ФГОС. НА ЧТО НАПРАВЛЕНЫ УУД И КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОНИ ДАЮТ УЧАЩИМСЯ?
статья на тему

Вишнякова Татьяна Викторовна

Этот материал является методической статьёй и направлена в помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_chto_napravleny_uud.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

НА ЧТО НАПРАВЛЕНЫ УУД

И КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОНИ ДАЮТ УЧАЩИМСЯ?

Федеральный государственный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

ФГОС

Методологической основой стандарта второго поколения является системно-деятельностный подход (СДП). В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Что же ЭТО за понятие –  «универсальные учебные действия» (УУД)?

Универсальные учебные действия:

  • В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
  • В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся?

УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Виды УУД:

1) личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

2) регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;

3) познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем;

4) коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.

Ключевые изменения в ФГОС-2:

1. «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования».

2. Объектами итогового контроля и аттестации являются:

– личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;

– метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);

– предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).

Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

– ставить цели;

– решать задачи;

– отвечать за результаты.

СДП нацелен на развитие личности и её духовно-нравственное воспитание, на формирование гражданской идентичности.

СДП предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных активов; 
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий – УУД), гарантированность их достижения, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Таким образом, СДП предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Для достижения нового образовательного результата необходимо обучение организовать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающегося.              

Так как основной формой организации обучения является урок, то в рамках СДП учителю необходимо знать:

  •    принципы построения урока;
  •    примерную типологию уроков;
  •    критерии оценивания урока.

Вместе с тем уже сейчас нам необходимо хорошо понять, что при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Критерии результативности урока

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы.
  • Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель–ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Реализация СДП обучения опирается на методы:

  • активные;
  • интерактивные;
  • исследовательские;
  • проектные.

Дидактическая модель СДП (обучения) позволяет осуществлять:

  • формировать мышление через обучение деятельности;
  • формирование системы культурных ценностей и её проявлений в личностных качествах;
  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

СДП обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии:

1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;

2) проектная деятельность;

3) уровневая дифференциация;

4) информационно-коммуникационные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по коррекции развития познавательных способностей в рамках реализации ФГОС в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)

Материалы по проведению занятий по коррекции развития познавательных способностей в рамках реализации ФГОС в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)...

Какие карьерные возможности вы теряете, не зная языков

Какие карьерные возможности вы теряете, не зная языков...

Консультация для родителей "В какую спортивную секцию отдать ребенка с ограниченными возможностями здоровья?"

Информация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья,  которые определяются с  выбором вида спорта для ребенка.....

ФГОС НОО и ООО: изменения и новые возможности.

Материал рекомендован заместителям директоров по УВР, руководителям методической службы для информирования об изменениях во ФГОС НОО и ООО. Материал можноиспользовать на совещания, методсоветах, педсо...

Презентация "Обновленные ФГОС ООО: обзор ключевых изменений и новых возможностей"

Обновленные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты  ООО: обзор  ключевых изменений и новых возможностей....