уже через десять лет ученые стали говорить о настоящей «портфолиомании», охватившей образовательный мир.

(слайд 3) Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ.

ПОРТФОЛИО

  • это набор работ человека, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину
  • это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений человека
  • это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности

О собрании учебных работ учащихся, как об альтернативном способе оценки, говорили многие отечественные авторы еще в начале ХХ века. Однако эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы. То, что находит распространение сейчас, - это главным образом заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом американском опыте.

Кроме Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

(слайд 4) Возможности портфолио

  • Оценка и самооценка достижений обучающихся
  • Оценка и самооценка прогресса в учебной и внеучебно деятельности
  • Организация систематической работы портфолио – накопление данных материалов
  • Целенаправленное формирование умений и навыков

(слайд 5) Виды портфолио по назначению

  • Сборник материалов

Демонстрирует достижения, прогресс, индивидуальность, отличия и преимущества перед одноклассниками, как дополнительная (альтернативная) система оценивания.

  • Процесс и мероприятия

Построенные вокруг сбора материалов, их обсуждения и  построение новых стратегий, изменяющие сложившиеся методы обучения в целом.

  • Система обратной связи

Между учителем и учеником, ориентированная на более ясное понимание учеником целей и задач своей деятельности, его вовлечение в процессы самоанализа и самооценки,  в итоге улучшение процесса его учёбы

        (слайд 6) Традиционная структура портфолио-сборника

1. Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности.

2. Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

► Основное требование для этого компонента — достоверность документов. В бумажном варианте сертификаты, грамоты, дипломы и пр. скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ.

3. Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений учебной и внеучебной деятельности и её результатов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

(слайд 7) Возможные виды портфолио

  • Портфолио документов, или «рабочий» портфолио.

Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс учащегося. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, когда он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

(слайд 8)

  • Портфолио процесса.

Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями как на начальном, так и на более высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта.

        (слайд 9)

  • Показательный портфолио.

Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по предмету в рамках курса. Включает только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и учителем. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ.

(слайд 10)

  • Портфолио развития.

Используется учителем для наблюдения за тем, как прогрессирует обучающийся. Содержит примеры учебных работ в их развитии, а также оценки учеником своих результатов. Этот портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании

(слайд 11)

  • Портфолио для учебного планирования.

Учителя могут использовать существующую систему портфолио (включая портфолио развития) для получения дополнительной информации о классе. Это позволит лучше оценить уровень возможностей детей еще до начала учебного процесса и в соответствии с этим спланировать учебный год. Эта технология поддерживает методы формирующего оценивания.

  • Портфолио подготовленности. Итоговое портфолио  

Портфолио как средство определения готовности ученика ступени  к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в предметных областях и социальной деятельности.

(слайд 12)

  • Финишное портфолио

Портфолио подготовленности. Итоговое портфолио.

По предметам и программам

Портфолио трудоустройства

Портфолио для поступления в профзаведения

(слайд 13)

Форма портфолио - электронное портфолио

В планах может быть хранение и заполнение электронного портфолио ученика на школьном сайте, а в дальнейшем – размещение в образовательной Интернет-среде регионального или федерального уровня.

Задача учителя - помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения.

На каждого ребенка можно завести тетрадь или папку его достижений и регулярно заполнять ее вместе с ним и его родителями, как минимум, в течение года. Это поможет детям доводить сложные дела до конца и выработать внутреннюю последовательность в делах и решениях. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения. Любой, даже самый небольшой, успех имеет значение.

(слайд 14)

Итоговая оценка самого портфолио

  • Оценивание для дальнейшего  обучения

  • Анализ тенденций

  • Приоритеты (области) успехов

  • Профессиональная стратификация

Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ ГБОУ «Школа № 2124» г. Москвы Учитель Барышникова Татьяна Анатольевна

Слайд 2

История использования

Слайд 3

Портфолио , согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ. ПОРТФОЛИО это набор работ человека, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений человека это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности

Слайд 4

Возможности ПОРТФОЛИО

Слайд 5

Виды портфолио по назначению

Слайд 6

Традиционная структура портфолио - сборника

Слайд 7

Возможные виды портфолио Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс учащегося. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, когда он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

Слайд 8

Возможные виды портфолио Портфолио процесса. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями как на начальном, так и на более высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта.

Слайд 9

Возможные виды портфолио Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по предмету в рамках курса. Включает только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и учителем. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ .

Слайд 10

Возможные виды портфолио Портфолио развития. Используется учителем для наблюдения за тем, как прогрессирует обучающийся. Содержит примеры учебных работ в их развитии, а также оценки учеником своих результатов. Этот портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании

Слайд 11

Возможные виды портфолио Учителя могут использовать существующую систему портфолио (включая портфолио развития) для получения дополнительной информации о классе. Это позволит лучше оценить уровень возможностей детей еще до начала учебного процесса и в соответствии с этим спланировать учебный год. Эта технология поддерживает методы формирующего оценивания. Портфолио подготовленности. Итоговое портфолио Портфолио как средство определения готовности ученика ступени к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в предметных областях и социальной деятельности .

Слайд 12

Финишное портфолио Портфолио подготовленности. Итоговое портфолио. По предметам и программам Портфолио трудоустройства Портфолио для поступления в профзаведения

Слайд 13

Электронное портфолио Портфель с материалами База данных Сайт (страница) Блог Форма портфолио - электронное портфолио - Е -portfolio Цифровые материалы

Слайд 14

Итоговая оценка самого портфолио


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы оценки достижений учащихся в контексте ФГОС

В презентации рассмотрены методы оценки на уроках ИЗО....

Методы оценки достижения учащихся в контексте ФГОС на основе личностных УУД

Новый подход к оцениванию уровня исполнения работ учащимися, которые  обеспечиваются  ценностно –смысловой ориентацией учащихся(знание моральных норм,умение соотносить поступки и  событ...

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения выступление па совещании зам. директоров...

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения презентация...

Портфолио ученика как система оценивания достижения требований ФГОС

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Портфолио ученика: · является современным педаг...

Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...

Статистические методы исследования достижений учащихся с ОВЗ по математике

Методы статистики для исследования учебных достижений учащихся с ОВЗ...