Занятия по коррекции развития познавательных способностей в рамках реализации ФГОС в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)
статья по теме

Романова Ольга Дмитриевна

Материалы по проведению занятий по коррекции развития познавательных способностей в рамках реализации ФГОС в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sta.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по коррекции развития познавательных способностей в рамках реализации ФГОС в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)

 «Не начинай обучать того, кто не подготовлен к обучению»

Ян Амос Каменский

В современной государственной политике в области образования декларируются следующие принципы: гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, ориентация на реализацию личностного потенциала. Предметом особого внимания является практическое воплощение одного из ведущих принципов – принцип адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому в настоящее время в Федеральном государственном образовательном стандарте предусмотрена программа коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта, направленная на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включающих, в том числе, психолого­ педагогическое обеспечение, которое подразумевает под собой:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии;
  • обеспечение психолого­педагогических условий (коррекционная направленность учебно­воспитательного процесса;
    учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно­гигиенических правил и норм);
  • обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно­развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Все обучение в начальных классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет коррекционно-развивающую направленность. В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также восполнения пробелов в знаниях, проводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Занятия включены в Учебный план образовательного учреждения с классами для детей с ОВЗ (VII вида), для которых предусмотрено 3 ч.  в неделю за счет школьного компонента. Это время предусмотрено в расписании уроков. Не допускается использование школьного компонента для занятий со всем классом по новым предметам, не предусмотренным Типовым базисным учебным планом для классов данного типа, или перераспределение этих часов между параллелями. Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не должна превышать 20-30 мин. В группы можно объединять по 3 – 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на индивидуально-групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Учитывая  уровень  актуального развития детей с  ОВЗ, учителя нашей школы стараются приспосабливать к ним современные методы обучения; постоянно используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, задания с опорой на образцы; часто прибегают к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу; используют многократные указания и упражнения.  Работая в классе для детей с ОВЗ (VII вида) невозможно точно копировать опыт выдающихся педагогов, его необходимо  адаптировать для данной категории детей: взятое в методической литературе упражнение (задание) используется в авторском плане, вставляется в текст сюжета на занятии, обыгрывается. Учитель ставит  перед собой  задачу – поддержать или сформировать у ребёнка желание учиться. Успех формирует у ребёнка веру в себя, радостный, жизнеутверждающий тонус, рождает энергию для преодоления трудностей.  Тактичная помощь учителя в преодолении трудностей вселяет в него веру в свои познавательные возможности.  Создаваемый  на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности и (что более важно!) сохранению физического и психического здоровья учащихся.

 Основные принципы деятельности учителя при организации коррекционных занятий:

- подбор приёмов и методов коррекционной работы с опорой на ведущую деятельность возраста;

- использование принципов педагогики сотрудничества при взаимодействии с детьми;

- учёт зоны ближайшего развития и опора на сохранённые качества личности;

- соблюдение принципа последовательности и цикличности в подборе занятий;

- строгое соблюдение психогигиенических требований при проведении занятий;

- использование здоровьесберегающих технологий.

В своей деятельности я стараюсь разнообразить организационно – сюжетную основу коррекционных занятий. Это  зависит от возможности и способности моих учеников. Я практикую организацию коррекционно-развивающих занятий с использованием:

  • сказочных сюжетов;
  • элементов фольклора;
  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
  • литературных персонажей;
  • известных и придуманных игр;
  • элементов сюжетно-дидактической игры;
  • сюжетных и пейзажных картин;
  • специально изготовленных пособий – рисунков, коллажей, мозаик, панно;
  • настольно-печатных игр;
  • сюжетов и героев мультфильмов.

При этом я использую не только общеизвестные сюжеты и темы. Часто придумываю сюжет сама, либо использую основу сюжета и развиваю его по ходу занятия.

В результате целенаправленной, систематичной работы  из года в год у детей отмечается положительная динамика развития высших психических функций.

Список литературы:

  1. Приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (вступает в силу с 01.09.2012);
  2. Приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 г.  «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
  5. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  6. Распоряжение Комитета по образованию от 11.04.2012. № 1023-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2011-2012 учебный год»
  7. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организацинно-педагогические аспекты. М.: Центр «Владос», 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Нормативно-правовая основа реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются реализация АООП обучающихся и воспитанников с особыми образователь...

Принципы социального воспитания в рамках внеурочной деятельности в классах с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В статье описан опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках внеурочной деятельности., помогающий социализации и интеграции таких детей в обществе через различные проекты, при ...

Развитие творческих способностей в рамках реализации ФГОС.

Описание опыта работы Дома детского творчества по внедрению в образовательный процесс дополнительного образования детей ФГОС начальной школы...