«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
статья на тему

 

В данной статье автор знакомит читателей с собственным опытом личностно-профессионального сопровождения молодого учителя физики и математики в современной школе, приводя примеры как классических, так и инновационных форм и методов наставнической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание условий профессионального роста молодых учителей в современной школе»

Кукина Елена Леонидовна, учитель физики МАОУ СОШ 37 г. Томска

Наставничество — это

инвестиция в долгосрочное
развитие организации, в ее «здоровье».

Дэвид Майстер

  В настоящее время, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. По-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и того, как удержать их там.

  Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию.

  Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. Наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества.

  Недостаток опыта у начинающего учителя часто приводит к тому, что самостоятельные решения возникающих проблем и личных затруднений, интерпретируются им, как правило, объяснениями внешнего характера: «такой класс», «такая учебная программа», «такие родители учеников» и т.д. Внешний характер объяснения обстоятельств профессиональных неудач нарушает психическое и соматическое здоровье, способствуя раннему психическому выгоранию учителя, что значительно снижает личностную эффективность и работоспособность(1). Поэтому, для успешной адаптации молодых специалистов в школе необходимо осуществлять системное методическое сопровождение (наставничество).

  Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.

  Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

   В данной статье автор знакомит читателей с собственным опытом личностно-профессионального сопровождения молодого учителя физики и математики.

Работа с молодым специалистом ведётся по специально составленному плану.

Планирование осуществлялось по следующим направлениям:

- требования к организации учебного процесса;

- планирование и организация работы по предмету;

- планирование и организация методической работы;

- формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;

- работа со школьной документацией;

- работа по саморазвитию;

- знакомство со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения и лабораторным оборудованием;

- контроль  и анализ результатов педагогической деятельности молодого специалиста.

Содержание деятельности:

На первом (Адаптационном) этапе, после изучения информационного материала были составлены памятки для молодого учителя, в которых изложен алгоритм деятельности в разных ситуациях:

  • Анализ и самоанализ урока;
  • Обязанности классного руководителя;
  • Организация работы с родителями;
  • Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
  • Организация работы с неуспевающими;
  • Составление характеристики учащегося;
  • Составление характеристики класса.

На втором (Основном) этапе осуществлялись такие традиционные формы работы наставника, как: совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно-тематического плана на год до плана конкретного урока, занятия, мероприятия), взаимопосещение уроков и занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности как наставника, так и молодого специалиста – элементы коучинга), работа по самообразованию (поиск общих профессиональных интересов – элементы тьюторинга), отработка конкретных профессиональных приёмов на модельных занятиях (шлифовка мастерства – элементы менторинга).

Кроме этого, наставником были проведены консультации для молодого специалиста по вопросам:

  • Разработка программы своего профессионального роста;
  • Подготовка к первичному повышению квалификации;
  • Выбор темы для самообразования;
  • Подготовка к будущей аттестации.

Одним из важнейших качеств, которое характеризует профессионально-педагогическую компетентность педагога, является инициатива. И выработать ее у молодого специалиста можно только в результате совместной, творческой, проектной деятельности. И поэтому, наставником, совместно с молодым учителем, были разработаны и проведены такие внеурочные мероприятия, как: деловая игра «От идеи до проекта», благотворительная акция в рамках проекта «Доброе сердце», экскурсия в ИЦЭ, совместная подготовка учащихся к компетентностной игре и т.д. Во время летнего трудового лагеря наставник и молодой специалист совместно курировали один отряд. В рамках этой деятельности были подготовлены с детьми успешные выступления в «Конкурсе талантов», «Конкурсе на лучшую съёмочную группу», конкурсе «Знаменитые фразы из кинофильмов», фотокроссе «Стопкадр».

  На этом же этапе под руководством наставника его молодой коллега приступил к созданию своего профессионального портфолио. Опытный учитель показал ему своё портфолио, обратил внимание на требования к нему, подсказал варианты оформления. 

  За первый год сотрудничества с молодым педагогом уровень профессиональной компетентности молодого учителя значительно повысился. В настоящее время  составляется план совместных действий на второй год наставничества.

  Говорят, что 10% людей будут работать хорошо, независимо ни от чего. Еще 10% будут работать плохо, какие бы земные блага им ни обещали. Работа же остальных 80% зависит от искусства управления и стимулирования. В том числе — и от искусства наставничества.

  Автор данной статьи желает всем нам быть хорошими наставниками и получать от этого удовольствие!

Литература

1. Маралова Е.А, Тютюник М.В. К проблеме профессионально-личностного сопровождения учителя в образовательном пространстве современной школы // Человек и образование. Академический вестник института образования взрослых Российской академии образования. – 2010. – № 4. – С. 125-130.

2. Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c.

3. Дворядкина, Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года / Д.А. Дворядкина. – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение профессиональной адаптации молодого учителя в сельской школе

Материал может быть использован в методической работе по сопровождению профессиональной деятельности молодых педагогов....

Эссе Легко ли молодому учителю в современной школе?

Эссе "Легко ли молодому учителю в современной школе?" для муниципального этапа конкурса "Педагогический дебют 2015"...

Молодой учитель в современной школе – это…

Творческая работа, посвященная роли молодго учителя в современной школе....

"Эссе" молодой учитель в современной школе

Великий философ Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что самое трудное – учить, лечить и судить людей. Данное высказывание заставило меня задуматься, каким же все...

Творческая работа на тему «Молодой учитель в современной школе-это…»

Творческая работа на тему «Молодой учитель в современной школе-это…»...

Проект повышения профессионального роста молодых учителей «Школа молодого педагога «Путь к мастерству»

Проект  повышения профессионального роста в целом является планированием деятельности педагогов на определенный период. Педагоги определяют, в каком направлении им двигаться, какие профессиональн...