Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2014 года. Подготовка обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам.
материал на тему

Меньшикова Юлия Михайловна

Для подготовки обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам необходимо применять специальные коррекционные приёмы при преподавании школьных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам.

«Участие в независимых диагностиках учебных достижений позволяет школам Москвы получать объективную информацию о качестве обучения, сравнивать результаты своих обучающихся с результатами по городу или округу, знакомиться с достижениями лучших образовательных организаций и ориентироваться на них. При этом анализ ошибок и недочётов по результатам каждой из диагностик позволяет своевременно корректировать процесс обучения для достижения в дальнейшем более высоких результатов», - отмечает Алексей Рытов, директор Московского центра качества образования в «Учительской газете» № 25 от 24 июня 2014 года.

Как и в других школах, в нашей школе постоянно проходят независимые диагностические работы МЦКО. Как к ним готовиться?

В нашей школе получают образование учащиеся, имеющие нарушения зрения с сочетанными дефектами развития. В связи с этим, необходимо применять специальные коррекционные приёмы при преподавании школьных предметов таким детям. В своей педагогической практике, использую принцип личностно-ориентированного обучения, направленный на развитие обучающегося. Л.С.Выготский, психолог, отмечал, что человек поступает личностно, где он себя чувствует источником собственного поведения и деятельности. Поэтому надо создать такие условия при получении образования, чтобы учащиеся чувствовали себя источником обучения, самостоятельных действий.

Принцип личностно-ориентированного обучения требует соблюдения условий, которые касаются внутренней мотивации обучения, сформирования условий для осуществления активности обучающихся, наличие у них деятельности, связанной с контролем и оценкой учёбы.

Для достижения этих целей, применяю различные приёмы, способы, виды организации проведения учебных занятий. Учитываю диагностические данные о заболевании обучающихся: состояние зрительной функции, наличие вторичных отклонений, психологические особенности. Учитываю индивидуальные особенности каждого.

На занятиях создаю атмосферу дружелюбия, взаимопомощи «ученика-ученику», «учителя-ученику».

Практикую во время урока листы с напечатанной основой для каждого ученика. На данных листах использую специальный шрифт для слабовидящих «Arial», а также номер шрифта, который подбирается индивидуально. В течение  урока учащиеся используют электронные лупы типа «Топаз», находящиеся в учебных кабинетах. К тому же, ребята пользуются книгами с масштабированным  шрифтом, с чётким изображением и высоким контрастом. Кроме того, используют учебники, задачники в электронном виде, задействуя личные планшеты. Дети применяют и ручные индивидуальные лупы. Всё то, что записывается на доске обязательно проговаривается вслух.

Соблюдаю офтальмо-гигиенические рекомендации для зрительной нагрузки. Важно ограничить занятия, которые связаны с напряжением аккомодации глаз. Вследствие этого, использую смену разных видов деятельности во время урока (письменная, устная, устная работа «на слух»), а также обязательное проведение физкультурных пауз. Учитывая остроту зрения и другие индивидуальные особенности состояния зрения учащихся, провожу определённую посадку на занятиях за рабочие столы.

Такая индивидуальная коррекция каждого, помогает приобретать знания в процессе обучения, сдавая и выполняя успешно экзамены и диагностические работы.

К каждому ученику осуществляю индивидуальный дифференцированный подход к обучению. В процессе учения, стараюсь, чтобы учащиеся достигли осознанного восприятия изучаемого материала, развили слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, а также воображение, логическое мышление, интуицию. От обучающихся добиваюсь понимания взаимосвязи полученных знаний.

На уроках стараюсь повысить интерес к математике учащихся через самостоятельность и активность, использую элементы проблемного обучения. В 5-ых; 6-ых классах предлагаю учащимся в процессе урока составлять аналогичные примеры, задачи, которые только рассматривали, и решать их сразу на уроке.

Вследствие того, что в школе учатся слабовидящие ребята, учитываю темп усвоения нового материала, при выполнении того или иного устного, письменного задания предоставляю отдельным учащимся большее количество времени.

Учимся работать с текстом.

Например, читаем вслух задачу, для составления себе общих условий, ознакомления с текстом. После ребята читают задачу самостоятельно в более медленном темпе. Затем пытаемся пересказать текст. Начинаем выяснять в тексте то, что влияет на решение задачи, и то, что не будет влиять. Если это задача на движение, то ребята самостоятельно пытаются нарисовать схему-рисунок, или устно стараются объяснить, как можно представить этот рисунок. (Некоторым учащимся, в силу очень плохого зрения, для выполнения какого-либо рисунка требуется очень много времени, им легче «озвучить» эту схему. Кроме того, на уроках геометрии учимся решать более простые задачи без чертежа, а только описывая рисунок словесно.) Далее учащиеся составляют таблицу, которая помогает при составлении математической модели: уравнения. По окончании поэтапного решения задачи, всегда проверяем ответ на «правдивость».

После решения задачи, с ребятами обсуждаем важный момент: разбор условия, для того, чтобы добиться верного результата.

Благодаря таким подробным рассмотрениям задач, развиваю у обучающихся самостоятельно выделять сложные, трудные моменты, создавая психологическую ситуацию успеха.

Всегда с учащимися проводим разбор неправильно проделанных домашних заданий, самостоятельных, контрольных, диагностических работ. Обучающимся предлагаются отдельные домашние задания, которые проверяются каждым учителем каждый учебный день, в течение двенадцати лет обучения в школе.

Предлагаю ребятам, при выполнении домашних заданий, осуществлять такое условие: сосредотачиваться при решении на задаче, но если она не получается, то отвлечься, переключить внимание на что-либо другое, чтобы снять напряжение, страх в невыполнении конкретной задачи. Это переключение может быть даже не связано с рассмотрением других домашних заданий. А через некоторое время вернуться к нерешённой задаче.

Воплощая принцип личностно-ориентированного обучения к учащимся с нарушениями зрения, раскрываю их возможности, собственную активность и осознанный интерес к учению, занятиям, что приводит к успешному выполнению экзаменационных, диагностических работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы 29 августа 2013 года Тема: «Анализ работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год»

1.Перспективы развития системы образования в современных условиях, внедрение педагогических и информационных технологий в образовательный процесс для повышения качества знаний учащихся.2. Работа...

Выступление на педагогическом совете по теме "Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию"

Материал включает в себя текст выступления на педагогическом совете, посвящённом подготовке учащихся школы к ЕГЭ и презентационное сопровождение к нему....

Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2011 год. Преемственность обучения. Качество обученности математики в средней и старшей школе.

Начальная школа у обучающихся формирует знания, умения, навыки, мышление, которые необходимы будут в освоении программы в средней школе. Средняя школа продолжает развивать накопленный запас знаний в н...

Выступление на Педагогическом совете «Формирование методологической компетенции у обучающихся..."

laquo;Формирование методологической компетенции у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья по средствам решения задач на уроках математики»...

Выступление на педагогическом совете "Эмоциональность педагога, работающего с детьми с нарушениями зрения»

Эмоции составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Мир эмоциональных пер...

Выступление на педагогическом совете (декабрь, 2019 г.) на тему: «Профессиональная адаптация в объединении «Мир красок»»

     В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный пу...

Выступление на педагогическом совете на тему «Использование новых педагогических технологий в работе учителя географии и биологии с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

За последние годы в педагогике активно развиваются технологии, которые могут быть адаптированы под нужды детей с ОВЗ.Моя тема самообразования звучит: "Формирование чувства патриотизма через эколо...